О существовании проекта «Починок гостеприимный» можно узнать по рекламному баннеру при везде в райцентр. Пандемия мешала началу его практической реализации. Так как обстановка понемногу улучшается, на май запланирован старт с маршрута «По памятным местам Починка». Прежде всего, рассчитывают на студентов и школьников, с использованием Пушкинской карты.
На начальном этапе проект включает 8 маршрутов. Помимо названного, это: «Тушемля: у истоков славян», «По родным местам Н.М. Пржевальского», «Смоленский рожок родом из Починка», «Живая старина В.Н. Добровольского», «Летняя перезагрузка», «Атмосфера необычного места», «Дорога к храму». Сейчас познакомиться с маршрутами можно на сайте музея и в его группах в соцсетях. До недавнего времени в туристические маршруты по области попадал главным образом хутор Загорье, без заезда в Починок, и как часть какой-то программы. Первые восемь маршрутов разрабатывались, прежде всего, на основе имеющихся в районе достопримечательностей. Самое интересное в историческом плане приходилось сочетать с транспортной доступностью. Объекты для посещения выбраны преимущественно недалеко от федеральной трассы. Маршруты ориентированы на широкую по интересам и возрасту аудиторию. Их тематика постоянно будет находиться в работе, пересматриваться, дополняться.
Идея разработки проекта «Починок гостеприимный» с набором познавательных экскурсий изначально исходила от начальника отдела культуры Оксаны Васильевны Курбака. Коллективы музея и библиотек района поддержали эту инициативу и включились в работу. Стараниями сотрудника музея Ирины Аркадьевны Кедяровой (на фото) был создан проект, ставший одним из победителей XVIII Всероссийского конкурса молодёжных авторских проектов в сфере образования, направленный на социально-экономическое развитие российских территорий «Моя страна – Моя Россия» в номинации «Моя гостеприимная Россия». Она выполнила большой объём работы по соблюдению условий конкурса. Владение широким спектром компьютерных программ сыграло не последнюю роль в успешности этой работы. Помог и обучающий акселерационный курс по туризму, который И.А. Кедярова прошла в департаменте инвестиционного развития.
Она презентовала проект перед комиссией, прошла обучение по управлению проектами и развитию территорий. И на основании новых знаний защищала проект уже на финальном этапе. Хоть это и происходило в дистанционном формате, у членов жюри, в состав которого входили люди из туристической сферы, было немало вопросов к каждому конкурсанту. Например, нашу землячку спросили о том, как планируется решать инфраструктурные вопросы. Проект из-за дорожно-транспортных проблем ориентирован на весенне-летний период. Запланировано заключение договоров с турагентствами о приёме групп туристов на их транспорте. Интересно, что в конкурсе на равных условиях с представительницей нашего района участвовали проекты из крупных городов с богатым культурным наследием. Привлечь внимание специалистов туриндустрии сегодня можно чем-то нетипичным, оригинальным.
В 2018 году Ирина Аркадьевна Кедярова пришла работать в Починковкий районный краеведческий музей, органично влилась в коллектив и быстро определила для себя те направления, по которым может быть более полезна и востребована. Имея два высших образования (педагогическое и менеджерское), стала специалистом по культурному наследию, по разработке экскурсий, по работе с госкаталогом. Как человек в районе новый, она не могла не заинтересоваться накопленным краеведческим материалом, и, уже ассоциируя себя с починковской землёй, при разработке экскурсионных маршрутов задумалась о формировании мнения о нашем районе. Коллеги оценили её высокую работоспособность и ответственность.
К разработке маршрутов постарались привлечь местных жителей, предпринимателей. Так в программе посещения Починка появилась остановка в кафе «Закусочная» Дмитрия Кожекина, выразившего готовность меню своего предприятия сориентировать на любой вкус и кошелёк. Будет предлагаться сувенирная продукция, изготовленная починковскмим мастерами. Есть в районе творческие люди, способные провести интересные мастер-классы по различным видам рукоделия, прикладного творчества. Когда на эту инициативу откликнулась Тамара Дмитриевна Ковалёва, то идея представлять гостям, как интересно и насыщенно может жить творческий человек в маленьком провинциальном городе, показалась привлекательной и перспективной. Рассматриваются варианты реализации на маршрутах продукции с личных и фермерских подворий, в сезон – сбор ягод, лекарственных трав.
Разработка маршрутов, подготовка информационного сопровождения – коллективная творческая деятельность работников культуры района. В штатном расписании музея появилось полставки экскурсовода. Планируют привлекать починковцев, готовых увлечь гостей интересным и содержательным рассказом о своей малой родине. Если текст экскурсий пишется как доклад, разыгрывать его можно и как спектакль. У музея сформирован актив энтузиастов, среди которых есть люди, умеющие интересно рассказывать, коммуникабельные в общении. Учитывается желание современных туристов получать познавательную информацию через эмоции. В некоторые детские маршруты включены квест-игры. Обязательно предусмотрены фото-зоны.
Департамент инвестиционного развития высказал намерение выбрать наиболее интересные маршруты и включить их в общеобластной туристический маршрут по югу Смоленской области.
Среди участников конкурса интерес у И.А. Кедяровой вызвали энтузиасты, умеющие в обычном найти оригинальное. Например, не просто организовать велопробег, а подготовить для него транспорт, отремонтированный, восстановленный собственными руками. Единомышленники собираются вокруг яркой личности. Таким образом, идея одного перерастает в коллективный проект.
– Каждый туристический маршрут проекта «Починок гостеприимный» начинается с краеведческого музея, – рассказала его директор М.Ю. Лунёва. – Нам обо всем хочется рассказать, все показать. Хорошо зная свою историю, мы стараемся обогатить образ Починковского района, созданный многими поколениями предков, чем-то новым, своим, но не ломая и не разрушая традиций, а продолжая и развивая их. Нет человека, который бы не хотел путешествовать, узнавать что-то новое, получать эмоциональные впечатления от новых мест, людей, событий. Не менее интересно рассказывать о собственном доме, формировать его привлекательный образ. Весной запланирован очередной объезд достопримечательностей района для дальнейшей перспективной разработки новых маршрутов и дополнения уже подготовленных. Интерактивные средства предполагается использовать для рекламы туристических маршрутов. Мы ориентированы не на зрителей виртуальных экскурсий, а на реальных гостей района.