Шли с поля – песню запевали. А порой пляски устраивали на полянке. Под гитару пели и танцевали. Гармониста в деревне не было, зато был гитарист, точнее, гитаристка – наша Рая.
Рая родилась шестым ребёнком в семье Фроловых. Через три месяца мама её умерла. На руках отца осталось шестеро детей мал мала меньше. Шёл 1926 год…
Сегодня, спустя 95 лет, Ираида Павловна принимает поздравления от детей, внуков и правнуков. Встали в очередь представители администрации Кармановского сельского поселения, навестившие юбиляршу с подарками и поздравительной открыткой от президента России Владимира Путина.
«Уважаемая Ираида Павловна! Сердечно поздравляю Вас с юбилеем. Мы искренне гордимся Вашим поколением – поколением мужественных, сильных духом людей. Настоящих героев и созидателей. Вы никогда не боялись трудностей, верили в правое дело, в себя и своих товарищей. Честно служили Отечеству. Желаю Вам доброго здоровья и всего наилучшего. Президент Российской Федерации В.Путин».
Вот моя деревня, вот мой дом родной
Семья Ираиды Павловны – родом из Власьево, раскинувшейся вдоль реки Яуза. Деревня старинная. Как свидетельствуют данные генерального плана Кармановского поселения в его современных границах, в километре «юго-западнее населённого пункта на первой надпойменной террасе правого берега Яузы” обнаружено селище XIV-XVI веков.
В довоенное время всё население деревни Власьево работало в колхозе «Память Ленина», преобразовавшегося в 60-х годах XX века в совхоз. Отец Ираиды Павловны – Павел Фролович был искусным плотником.
Фроловы жили обычной жизнью, работали не покладая рук, держали хозяйство, воспитывали детей. Рая родилась шестым ребёнком. Через три месяца после рождения умерла её мама – Татьяна Ивановна. Шестеро детей остались на попечении горевавшего от утраты главы семейства: Матрёна, Аксинья, Дмитрий, Ольга, Миша и Рая, как звали в детстве Ираиду. Но Павел Фролович руки не опустил, взвалил на себя заботы о детях, хозяйстве – он выдюжил, и, как бы невероятно трудно ему ни приходилось, о женитьбе не задумывался. Подросшая Ольга крепко помогала отцу по дому: потеряв в пять лет после перенесённого тифа слух, а затем и умение говорить, девушка была незаменимой помощницей своим братьям и сёстрам.
Все дети Фроловых ходили в начальную школу во Власьеве: о продолжении образования после окончания четырёх классов не думали – шли в колхоз работать, взрослея, создавали свои семьи.
Война и Власьево
Грянуло 22 июня 1941 года. Старшие сёстры Матрёна и Аксинья к тому времени вышли замуж и жили своим домом. Брат Дмитрий тоже обзавёлся семьёй. С начала Великой Отечественной войны он ушёл на фронт и погиб. Остались в годы лихолетья Фролов-отец и трое отроческого возраста детей – Ольга, Миша и 15-летняя Рая.
Немцы во Власьево пришли осенью 1941 года. Молодых людей, в том числе и троих Фроловых, отправили в пересыльный лагерь в одну из деревень нынешнего Новодугинского района, как рассказывает Ираида Павловна. Однажды зимой за Мишей пришёл фашист, посадил его в кузов автомобиля и куда-то повёз. Во время остановки паренёк выпрыгнул из своего заточения, забрался на крышу ближайшего покосившегося деревенского дома и «нырнул» в метровый сугроб – «снега тогда были большие». Мишу бросились искать, ходили неподалёку, изрыгая немецкие проклятья на его голову, но, не обнаружив следов, поиски, недоумевая, прекратили. Так брат спас свою жизнь, а когда пришла Красная Армия, не задумываясь, отправился воевать. На фронте его ранило: осколок попал в лёгкие, делали операцию.
Тем временем во Власьеве расселились в домах крестьян фашисты, согнав оставшихся стариков в сарай. Враг был привередлив, «постоянно замерзал на русских морозах», и потому печь топилась денно и нощно. В доме Фроловых тоже жили немцы. “Раскаливали” русскую печь так, что загорались старые одеяльца на лежанке. Отец возразил было, что негоже так поступать, толку от круглосуточно горящей печи не будет, на что враги вытолкали его без одежды из дому – благо соседи спасли.
Вернулись домой Ольга и Рая ранней весной 1943 года. От домов во Власьеве остались лишь пепелища – фашисты не оставляли камня на камне, их злодейству и бесчеловечности не было границ. Но жить надо дальше. Все, кто остался, начали «строить» землянки, в которых всего лишь интерьеру – крохотная печка, полати одни на всех и кривой стол. Главной заботой детей стала помощь в поиске съестного. До первого скудного урожая население питалось лепёш-ками из истолчённой гнилой картошки, найденной в колхозных гуртах, и весенних зелёных ростков. Вот и весь рацион.
