
Жители Монастырщинского района, как, впрочем, и все наши соотечественники, наверняка хорошо знают об известном у нас в стране байк-клубе «Ночные волки», о жизни и мероприятиях, в которых члены этого клуба принимают участие, либо в тех, которые байкеры проводят сами.
Все они ездят на крутых мотоциклах, которые по слухам тянут по стоимости не на одну автомашину, а одеты в сплошь только им присущую одежду — чёрные кожаные куртки и брюки с многочисленными карманами, а также большие ботинки-берцы.
Симпатичны мне эти кожаные викинги за простоту и ясность, а еще за определенность, твердость убеждений и патриотическую позицию! Но главное объединяющее всех их начало, конечно же, мотоциклы, да такие, что их впору обозвать таким привычным из уже такого далёкого нашего детства выражением — «техника на грани фантастики»! Но в отличие от обычных мотоциклистов, у байкеров мотоцикл является частью образа жизни. В основе их идеологии лежат три символа: дорога, скорость и свобода.
Здесь, в нашей провинции, байкеры кажутся нам какими-то далёкими, существующими где-то там, вдали от нас. Мы твёрдо уверены, что «чаша сия» не для наших земляков. Но оказывается, глубоко в этом ошибаемся, друзья…
Есть-есть байкеры и на нашей монастырщинской земле! Познакомила нас с одним из них давний друг редакции, жительница Монастырщины Любовь Слабышева.
Пришло время раскрыть наконец «карты» и назвать нашего собеседника. Это действительно наш земляк родом из деревни Колосовка Михаил СОЛДАТЕНКОВ!
— Давай на «ты» (как и все байкеры, он не переносит обращения на «вы»). Любовь Павловна — бывшая моя соседка, мы жили с ней рядом в одной деревне, — ответил на мой первый вопрос Михаил.
— Как попал в байкеровское сообщество, Михаил? Что это — изгибы судьбы или внутренняя тяга?
— Мотоциклы моя вечная, непроходящая любовь! Даже сотрудники ГИБДД удивляются при встрече, когда, заглянув в мои права, видят, что у меня только категория «А». А мне машина и не нужна совсем!.. Вот она, моя машина, — улыбается Михаил, при этом бережно хлопает по-своему «стальному коню» (помните, так называл свое средство передвижения Савелий Крамаров устами своего героя в известной кинокомедии «Афоня»).
Мотоцикл Михаила, конечно, впечатляет и восхищает всех сотрудников нашей редакции.
— Что за мотоцикл?
— Он японский, известной фирмы «Хонда» — «Хонда-Голд-Вин», что в переводе означает «золотое крыло». Я давно о нём мечтал!
— Уверен, что он не первый у тебя. А что было до него?
— Да, были, конечно. И все в основном «японцы». Они уже 14 лет сопровождают меня по жизни. 14 лет! Ещё один нюанс связан у меня с этой цифрой. Именно в этом возрасте у меня появился первый в жизни мотоцикл — советской «Восход».
В 1970-80-е годы «Восход» стоил 450 рублей — это 3-4 средние зарплаты. Мотоцикл был неприхотлив, экономичен, легок и ремонтопригоден, хотя и не особо надежен. В то же время самый дешевый автомобиль — «Запорожец» — продавался за 3 000-3 750 рублей.
— Но давайте всё же вернёмся в наши дни, Михаил. Хочу задать ещё такой вопрос. Где и каким путём можно такую мотомарку приобрести?
— Покупают их друг у друга или в Белоруссии, например. Именно там я и покупал предыдущие свои мотоциклы. А этот заказывал… из самой Америки, с аукциона, ещё в апреле прошлого года. И только совсем недавно, в сентябре, я впервые выехал на нём!
— Не могу обойти стороной вопрос цены за него, да и вообще на подобную технику. Верны слухи, что цены на них огромные?
— Конечно, не космические цены, но приличные. Впрочем, это никакая не тайна, достаточно заглянуть в интернет. Мой «голда» (так в обычном нашем лексиконе называют «Голд-Вин») потянул на 600 тысяч рублей, а так цены есть и с шестью нулями…
Уже после того, как Михаил, попрощавшись с нами, уехал, я заглянул в интернет и просмотрел цены на эти марки мототехники. За новые просят от 300 000 до 4(!) миллионов рублей… Вот это да!
