Интервью Общество Смоленский район

В конце мая, по традиции, во всех школах звучит последний звонок, уходят выпускники, покидают стены, где на протяжении одиннадцати или девяти лет (у кого как сложилось) их воспитывали, «наполняли» различными знаниями, где ребята учились дружить, работать в команде и постигали многие другие навыки, которые могут пригодиться в дальнейшей жизни.

– Сейчас жизнь предъявляет такие требования, что по итогам обучения каждый наш выпускник должен быть востребован на рынке, – говорит директор Сметанинской средней школы Сергей Игоревич Мачульский. – Но я считаю, наши дети должны не просто себя реализовать в какой-то профессии, но и стать достойными гражданами нашей страны, быть патриотами и приносить пользу своему государству.

Сад выпускников Сметанинской школы

В Сметанинской средней школе к концу этого учебного года насчитывалось 123 ученика, 14 преподавателей, помимо этого еще директор и два его заместителя. Практически все учащиеся проживают непосредственно в Сметанино, однако школьный автобус подвозит также детей из деревень Архиповка, Зеньково и Вонлярово, нескольких школьников из Катынского сельского поселения родители самостоятельно доставляют на занятия.

– Сейчас молодежь отличается от той, которая была два десятка лет назад, когда я заканчивал школу, не говоря уже о более давних выпусках. Я вовсе не хочу сказать, что современная молодежь хуже, она другая. В наше время компьютеры только появлялись, а мобильные телефоны и интернет были из области фантастики. Наличие всего этого сильно сказывается на развитии современных детей, но я как преподаватель, как директор школы считаю, что неважно, какими информационными технологиями пользуется ребенок, главное – помимо знаний школа вместе с родителями должна научить ребенка трепетному отношению к своей стране, к ее истории, воспитать чувство патриотизма.

Сергей Мачульский – сам выпускник Сметанинской школы, здесь для него прозвенел первый звонок, а в 1999 году – последний. Правда, по словам Сергея Игоревича, изначально он не собирался быть не то что директором школы, но даже преподавателем.

– После окончания физинститута ушел в армию, а поскольку я обучался на кафедре борьбы, призвали меня в элитные войска. Службу проходил в разведке спецназа. После демобилизации отработал какое-то время в различных организациях, не связанных со спортом. Но всё-таки тянуло меня к своей профессии, на которую учился, – тренер, учитель физической культуры. Начал работать в Архиповской основной школе, показал хорошие результаты, после чего предложили перейти в мою родную Сметанинскую среднюю школу. Я с радостью согласился и вот уже с апреля 2013 года занимаю должность директора.

Именно с того момента в школе была установлена новая традиция празднования «Последнего звонка».

– Мы решили сделать сад выпускников, – поясняет Сергей Мачульский. – Каждому выпускному классу первоклассники дарят саженец дерева (со временем остановились на туе). Каждое посаженное деревце отмечается специальной табличкой, на которой указывается год выпуска класса, посадившего данную тую. Наряду с этим, опять же по установившейся традиции, фасад школьного здания будет украшен баннером с фотографией выпускного класса. И этот снимок будет находиться там в течение года, до следующего «Последнего звонка», пока его не сменит фото новых выпускников.

– В прошлом году нашей школе исполнилось 145 лет, но в связи с пандемией коронавируса мы не отметили юбилей. У меня есть мечта – по окончании пандемии провести масштабное мероприятие, собрать выпускников прежних лет. И вывесить все эти баннеры, – делится сокровенным директор Сметанинской школы. – Ребята будут смотреть на себя, на бывших учеников – какими они были в год окончания школы. Приятно, когда в школу приходят, вспоминают преподавателей, истории из школьной жизни. Отмечу, что в нашей школе в большинстве своем учатся дети тех, кто заканчивал именно это учебное заведение. И я считаю, очень здорово, когда родители покажут своим детям сад выпускников, расскажут, какое деревцев посадили они сами. В этом есть определенный символизм, основанный на непосредственном общении, живая, а не на словах связь поколений – родителей и детей.

– Сергей Игоревич, а с выпускниками школа поддерживает связь, вы знаете, как сложилась их жизнь? – Да, я прекрасно знаю, кто и куда поступил, чем занимается. В основном наши выпускники работают в Смоленске, но живут по большей части в Сметанинском сельском поселении. Поэтому видимся мы постоянно.