“Тягни” трудодни
С первых же дней освобождения «заработал» колхоз. Весна, пора засевать поля, а семян-то нет! Старшие давали разнарядку подросткам: принести овса или ржи из Гжатска. Вот так 25 километров в одну сторону – порожними, столько же обратно, с двухведёрным мешком зерна на спине. Из обувки – обноски, перевязанные верёвками, да по жиже по глинистой. А потом давали другую норму – посевную: вскопать сотку в день. Хошь вручную копай, хошь плуг на себе «тягни», но план должно выполнить – а земля-то крепкая! Оно, может, и колхозный скот впрягли бы, да фашисты всех коров угнали с собой – любили они, злодеи, молоко наше.
Летом всё поспело, созрело. Снова дают меру тебе – убрать, стало быть, надо: серпом ли, косой – твоё дело. За эту работу трудодни начисляли. За эту «зарплату» работали аж до 60-х годов. А какие налоги были! Что-то народец приобретать начал, со всего надо было отдать «лишку»: яйца с курицы, плоды – с яблони, молоко – с коровы, мясо – с поросёнка. Так начались взрослые трудовые годы девушки Раи.
Фролов-отец вскоре после войны умер. В родительском доме остались Рая и Ольга – они всегда были вместе. Ольга была работящей, сердобольной, без её молчаливой помощи не выжили бы, наверное. В землянке-бараке жили до 1948 года.
Страдания по гитаристке Рае
Страшная война закончилась. Мужчины возвращались. Не все, конечно. Вернулся во Власьево белокурый красавец Алексей Кузькин. В отчем доме его не было аж с 1939 года – тогда его призвали на трёхлетнюю службу в армию, а потом – на фронт. Паренёк предстал перед девчатами возмужавшим сержантом, с орденами-медалями на груди. За смелые героические действия, уничтожение фашистов в ходе выполнения боевых задач командир отделения роты связи 120-й гвардейской стрелковой Рогачёвс-кой Краснознамённой орденов Суворова и Кутузова дивизии Алексей Михайлович Кузькин был награждён медалью «За отвагу», орденом Красной Звезды, орденом Отечественной войны II степени, медалью «За победу над Германией в Великой Отечественной войне».
Отважный герой не был дома почти 8 лет. А деревни не узнать – нету её, заново надо строить. Вся надежда – на молодёжь. Так и начались послевоенные будни. От темна до темна – работа в колхозе, после возили по одному бревну из лесу, «собирая» стройматериал на будущий дом.
Шли с поля – песню запевали. А порой пляски устраивали на полянке. Под гитару пели и танцевали. Гармониста в деревне не было, зато был гитарист, точнее, гитаристка – наша Рая.
Появление гитары в доме – отдельная история, случившаяся уже после возвращения Раи и Ольги в освобождённую Красной Армией деревню Власьево. Как-то отец вернулся с заработков и принёс хлеба. А голод был – страшный! Люди выменивали за толику еды вещи, книги – всё, что было. Так и женщина из соседней деревни постучалась к Фроловым: предложила за буханку хлеба семиструнную гитару. Рая встрепенулась – уж больно приглянулся ей инструмент. Сказала отцу о своей просьбе. Павел Фролович отругал дочку: «Ишь, что надумала!» Назавтра даже слова доброго не сказал. Но после сердце оттаяло, уступил, видя бессмысленное родительское сопротивление. Так в доме появилась гитара.
Вместе с деревенскими мальчишками Рая научилась играть на инструменте. Поэтому к моменту возвращения бравого красноармейца Алексея Кузькина девушка ловко перебирала струны на танцах, запевала с ровесницами страдания и частушки. Как вы понимаете, нашему орденоносцу деваться было некуда – влюбился с первого взгляда.
Семейное долголетие
Любовь свою Ираида Павловна и Алексей Михайлович берегли всю жизнь – 49 лет. Построили наконец-таки дом во Власьеве, поженились в 1948 году, у них родилось трое ребятишек – Павел, Дмитрий и Татьяна. Кузькины-старшие исправно трудились в колхозе, учили детей уму-разуму, были для них непререкаемым авторитетом, никогда не наказывали и назиданиями не докучали. Труд и душа были в семье голова.
Сегодня Ираида Павловна живёт у дочери. Дети и уже внуки Татьяны Алексеевны часто навещают бабулю, приглашают с собой чаёвничать и «беседы беседовать». Как говорит Татьяна Алексеевна, «бабуля у нас современная, советы у неё многие спрашивают – ровесницы, правда, все уже поуходили, поэтому она больше с молодёжью общается».
Свой день рождения Ираида Павловна Кузькина встретила в окружении детей, внуков и правнуков.
Несуетливая, с проницательным взглядом, добрейшим сердцем, стойким характером и обезоруживающей улыбкой Ираида Павловна провожает гостей. А в тихие минуты вспоминает свой тернистый жизненный путь длиною в 95 лет, любимого мужа Алексея Михайловича и гитару со страданиями.