Образование Ярцевский район

Информация к размышлению

Не так давно в организациях высшего и среднего профессионального образования завершилась приемная кампания. Как сообщил заместитель председателя Правительства РФ Дмитрий Чернышенко, в этом году на первый курс высших учебных заведений зачислено 1,2 миллиона первокурсников (для сравнения, в прошлом году — 1,125 миллиона). А подавали документы в вузы около 60% выпускников школ и около 30% выпускников средних профессиональных организаций.

Высшее образование по-прежнему остается для большинства школьников (и еще более – для их родителей) синонимом социальной успешности. В то же время сегодня вузовский диплом не гарантирует профессиональной востребованности. По данным одного из самых популярных сайтов для поиска работы Superjob, 80% дипломированных специалистов испытывают трудности с устройством на работу, 40% не проходят конкурсный отбор из-за отсутствия опыта, 12% не могут устроиться по специальности, 5% не устраивает предлагаемая зарплата. Около 40% выпускников вузов не работают по полученной специальности, утверждает не менее авторитетный портал HeadHunter. Примерно те же цифры называет и Росстат.

Сегодня рынок труда остро нуждается в кадрах – но не в «белых», а в «синих воротничках», то есть в представителях рабочих специальностей. Как утверждает тот же HeadHunter, в 2018 году спрос на квалифицированных рабочих увеличился на 205%. А база вакансий «Работа в России» называет самой высокооплачиваемой в стране профессию сварщика; на втором месте — строительные специальности.

Система образования в стране постепенно начинает перестраиваться в соответствии с запросами рынка труда. Данных о количестве учащихся, поступивших этим летом в организации среднего профессионального образования (СПО) в открытом доступе пока нет, но в прошлом году в российские колледжи и техникумы приняли те же 1,2 миллиона человек. Причем это далеко не всегда троечники, боящиеся не сдать ЕГЭ — среди студентов СПО немало ребят с очень приличными аттестатами.

Вообще в последние годы государство всерьез озаботилось нехваткой квалифицированных рабочих кадров и, как следствие, популяризацией рабочих профессий. Оно и понятно: хотя мы давно живем в постиндустриальном обществе, нам по-прежнему нужны те, кто варит сталь, шьет одежду, печет хлеб, умеет починить станок на производстве или водопроводный кран у вас дома. Даже если однажды мы абсолютно все автоматизируем и роботизируем, контролировать сложную технику все равно будут представители рабочих специальностей.

Сегодня в Общероссийском классификаторе профессий 5,5 тысячи – это профессии рабочие, а распоряжением от 3 сентября текущего года Правительство расширило «перечень профессий и специальностей среднего профессионального образования, необходимых для модернизации и технологического развития экономики страны». В обновленный перечень добавлено 55 специальностей и 35 профессий, а студенты, обучающиеся по профессиям и специальностям из этого перечня, могут претендовать на стипендии Правительства РФ.

В 2015 году в России был утвержден план мероприятий по популяризации рабочих и инженерных профессий. Он включает всероссийские олимпиады и чемпионаты профессионального мастерства, профориентационные фестивали и форумы, школьные кружки и профильные смены для молодежи 14-18 лет, а также агитационные культурно-массовые мероприятия. Вопросами повышения престижа рабочих профессий занимаются не только государственные и общественные структуры внутри страны. Например, в планах международной организации «WorldSkills» до 2024 года создать по всей стране на базе колледжей и техникумов центры компетенций, которые будут сертифицированы по мировым стандартам «WorldSkills» и оснащены новейшим оборудованием.

Бизнес также заинтересован в специалистах рабочих профессий. Сегодня многие предприятия вводят дополнительные надбавки для молодых сотрудников дефицитных профессий, а также обучают перспективных молодых рабочих за счет предприятия.

Словом, проблема это масштабная, и решается она на государственном уровне. Наш город в этом смысле можно сравнить с пресловутой каплей воды, в которой отражается ситуация в стране. На сайте Ярцевского центра занятости населения на 10 сентября представлено около 180 вакансий, и 146 из них – рабочие профессии. А организация среднего профессионального образования у нас одна — индустриальный техникум.