Но вернёмся вновь к нашей беседе. На улице, стоя возле этого сногсшибательного мотоцикла, он быстрым движением нажал какую-то кнопку и мотоцикл спокойно завелся. При этом ощущалась мощь его двигателя. Я спросил его:
— Что ещё можно сказать про этот мотоцикл?
— Все мотоциклисты поймут, только спроси их: полторашка или 1.8 — это о чём? Это об объёме двигателя. У моего он составляет 1.8, если точнее, то 1830 куб. см. Двигатель шестицилиндровый, а его мощность равна 118 лошадиным силам! Несведущий человек, если не знает, что это за цифра, пусть представит, что это за езда на телеге, в которую запряжёно 118 коней!.. А ещё есть и музыка!
Действительно на грани фантастики!
— Про «Ночных волков» все знают, а в нашей области есть другие сообщества байкеров?
— Да, есть. Это мотоклуб «Дикая дивизия». Вступить в него попроще, чем в «Ночных волков», просто один год должен пройти с того момента, как коллектив принял тебя, после этого ты уже становишься законным членом клуба.
— А в каких мероприятиях участвуете?
— Туристские поездки, выезды клубом на природу, также посещаем детские дома.
— Как дети реагируют, когда вы приезжаете к ним?
— Очень радуются, просто очень! Любят общаться с нами, конечно же, покататься на мотоциклах. Одним словом, как бы некий праздник получается, когда мы у них в гостях бываем! В связи с эпидемией коронавируса это пока затормозилось. Как раз до введения ограничений в связи с пандемией мы побывали в интернате в Прудках.
— Супер! Просто здОрово! А чему ещё посвящаете свои клубные мероприятия?
— Принимаем участие в акции «Волна Памяти», которая проходит, образно говоря, перетекает из региона в регион. Эстафета берёт начало от Владивостока и далее движется по всей стране, в том числе, конечно, и к нам доходит. Мы её принимаем, встречая на границе с Белоруссией, а затем уже сами, в свою очередь, передаём эстафету дальше. Помните, когда на Смоленщину были доставлены иконы и мощи святого Николая Чудотворца, то при сопровождении работников ДПС мы мотоциклетным кортежем провезли их по улицам города.
В конце нашей беседы не могу не поинтересоваться у Михаила чисто личными, семейными подробностями.
— Расскажи немного о себе.
— Родился я в 1963 году. Детство и юность прошли в нашем Монастырщинском районе, где я жил, учился и рос. В 1985 году подался в Смоленск, там начал свою трудовую деятельность. Более 30 лет проработал на обувной фабрике. В сложные времена переходил с предприятия на предприятие. На мясокомбинате в обувном цехе(!) работал.
— На мясокомбинате?!
— Да, был такой там в то время цех. И не только обувь делали, но и куртки шили, жилетки и другую продукцию выпускали!
Сейчас работаю в хозотделе администрации Смоленска, что на Кловской, дворником. Супруга Инна постоянно здесь живёт, в Монастырщине. Наш дом на улице Октябрьской. Живём по соседству с Александром и Антониной Барановскими. Супруга сначала на пенсии по инвалидности была, а теперь — по выслуге лет. У нас две дочери-погодки, 1986 и 1987 годов рождения. Они подарили нам троих внуков — двух внучек и внука! Газ в дом провели, поэтому зимой полегче стало. Осенью, ближе к зиме, когда начинаются морозы, байкеры, и я в том числе, ставим своих любимых «коней» в тёплые «конюшни» на зимовку.
— Как супруга относится к твоему увлечению, любит «голду» твою или наоборот?
— Любит, ей нравится со мной вместе путешествовать! Особенно нравятся нам поездки в Белоруссию. Оплатим страховку и едем по всей стране, куда душа попросит!
Вот таков он, наш земляк — Михаил Александрович Солдатенков! Во многом схож он с массой своих сверстников, а в чём-то и индивидуален, со своей изюминкой, только ему одному присущими душой, жизнью, редчайшим для всех нас увлечением байком. Если человек чем-то увлечён — он уже красив. Красив и Михаил!
Успехов тебе во всём, земляк, здоровья крепкого тебе, супруге, детям, внукам и всем-всем родным и близким. И спасибо огромное, конечно, Любови Павловне, которая подарила нам такого интересного и классного собеседника!