С возвышенной насыпи, представлявшей собой своеобразную наблюдательную площадку для нескольких десятков заводчан, гостей из столицы, а также коллег с уральского Северского трубного завода (Свердловская область), все происходившее внизу в самом центре песчаного полигона казалось нереальным шоу и завораживало профессионализмом исполнения сложнейших технических манипуляций. На показательных выступлениях под управлением опытных машинистов Евгения Дейкуна и Алексея Минаева стальная колесная техника синхронно кружилась и замирала в поклонах с грацией, присущей хорошо вышколенным хореографическим коллективам. Стальные механизмы с вылетом стрелы до 16,5 метра, ежедневно поднимающие тонны грузов в горячих цехах металлургического производства, нежно и трепетно смыкали четырехлепестковые грейферы, сжимая тонкое хрупкое прозрачное стекло, пластмассовые емкости, резину. Стеклянная посуда, искусно переставленная колесными перегружателями на заранее определенное место, блестела и сверкала на солнце без единого скола и трещины.
Высокая оценка руководства
9 июля в канун профессионального праздника — Дня металлурга машинисты перегружателей копрового цеха ООО «ТМК-ЯМЗ» Артем Купреев, Евгений Яговкин, Сергей Анисов, Евгений Дейкун, находясь в кабинах своих машин, упражнялись в профессиональном мастерстве.
Конкурс, приуроченный к 20-летию Трубной Металлургической Компании (ТМК), начался с государственного гимна и поднятия флага Российской Федерации. Небольшая презентация и показательные выступления, демонстрирующие возможности техники, позволили оценить всю сложность конкурсных заданий на полосе препятствий. Инициатором проведения мероприятия выступило руководство Ярцевского металлургического завода. Приветственная вступительная речь управляющего директора ООО «ТМК-ЯМЗ» Виктора Новикова была краткой, но емкой:
— Уважаемые коллеги, сегодня мы присутствуем на тренировочной обучающей площадке производственного полигона, сделанного по проекту одного из самых опытных работников нашего предприятия – Валерия Николаевича Руденко. Определить победителя состязания будет сложно. Несмотря на нелегкий труд, все участники в процессе каждодневной работы показывают идеальное владение техникой. Их умение чувствовать сложный механизм обеспечивает высокие производственные показатели. Я уверен, что сегодня мы еще раз убедимся в том, что каждый заводчанин в составе единой сплоченной команды способен на многое.
Заместитель генерального директора ТМК по технологии и качеству Алексей Емельянов — частый гость на Ярцевском металлургическом заводе.
— Ярцевский металлургический завод – достаточно современный производственный комплекс, один из лучших в отрасли по определенным производственным показателям, — сказал он. – Несмотря на то, что завод располагается не в металлургическом регионе России, он укомплектован отличными специалистами, профессионализм которых гарантирует высокую эффективность производства. Одним из залогов лидерства ЯМЗ является интеграция в семью ТМК – как в производственном, так и в социальном плане. Благодаря совместному участию в профессиональных конкурсах коллективы наших заводов не только демонстрируют свое мастерство, но и делятся опытом и перенимают лучшие отраслевые практики.
Порядок в танковых войсках
С наблюдательной площадки, как с капитанского мостика, полковник в отставке, в настоящее время заместитель начальника копрового цеха Валерий Руденко общался с водителями перегружателей по рации. Передавая только одним им известные координаты, он добивался слаженности действий машинистов и синхронности выполнения отдельных команд.
— Впервые я столкнулся с техникой в армии, — сказал Валерий Николаевич. – Я отслужил 27 лет в танковых войсках, был начальником отдела боевой подготовки корпуса. С выходом на заслуженный отдых мне не хотелось сидеть без дела. Передавать опыт молодым специалистам – важное и нужное занятие. Я уверен, что профессию машиниста может освоить каждый. Это как управлять танком. Любого можно научить, было бы желание. Сегодня здесь участвуют лучшие машинисты перегружателей, определенные по результатам работы в своих трудовых коллективах.
Среди облаков поднимавшейся пыли и рева работающей техники на рабочем столе Валерия Николаевича очень трогательно смотрелся букетик полевых цветов, положенных к фотографии Константина Рокоссовского.