Кто они и какие

В 2020-21 учебном году в техникуме обучается около 500 человек, из которых меньше ста – это студенты заочного отделения, а также школьники, проходящие на базе техникума профподготовку. Основная же часть – студенты очного отделения, которые учатся на базе девяти классов. Сегодня здесь можно получить профессии автомеханика, повара, кондитера, сварщика (ручной и частично механизированной сварки наплавки), электромонтера по ремонту и обслуживанию электрооборудования, портного, делопроизводителя, а также специальности «Обработка металлов давлением», «Техническая эксплуатация промышленного оборудования (по отраслям)», «Техническая эксплуатация гидравлических машин, гидроприводов и гидропневмоавтоматики», «Технология продукции общественного питания», «Техническое обслуживание и ремонт автомобильного транспорта».

Если сравнивать количество студентов сейчас и лет 10-20 назад, то оно заметно сократилось. Но едва ли это связано со снижением популярности техникума у абитуриентов. Скорее — с демографической ситуацией в стране и городе, с той самой «демографической ямой», которую специалисты предсказывали еще в начале 2000-х годов.

О том, кто они и какие они, ребята, выбравшие рабочие профессии, нам рассказала директор Ярцевского индустриального техникума Татьяна Шалаева:

— Они все разные. В основном наши студенты – это выпускники 9-х классов ярцевских школ. Но и среди них есть не только те, кто поступил в техникум сразу после 9-го класса, но и такие, кто пришел к нам учиться через 15 лет после окончания школы. То есть, по окончании основной школы молодой человек не считал нужным учиться дальше, но с возрастом понял, что без образования невозможен какой-либо карьерный рост. Бывает, приходят сложные студенты, но для нас они все хорошие. Мы их очень любим.

— Довольно долго в обществе существовало устойчивое мнение, что в организации среднего профессионального образования (прежние ПТУ) идут только те, кому не по силам 10-й класс, кто боится не сдать ЕГЭ. Насколько это мнение соответствует действительности сейчас?

— Конечно, есть и такие, кто не уверен, что осилит 10-11 классы и ЕГЭ, но хочет получить профессию раньше своих бывших одноклассников. Но практика показывает, что часто тот подросток, который в школе был замкнутым, немотивированным к учебе, здесь как-то раскрепощается, открывается с новой стороны и начинает учиться. Он получает возможность начать с чистого листа, с людьми, которые раньше его не знали и не имеют предвзятого мнения. Есть пример, когда к нам пришел молодой человек, который в школе даже ОГЭ сдал не с первого раза, а наш техникум закончил с отличием. Есть и такие ребята, кто после техникума поступает в институт.

— Назовите, пожалуйста, некоторых из них.

— Мы сотрудничаем со многими вузами. В 2017 году четырех наших выпускниц приняли на бюджетные места в Смоленский областной казачий институт промышленных технологий и бизнеса (филиал) ФГБОУ ВО «МГУТУ им. К.Г. Разумовского (ПКУ)» в Вязьме. В 2019-м наши девочки поступили в Российский экономический университет имени Г. В. Плеханова. В этом году Виктория Левченкова поступила в Смоленский филиал Финансового университета при Правительстве Российской Федерации. Кроме этого, многие наши ребята, получившие в техникуме профессию, продолжают обучение и получают здесь же специальность – это более высокая образовательная ступень.

— Ваши студенты успешно участвуют в различных профессиональных конкурсах. Какие из них Вы считает наиболее значимыми?

