Вот уже более пятидесяти лет, а именно с 1968 года, на территории Селезневского сельского поселения, в районе реки Сертейки, проходят археологические экспедиции. Благодаря экспедициям, археологам в Велижском районе уже удалось обнаружить памятники позднего палеолита, стоянки раннего неолита, многослойные поселения среднего и позднего неолита, стоянки начального железного века, мастерские по добыче железа и его переработке, изготовлению керамики раннего железного века, селища и городища культуры длинных курганов. Наиболее информативным источником для изучения эпохи неолита – начала железного века является керамика, т.к. она подвержена изменениям, порождаемым стремлением человека к совершенствованию и отражению этнической идентификации. Фрагменты керамических изделий в районе р. Сертейки присутствуют в большом количестве.
И вот в первых числах августа инициативная группа велижан в составе Л.П. Осиповой, председателя Велижского районного Совета депутатов, А.В. Моргунова, депутата Смоленской областной Думы, Л.А. Качулиной, директора Велижского историко-краеведческого музея, специалистов отдела по культуре и спорту Администрации посетили Сертейский археологический комплекс, чтобы, как говорится, из первых уст услышать о находках археологов, соприкоснуться с предметами быта древних людей.
Археологические раскопки велись, как обычно, в двух направлениях: наземные – в археологическом шурфе и водные. С помощью насоса с мест, где находились свайные поселения каменного века, откачиваются донные отложения, которые потом промываются и исследуются. Остатки же свайных поселений нам удалось увидеть воочию.
В археологическом шурфе кипела работа. Молодые студенты-археологи, члены строительного археологического отряда, по локти в глине, которая является отложением ледникового периода, из глубины доставали различной формы и размера деревянные колья.
И Андрей Николаевич Мазуркевич, руководитель экспедиции, видя некоторое смятение в наших глазах, пришел на помощь, поясняя следующее: «В данном археологическом шурфе мы начали работать с 2015 года. Поднимая слой за слоем землю, находя определенные фрагменты, касающиеся жизни людей, мы понимаем, к какому временному периоду все это относится. Находили мы здесь остатки жилищ древних людей и 5-6 тысячелетий до нашей эры, и 6-7 тысячелетий до нашей эры.
Вот сейчас перед собой, точнее в глубине, вы видите остатки рыболовных запоров, которые по всему периметру были обтянуты рыболовецкой сетью. Скорее всего, это относится к 3 тысячелетию до нашей эры. Фрагменты лубяной рыболовецкой сети (узелки) мы также здесь обнаружили. Соответственно, можем сделать вывод, что через сеть в озеро уходил малек, а крупная рыба оставалась. Уникально, что этот пятиметровый запор сохранился. Может быть, он идет еще и дальше, нам это еще предстоит установить. Но еще более уникально, что такой же запор был обнаружен нами ранее недалеко от дороги, возле моста. Это свидетельствует о наличии в этом месте рыболоведческого колхоза.
Найденные в данном шурфе фрагменты свидетельствуют и о том, что люди пришли сюда из степи (современной Липецкой, Воронежской губернии). Большой вопрос: зачем они это сделали, но их присутствие – это факт. В 2017 году здесь же удалось найти воинские украшения, сделанные из клыков кабана, которые служили своего рода защитой. На юге подобные вещи, как правило, делались из меди. Одним словом, это место – уникальный археологический памятник для понимания истории родного края, истории всей Смоленщины».
Мы разговаривали, а раскопки шли полным ходом. Поднятую землю археологи в обязательном порядке промывали, и все, что представляло интерес, складывали в пакеты, чтобы увезти с собой для последующего изучения. «Чаще всего удается обнаружить орехи, угли, остатки мака, косточки, жженые кости, – поясняет Андрей Николаевич. – Понятно, что, как правило, сжигали лосиные кости, но вот и кости бобра попадаются в большом количестве. Находим фрагменты орудий труда, фрагменты весел, фрагменты керамических изделий. Осматривая деревянные колья на предмет вида заточки, восстанавливаем временные рамки (круговая заточка и заточка по краям относятся к разным временным эпохам). Следы топоров также сопоставляем с теми изделиями, которые находим. Все это представляет для нас, археологов, ценность, т.к. несет в себе большое количество информации. А ведь наша задача и заключается первоначально в сборе информации, а уже затем в восстановлении фактов. Чем больше информации соберем, тем интереснее и понятнее становится сам факт пребывания в этой местности древних людей».
Конечно, одно дело – рассказать читателю и совсем другое – увидеть, прикоснуться к прошлому, которое иногда даже трудно представить. Но сам факт уникальности Велижского края неоспорим, точно так же, как неоспорим факт присутствия на велижской земле древних людей, палеолитических поселений и стоянок, селищ и городищ культуры длинных курганов.
А раскопки в Сертейском археологическом комплексе в этом году подходят к своему логическому завершению. Итоги этой работы археологам, конечно же, еще предстоит подвести, а нам остается лишь ждать новых экспедиций, новых находок, новых открытий.