Интервью Кардымовский район

Елена Болеславовна Маркосян занимается ремонтом и пошивом одежды. Про себя она говорит, что профессию швеи унаследовала от своей бабушки по маминой линии Марии Яковлевны Ершовой, которая долго работала на швейной фабрике «Восход» и даже после выхода на заслуженный отдых продолжала трудиться надомницей.

Насколько себя помнит Елена, любимым занятием ее детства было создание из обрезков ткани одежды для своих кукол. Сначала она просто вырезала ее, а затем, став постарше, взяла в руки иголку, и наряды для кукол вышли на новый уровень.

Учась в шестом классе, она из махровых полотенец выкроила и сшила для себя халат с капюшоном. Бабушка тогда очень удивилась, как же ей без выкройки удалось это сделать. «Почему без выкройки?» — объяснила внучка, — «Я шила по старому халату, только капюшон пришлось добавить».

Сомнений в выборе профессии не было. После школы Лена поступила в Смоленское училище № 4, где готовили швей, портных, закройщиков.

Материально-техническая база ПТУ была в то время очень хорошей: учебные корпуса, общежитие, столовая, свои производственные цеха, где студенты проходили производственную практику.

Обучение было многопрофильным. Изучали не только швейное дело, но и технологию, оборудование и в случае необходимости могли устранить незначительную поломку сами.

Елена с улыбкой вспоминает такой случай:

— Наша группа получила заказ на пошив спецодежды для хирургов. Работая по выкройке, мы столкнулись с проблемой — окат рукава был несколько больше, чем пройма. Каждый пытался решить эту проблему по-своему, но наш бракер заставлял все распарывать и переделывать. Я измерила пройму и окат рукава. Разница между величинами получилась пять сантиметров. Увеличив пройму, мне удалось успешно вшить рукав без ненужных сборочек, и, когда я принесла работу на приемку, наш мастер сказала: «Ну, наконец-то хоть кто-то додумался, что нужно сделать». Так нас проверяли на профпригодность.

После окончания учебного заведения в 1986 году Лена устроилась работать закройщицей по обуви в ателье, располагавшемся в магазине «Гамаюн». С появлением первого обувного кооператива «Сапожок» перешла туда. Довелось ей работать и в четвертом ателье города Смоленска, откуда и ушла в декретный отпуск, но продолжала дома шить для друзей, родственников и постоянных клиентов.

Во время нашего общения с Еленой Болеславовной в мастерскую вошла девочка лет десяти и, немного смущаясь, спросила, можно ли отремонтировать часть сценического танцевального костюма.

Костюмы шьются на одних детей, а когда на их место приходят другие, не всегда одежда садится как нужно, и родители стараются подогнать наряд под своего ребенка.

Елена профессиональным глазом оценила возможности корректировки, сняла необходимые мерки и взяла костюм в работу.

Стройный рассказ Елены был прерван появлением девочки, и я решила задать несколько вопросов о сегодняшнем дне.

— Какие заказы к вам поступают чаще всего, что наиболее востребовано у жителей Кардымовского района?

— Наиболее часто люди обращаются с просьбой укоротить и подрубить брюки, джинсы, юбки, платья. Сейчас рост изделий для взрослых в основном одинаковый, и те, кто среднего роста или ниже вынуждены искать выход из ситуации. Также часто приходят с просьбой заменить молнию, подогнать вещь по фигуре. Новых вещей, что называется, с нуля, заказывают крайне мало. Хотя я очень люблю такую работу. Здесь, конечно, много факторов играют свою роль: и цена на ткани довольно высокая, и работа тоже имеет свою цену. Вот люди и предпочитают покупать вещи в магазинах или заказывать в интернет-магазинах.

— Работы всегда достаточно? Есть постоянные клиенты?

— На количество работы не жалуюсь. Она всегда есть. Да и цены у меня очень умеренные. Они остаются на уровне 2011 года, я их не поднимаю. Меня порою спрашивают, почему я остаюсь в одном ценовом сегменте. Но здесь все просто. Я ориентируюсь на доходы своих заказчиков, а они, к сожалению, не увеличиваются.

— А как обстоят дела с конкуренцией?

— Официально пошивом и ремонтом одежды в поселке занимается совсем немного людей. Заказов хватает на всех. Конечно, бывает, что клиенты обращаются к своим знакомым или соседкам, имеющим швейные машинки, и они выполняют разовые работы. Но если что-то более сложное, то, конечно, предпочитают обращаться к мастеру. Я ведь отвечаю за качество выполняемой работы. Никогда не возьмусь за работу, если понимаю, что так, как хочет заказчик, делать нельзя: может произойти смещение швов, нарушение конструкции, и вещь будет испорчена. Считаю, что каждый должен заниматься своим делом, и тогда будет успех.

— Елена Болеславовна, что для вас значит фраза «красиво одетая женщина» и кто для вас является «иконой стиля», если такая есть?

— Для меня понятие «красиво одетая женщина» заключается в умении подобрать одежду, которая идет, подчеркивает достоинства фигуры, скрывает недостатки. Слепое следование моде для меня неприемлемо, тем более, что мода «капризная дама». В советское время мы изучали такой прекрасный предмет как этика и эстетика. Азы, полученные тогда, мне очень пригодились в жизни, им же я учила и двух своих дочерей. Женщины должны уметь посмотреть на себя со стороны и приобретать одежду, которая не делает их предметом для язвительных ухмылок. Это подвластно каждому.

Иконой стиля считаю французского модельера Коко Шанель. Созданные ею наряды всегда интересны и актуальны.

— Вам, как предпринимателю, с какими трудностями приходится сталкиваться?

— Я уже не являюсь предпринимателем с 2019 года. Сейчас отношусь к категории самозанятых. Хочу сказать огромное спасибо руководству страны за такую возможность. Для меня это менее накладно в плане отчетов, налоговых выплат и в целом проще.

В ходе нашего общения с Еленой Болеславовной Маркосян я то и дело ловила себя на мысли, что она человек очень целеустремленный, обстоятельный и любящий дело, которым занимается. Она каждый день приезжает из деревни Вачково на работу в Кардымово, чтобы делать жителей района более красивыми и счастливыми, чтобы менять жизнь к лучшему. Ведь как гласит народная мудрость: «Принимают по одежке». И в этом Елена всегда готова помочь.


Вам также может понравиться