— Портфолио у нас большое. На протяжении пяти лет наши студенты ежегодно участвуют в региональном чемпионате «Молодые профессионалы» («WorldSkillsRussia»). В 2019 году Артем Коляда занял третье место в номинации «Поварское дело». Через год он же стал первым в региональной олимпиаде «Технология продукции общественного питания». Кстати, сейчас Артем успешно работает в одном из смоленских ресторанов. В 2020-м на «WorldSkillsRussia» медальон за профессионализм в номинации «Сварочные технологии» получил Дмитрий Макаренков. Этой весной на региональном этапе чемпионата наш район представляли пятеро студентов техникума в четырех компетенциях: «Ремонт и обслуживание легковых автомобилей», «Поварское дело», «Сварочные технологии» и «Документационное обеспечение управления и архивоведение». Первое место заняла студентка 3-го курса Виктория Левченкова, которая в этом году закончила обучение по специальности «Делопроизводитель». В последние два года у нас были победы во всероссийском конкурсе «Профстажировка» и в региональном конкурсе музеев образовательных организаций «Музей года». Высокие результаты наши ребята показывают во Всероссийском диктанте по информационным технологиям «ИТ-диктант» и др.

— Многие ваши студенты подчеркивают хорошую психологическую обстановку в техникуме и доброжелательность педагогов.

— Техникум ведет довольно серьезную воспитательную работу. Мы не отбираем себе беспроблемных учеников. Среди наших ребят встречаются даже такие, кто имеет условный срок – с ними мы тоже работаем, вовлекаем во все мероприятия. У нас очень опытные педагоги, многие отработали в техникуме 30 и более лет – люди старой закалки. Они умеют найти правильный подход к каждому студенту. Где-то словом, где-то делом, где-то мягкостью, где-то строгостью. Но мы ко всем относимся одинаково. У нас нет такого, что к троечнику относятся хуже, чем к отличнику.

— В чем отличие работы школьного учителя от работы преподавателя техникума?

— Наши ученики взрослее, и они сами несут ответственность за себя. К тому же профессиональное образование в отличие от общего не является обязательным. Школа по закону обязана дать ребенку основное образование, то есть выпустить его из 9-го класса – хочет он этого или нет. К нам же студенты приходят сознательно. Мы не держим тех, кто не хочет учиться. И еще одно важное обстоятельство: сейчас нет, как раньше, вечерних школ. Значит, если молодой человек в свое время ушел из школы после 9-го класса, а спустя годы понял, что ему нужно среднее образование, он может получить его у нас.

— Сейчас государство стало очень активно пропагандировать рабочие профессии и мотивировать молодежь к обучению в учреждениях СПО. Чувствуете ли Вы повышение интереса к рабочим профессиям на примере абитуриентов техникума?

— Мы почувствовали такой интерес как раз этим летом. Было подано очень много документов на профессию сварщика, пришлось даже проводить конкурс среди желающих. В этом году обращалось много выпускников 11 классов, но пока у нас нет очного отделения на базе 11-и классов, поэтому такие ребята учатся на базе девяти классов.

— Не планирует ли техникум в будущем открыть очное отделение для выпускников средних школ?

— В принципе, это возможно. Мы готовы начать обучение по любой специальности, которая пользуется спросом. Тем более теперь выпускники школ, которые не планируют поступление в вуз, могут сдавать не только ЕГЭ (единый государственный экзамен), но и ГВЭ (государственный выпускной экзамен).

— В нашем городе очень много рабочих вакансий. О дефиците квалифицированных рабочих постоянно говорит руководство ООО «ТМК-ЯМЗ». Вы сотрудничаете с этим предприятием?

— Сейчас у нас обучается третий курс по специальности «Обработка металлов давлением» — это как раз пример сотрудничества с заводом. Также мы готовим специалистов по направлениям «Техническая эксплуатация промышленного оборудования по отраслям», «Техническая эксплуатация гидравлических машин, гидроприводов и гидропневмоавтоматики», занимаемся лицензированием профессии «Черная металлургия». Многие наши выпускники уже работают на «ЯМЗ».

— Ежегодно техникум выпускает не менее десяти швей и поваров. Однако мы постоянно видим объявления о том, что в кафе и рестораны нашего города требуются повара. Где же ваши выпускники?

— Наши выпускники работают в «Старом русле» — мы давно сотрудничаем с этим кафе, один выпускник – в «Апельсине». Но, конечно, при возможности ребята ищут работу в Смоленске и других крупных городах.

— Но студенческие годы это не только учеба.