Жалко расставаться, когда все трудности позади

Нина Александровна Хомякова уже почти четыре десятка лет работает преподавателем. – Нередко от людей в возрасте можно услышать такая фразу: «А вот в наше время молодежь…» И дальше разного рода (не всегда лицеприятные) комментарии в адрес молодых людей. По вашему мнению, о современных детях действительно нельзя сказать ничего положительного? – Я не могу утверждать, что современные дети стали хуже по сравнению со своими предшественниками. Никаких серьезных изменений в представителях подрастающего поколения не произошло. Но не стоит забывать, что мы ведем речь о детях, проживающих в сельской местности. Здесь особый микроклимат, здесь все на виду.

– А какие воспоминания у вас останутся о нынешнем выпуске?

– У меня очень хороший класс: дети развитые, отзывчивые, добрые, всем интересующиеся, а также очень исполнительные, уважительные, активные.

– Жалко расставаться?

– Конечно, жалко. Знаете, почему? Когда в воспитательном процессе все трудности позади, когда ребята уже сформировались как порядочные люди, вот их и жалко отпускать, хотелось бы, чтобы они еще поучились. Конечно, наибольшей отдачи от учителя требует работа в средних классах, здесь и непосредственное обучение, и очень сложный воспитательный процесс, а уже в старших классах ребята в школу ходят сознательно, они четко понимают, зачем и для чего учатся. После девятого класса в школе остаются самые целеустремленные.

Прощай, школа!

Позади одиннадцать лет жизни. А начиналась школьная жизнь, которая уже неумолимо подходит к концу, примерно так: – Помню, погода на 1 сентября одиннадцать лет назад была пасмурная, вроде как будто даже дождь накрапывал, – рассказывает Валентин Петрукович. – Номы всё равно выстояли на линейке, нам подарили наборы первоклассника. Помню, как Диму (Дима Лопатин – одноклассник Валентина, во время рассказа сидит за соседней партой. – Прим. авт.) посадил на плечо одиннадцатиклассник, и он дал первый звонок. Меня взяли за руку и повели в класс. Я пришел в класс с чувством, что вот, ура, закончился детский сад. Там днем заставляли спать, а я спать не хочу, я знания поглощать хочу. Я слышал, что в школе лучше, чем в детском саду, но по прошествии времени я очень разочаровался, понял, что зря повелся на эти разговоры и хочу обратно в детский сад (смеется).

Теперь, конечно, всё это позади, и подобного рода воспоминания о прошлом могут вызвать не более чем улыбку. Гораздо важнее, как ребята видят свое весьма недалекое будущее. Сам Валентин Петрукович намерен поступать в энергоинститут, после чего мечтает работать на атомной станции. А через десять лет видит себя как минимум специалистом с дипломом о высшем образовании и успешной работой. И к этому времени Валентин надеется уже обзавестись семьей.

Две Екатерины – выпускницы Екатерина Никитенкова и Екатерина Коломейцева – намерены поступать в СмолГУ. Правда, Екатерина Никитенкова еще не определилась с факультетом, а Екатерина Коломейцева хочет учиться на педагога-психолога. Заглядывать далеко в будущее Екатерина К. пока не хочет, говорит: как будет, так будет. У Екатерины Н. представление о будущем таково: работа, дом, семья. Дарья Ледущенкова тоже не хочет заглядывать далеко в будущее, говорит: лучше вообще не планировать, сейчас главное – хорошо сдать ЕГЭ, от этого всё и будет зависеть. Сама Дарья еще во время учебы хорошо проявила себя во всероссийских конкурсах по финансовой грамотности в Москве и Санкт-Петербурге, а два года назад стала бронзовым призером регионального этапа чемпионата профессионального мастерства WorldSkills в компетенции «Предпринимательство – юниоры». Весьма вероятно, что будущая профессия Дарьи будет связана с экономикой или финансами.

На перепутье с выбором будущей профессии находится и Роман Белошапкин: «У меня два направления: или в медицинский колледж на фармацию, или в физакадемию, чтобы стать учителем физкультуры». Дмитрий Лопатин видит себя в мечтах нейрохирургом, для чего собирается поступать в СГМУ.

Здравствуй, школа!

Пройдет немного времени – останутся позади выпускные экзамены, смолкнет музыка выпускного вечера, ребята покинут школу. Но уже осенью образовательное учреждение вновь наполнится звонкими детскими голосами, в том числе и первоклассников.

– На данный момент у нас уже 14 заявлений от родителей о зачислении их детей в первый класс, – рассказывает директор Сметанинской школы Сергей Игоревич Мачульский. – Но мы рассчитываем, что этой осенью к нам придут порядка 20 ребят.


Вам также может понравиться