Поисковый отряд «Спас» принял участие в Вахте Памяти в Глинковском районе.
С 10 по 18 сентября на территории Глинковского района проходила «Вахта Памяти», в которой приняли участие более 200 поисковиков не только из Смоленской, но и из Нижегородской, Владимирской, Брянской областей. Вахта была приурочена ко Дня освобождения Смоленщины. По словам Нины Германовны Куликовских, руководителя областного поискового движения, завосемь рабочих дней были подняты останки 83 красноармейцев, найдены 10 медальонов, установлены 5 имен погибших. Алексей Николаевич Ефременков, руководитель отряда «Спас» Смоленского района, совместно с отрядом «Честь и долг» (г. Смоленск) тоже побывал на Вахте Памяти. Силами отрядов были подняты три бойца. Алексей Николаевич поделился с нами впечатлениями и рассказал об итогах лета.
– Алексей Николаевич, расскажите, каким для отряда выдалось прошедшее лето?
– В связи с пандемией организация всех поисковых мероприятий усложнялась. Ничего сверхъестественного не происходило: выезжали, искали, работали… Реже, меньшим составом, но всё равно вели поиски совместно с другими отрядами. «Именных» бойцов удалось поднять весной – это произошло в деревне Логи Духовщинского района, где проходила Вахта Памяти.
– Где еще довелось побывать?
– Весной работали в Духовщинском районе, в деревне Каспля Смоленского района, на территории города Смоленска совместно с поисковыми отрядами «Фронт» и «Бастион». Иногда сотрудничаем со смоленским отрядом «Честь и долг». Вели активные поиски в Починковском районе. 23 сентября прошло захоронение, в котороммы приняли участие совместно с поисковым отрядом «Факел». Со всеми почестями захоронили останки 8 солдат, которых подняли на территории Починковского района. На территории Смоленского района пока захоронения не планируются. Однако останки на территории МО были найдены, но в связи с пандемией все мероприятия придется перенести на следующий год. Хотелось приурочить всё ко Дню освобождения Смоленщины, но не получилось.
– Что больше всего запомнилось?
– На территории Смоленского района обнаружили останки солдата, при котором был знак за бои на озере Хасан (советско-японский конфликт в 1938 году), медальон был расколот и утрачен, к сожалению. Бойца Красной Армии, погибшего в 1941 году, нашли прямо возле здания администрации Корохоткинского сельского поселения, в д. Магалинщина. Это была случайная находка. Там строился новый дом, останки были обнаружены во время работы экскаватора, мне позвонили, и я выехал на место.
– Как прошла Вахта Памяти в Глинковском районе?
– В этот раз мы работали совместно с отрядом «Честь и долг», подняли трех бойцов Красной Армии. Медальонов при них не было, только личные вещи: котелки, штык, ножи… Другим отрядам повезло больше: у них медальоны были. Я пробыл на вахте четыре дня. Ночевали в лагере для поисковиков, а это более 200 человек из нашей и соседних областей.
– Появилось ли новое оборудование в вашем отряде?
– Да, приобрели новый металлодетектор, способный видеть глубоко в почве. Однако есть и свои тонкости: каждый металл по-разному звучит, под все эти звуки человеческое ухо должно подстроиться. Пока что с металлодетекторо мне учились работать, но в следующем году обязательно испробуем.
– Будет ли проводиться просветительская работа со школьниками, студентами колледжей и вузов?
– Если пригласят, то да. Когда зовут, мы никогда не отказываемся, но в планах такого нет. На территории деревни Стыгино Починковского района планируется захоронение, там будет со школьниками проведена такая работа. – Много ли молодежи интересуется поисковым движением? – Сознательная молодежь вся в той или иной мере интересуется поисковым движением. Но многие сейчас, к сожалению, зависимы от компьютеров, им мало что интересно в принципе, кроме IT-технологий.
– Стоит ли освещать поисковую деятельность?
– Я вообще человек не публичный, в какой-то мере даже стесняюсь освещать нашу работу. Хотя нас всегда призывают выкладывать информацию о прошедших поисках «ВКонтакте»: мол, подняли бойца – отпишитесь. Но я, если честно, не привык это делать и часто забываю. Мы не фотогеничные, да и не красуемся своими успехами. Но, я думаю, всё же стоит это делать, людям надо напоминать: это наше прошлое, наша история, и от этого никуда не деться. Как всем известно, на ошибках учатся, и такое не должно повториться.
– Как привлечь внимание не только молодежи, но и взрослого населения к поисковому движению?
– На самом деле многие сегодня активно интересуются. Даже мой отец, 1959 года рождения, спрашивает: можно я с вами на вахту съезжу? Я говорю ему: поехали, если хочешь. Это нужно один раз увидеть, прочувствовать, и всё само придет. У меня в отряде есть дедушка 65 лет – работает, как молодой.
– Жена продолжает с вами ездить на поиски?
– На Вахту Памяти в Глинковский район она приезжала. У нас родился сын, ему уже 5 месяцев. Со всеми познакомился – с Ниной Германовной Куликовских, с другими поисковиками. Смотрины прошли успешно, так скажем. Так что растим будущего поисковика!..
Настя МАЗНЕВА.