— Конечно. У нас много спортсменов. Почти ежегодно наши студенты становятся победителями городского легкоатлетического кросса, посвященного Дню Победы. Второй год ребята работают в студенческом стройотряде «Смоленскэнерго». В этом году наши стройотрядовцы получили благодарность за свою работу. Волонтерский отряд «Титенковцы» помогает социально-реабилитационному центру для несовершеннолетних «Радуга» и приюту для животных. Наши студенты участвуют в уборке города, в благоустройстве Поля Памяти. Ребята вообще очень отзывчивые и интересные.

Разные и интересные

Ребята, действительно, разные и интересные. Наши читатели уже знакомы с победительницей чемпионата «Молодые профессионалы» Викторией Левченковой.

А вот будущий автомеханик Илья Алферов как раз из тех выпускников девятых классов, кто побоялся идти в 10-й класс из-за ЕГЭ. Зато сейчас о нем говорят как о старосте группы, волонтере, спортсмене, активисте.

— Стараюсь, учусь, играю в баскетбол в команде ФОК, участвую во всех делах. Мне все это интересно, я не могу без этого, — рассказывает Илья. — Мне нравится профессия автомеханика. Это востребованная и хорошо оплачиваемая работа.

О том, чем он будет заниматься после окончания техникума, Илья пока не думает, но знает, что обязательно пойдет работать по специальности.

Второкурсник Амаль Шакиров — человек разносторонний: будущий повар, кондитер и неизменный участник всех праздников и мероприятий, будь то районная игра «Что? Где? Когда?» или работа в студенческом стройотряде.

— В техникум поступил по желанию, и пока меня все устраивает, — говорит Амаль. — Мне нравится здесь учиться, появилась мотивация, и тому есть целый ряд причин. Преподаватели здесь очень внимательные, да и сам я сейчас стал взрослее, учусь осознанно. А главное, занимаюсь тем, что мне нравится.

По окончании техникума Амаль хотел бы найти работу в Ярцеве, так что, не исключено, скоро нам представится возможность попробовать блюда начинающего кондитера.

Не сразу нашли свой путь и Екатерина Симанкова и Елизавета Егорова, осваивающие профессию портного.

Катя до поступления в Ярцевский техникум успела проучиться два года в Смоленском педколледже. Хотела быть воспитателем детского сада, но с дистанционным обучением во время пандемии не справилась. Впрочем, сейчас девушка не жалеет о том, что все так получилось:

— Мне нравится здесь учиться, профессия нужная, можно не только работать на производстве, но и попробовать начать свой бизнес. В техникуме хороший коллектив. Преподаватели с пониманием относятся к нашим проблемам и сложностям. Если ты что-то не понял, тебе объяснят хоть 10 раз и поддержат в любой момент. Это очень важно, когда тебе говорят «ты сможешь». Начинаешь верить в себя. Если в педколледже я училась в основном на «3», то здесь я отличница.

Лиза Егорова училась с Катей в параллельных классах, но тогда девушки почти не общались, а вот в техникуме подружились. В отличие от Кати Лиза по настоянию родителей пошла в 10-й класс, но позже все-таки забрала документы из школы, а еще через год поступила в техникум.

— Об этом я ни разу не пожалела, — рассказывает Лиза. — Я неплохо рисую, и профессия швеи – хорошая возможность применить свои навыки в дизайне и пошиве одежды. Возможно, в дальнейшем продолжу учебу по специальности «дизайн одежды».

Разглядеть индивидуальность

Разговаривая с ребятами, я думала о том, как важно вовремя разглядеть индивидуальность ребенка, не оценивать его только по отметкам в школьном журнале, чем порой грешат учителя и родители, и дать возможность выбора. Ведь не самый сильный ученик часто оказывается талантлив и успешен в какой-то иной сфере жизни.

А еще нашему обществу пора отказаться от стереотипов и вернуть былое уважение к людям рабочих профессий, хотя бы потому, что менеджеров всех видов вокруг великое множество, а хорошего повара или парикмахера поди поищи. Я уже не говорю о невозможности развития промышленности без квалифицированных механиков, сталеваров, сварщиков.


Вам также может понравиться