Ельнинский район Образование

«Воспитание человека, гражданина – задача сложная, многогранная, всегда актуальная. Я убеждена, что в каждом ребёнке заложены огромные творческие возможности. А вот как воспитать личность самостоятельно мыслящую, творческую, с активной жизненной позицией, с чётким мировоззрением – это вопрос вопросов. Но, видя огромные возможности творческого потенциала как учителя, так и ученика, я в течении многих лет занимаюсь проблемой нравственного воспитания через литературное творчество», – рассказывает моя собеседница Ольга Алексеевна Гусарова, учитель русского языка и литературы школы №1 им. М.И. Глинки.

Задаю ей вопрос: «Почему именно через литературное творчество?».

«Прежде всего потому, что я учитель литературы. Кроме того, я убеждена, что разбуженное творческое начало в какой-то области непременно послужит импульсом к многостороннему развитию и стимулом творческого подхода к любой работе. На родине великих русских поэтов М. Исаковского и А. Твардовского необходимо приобщать юное поколение к поэзии, чтобы душа входила в жизнь развитой эстетически, ибо чувство прекрасного оберегает от многих ошибок. Дети сами выступают в роли творцов и их стих – предзнаменование будущей духовной зрелости, борьбы за счастливую судьбу России. Это честь – и немалая. Лишь обладая внутренним светом, можно выходить на трудную жизненную арену», – считает моя собеседница.

О.А.Гусарова отнюдь не ставит перед собой цели сделать своих учеников писателями. На занятиях она просто учит образному видению и логическому осмыслению виденного, стремлению к пониманию себя и других и, что самое главное, осознанию своего места среди людей.

В процессе её многолетней работы сложилась определённая методика, результаты которой видны не только на уроках, но и на примере работы литературной гостиной «Алые паруса» и театральной студии «Маски», которые с удовольствием посещают учащиеся.

Занятия в литературной гостиной развивают такие важные личностные качества, как коммуникабельность, общую эрудицию, уровень культуры, выразительность речи, дисциплину и ответственность за порученное дело, позволяют максимально проявить учащимися свои возможности в избранной области деятельности и даже сказываются на профессиональном самоопределении.

Участие в работе творческих объединений влияет на развитие личности ребёнка, его умений и навыков. Немного статистики. За годы работы литературной гостиной выпущено три сборника творческих работ учащихся 5-11 классов: первый сборник стихов «Школьные годы» – 2000 год, второй – «Сто стихов к столетию школы» – 2007 год, альманах «Алые паруса» – 2015 год.

Три года работает театральная студия «Маски».

Я хочу кратко познакомить с теми принципами, на которых базируется её методика. Основной принцип – работа литературной студии – работа всех. Когда каждый пишет, творит, никто никем не подавлен, каждый должен почувствовать свою силу, узнать свои слабые места. Такие занятия становятся цементом для сплочения коллектива. Задачи – развитие в каждом литературных, творческих способностей и на базе этого – нравственного роста личности.

О.А.Гусарова старается добиться того, чтобы каждый брал ручку и писал, думал. Чтобы вершилась работа души, чтобы каждый через себя пропускал те проблемы, которыми богата жизнь, ведь, по существу, от того, как эти проблемы будет решать для себя каждый, зависит и мировоззрение общества, и его нравственный уровень.

Второй чрезвычайно важный принцип, – считает Ольга Алексеевна, – это глубокое взаимодействие между детьми, построенное на взаимном уважении и подлинном, живом интересе друг к другу. При этом важно не уходить от проблем, волнующих молодёжь, а смело ставить их и решать совместными усилиями. И это требование времени. Тема должна увлечь ребят, быть одновременно и актуальной для данного коллектива детей, и общественно значимой. И, конечно, быть доступной по возрасту, а также побуждать каждого к самоанализу, затрагивать его личное.

«Но самое главное – это выпуск сборников творческих работ. В них мы размещаем наиболее успешные стихи и сочинения. Их можно читать в любое время, в любом месте. Многие работы участвовали в муниципальных, региональных и всероссийских конкурсах. Участники занимали призовые места и получили грамоты и подарки. Вся эта работа даёт нашим ребятам возможность свободно развиваться, раскрывать свои таланты и радовать окружающих, особенно тех, кто искренне заинтересован в воспитании духовно-нравственных качеств подрастающего поколения.

Если из моих ребят сформируются будущие писатели и словесники, это будет очень хорошо, но не на это я рассчитываю. Главное – подготовить интеллектуального, критически мыслящего и тонко чувствующего читателя страны. Но научить литературному ремеслу непросто, зато можно воспитывать через искусство и творчество, знакомясь с биографиями и деятельностью писателей и поэтов, а также раскрывая скрытые таланты», – поясняет руководитель литературной гостиной О.А. Гусарова.

Я думаю, что любой читатель найдёт в детских творческих работах созвучные сердцу мотивы, ведь дети во все времена одинаковые. Одного только жаль: школьные годы и юность больше не повторятся, так пусть же они застынут и навеки сохранятся в живых детских стихах, написанных по велению сердца.

Сегодня, уважаемые читатели, я хочу вас познакомить с творчеством пока двух юных дарований литературной гостиной «Алые паруса», десятиклассниками Алёной Антоненковой и Артёмом Хохловым. Отмечу сразу, что они являются не только участниками районных, областных и всероссийских конкурсов, но и их победителями.

Творчество Алёны и Артёма пропитано любовью к Родине, её красотами. Артёму более близка тема патриотизма. И ещё, основной упор в своём творчестве он делает на прозу.

Беседуя с ребятами, я ощутила в них интересных собеседников, так как сама уже более сорока лет пишу стихи. Вдохновение – это тот миг, который побуждает к творчеству. А значит  мы сродни друг другу. А вот и стихи юных поэтов. Но перед этим хочу закончить свою статью словами  Иогана Вольфганга Гёте: «Человек, обладающий врождённым талантом, испытывает величайшее счастье тогда, когда использует этот талант».

 


Вам также может понравиться