— Примечательно, — сказал Валерий Николаевич, — что на месте этого заводского полигона, когда-то проходили кровопролитные затяжные бои, которые сдерживали стремительное наступление немецких войск на Москву. 81 день самую продолжительную оборону на подступах к столице возглавлял Константин Рокоссовский. Здесь талантливый военачальник смог дать отпор немецким частям. Сегодня наши ребята тоже участвуют в битве за звание лучшего, преодолевая все препятствия на своем пути.
На этом конкурсе было много интересных и захватывающих моментов. Вот Сергей Анисов умело складывает резиновые шины в форме пирамиды. А спустя всего несколько минут, затаив дыхание, зрители следят, как он с меткостью военного снайпера набрасывает металлический диск с лентами на стойку. Вот Евгений Дейкун, захватив стальную балку, ловко укладывает ее на металлические опоры. Через стекло кабины перегружателя видно, с каким напряжением и сосредоточенностью Артем Купреев перемещает пятилитровую канистру с водой. При прохождении очередных этапов заводчане рапортуют Валерию Николаевичу. Все результаты заносятся в сводную ведомость.
Особая сложность работы колесной техники заключалась в неровности рыхлого песчаного покрытия, по которому передвигался транспорт. Любое неловкое движение могло негативно сказаться на результате. Поэтому внимание было акцентировано не на скорости, а на безопасности.
В рамках обмена опытом
С вхождением ярцевского завода в группу ТМК для заводчан открылись дополнительные возможности по повышению профессионального уровня и мастерства. Так, в компании ежегодно проводится чемпионат рабочих профессий «Игры мастеров» по стандартам международного движения WorldSkills, где сотрудники предприятий соревнуются по целому ряду дисциплин. При этом состязания между водителями погрузчиков пока не вошли в конкурсную программу, и работники копрового цеха Северского трубного завода Иван Петров и Михаил Ефремов приехали померяться силами с металлургами в Ярцево.
— Для нас важно встретиться с коллегами, работающими на других предприятиях, посмотреть, как функционирует производство, как выстроена работа в коллективе, поделиться своими наблюдениями. Особенно интересно ознакомиться с опытом предприятий, работающих в смежной для нас отрасли. Несмотря на сходство многих процессов, в том числе в электросталеплавильном производстве, все же на ЯМЗ особая специфика, не сравнимая с технологиями изготовления труб. Совместное участие в соревнованиях, на мой взгляд, укрепило наше взаимодействие. Здесь мы встретили достойных соперников, — отметил водитель погрузчика копрового цеха СТЗ Иван Петров.
Победителями не рождаются
По мнению всех участников конкурсного состязания, среди множества зрелищных заданий наиболее сложным стал захват пустой трехлитровой банки. Хрупкое стекло с легкостью трескалось от малейшего давления извне. Но, несмотря на то, что силу давления стальных механизмов перегружателей рассчитать заранее было сложно, почти все ребята справились. С азартом и оптимизмом они сменяли друг друга в душных кабинах. В коротких промежутках на бегу удалось получить небольшое интервью.
— На каких видах перегружателей вам легче работать, на гусеничных или колесных?
— Я пришел на завод в 2009 году, — ответил машинист копрового цеха Евгений Яговкин. – С 2011 по 2016 работал на гусеничной технике, она обладает повышенной проходимостью. Потом пересел на колесную, которая более устойчива на твердых поверхностях. У каждого транспорта свои преимущества. При желании можно освоить любую технику.
— Какой этап был самым сложным из всей полосы препятствий?
— Пожалуй, неровность дороги, — улыбнулся Артем Купреев. – Да, в принципе, здесь ничего сложного нет. Все препятствия копируют нашу повседневную работу.
— Любой ли человек сможет работать машинистом перегружателя?
— К сожалению, нет, — отметил начальник участка спецтехники и перерабатывающего оборудования Антон Телков. — У нас были примеры, когда человек приходил, обучался и… уходил из профессии. Для того чтобы этим заниматься, нужно дружить с машиной, любить ее, чувствовать. Техника очень сложная, тяжелая, нужна сноровка. Чтобы работа проходила слаженно, нужно постоянно быть в состоянии напряжения и полной готовности. Сегодня ребята это продемонстрировали.
Победителей награждали почетными дипломами. По итогам конкурса первое место занял Иван Петров (СТЗ), второе – Сергей Анисов (ТМК-ЯМЗ), третье – Михаил Ефремов (СТЗ).