Страсти улеглись, но осадок остался… 22 марта исполнилось пять лет событию, которое потрясло практически всех жителей нашего города. Рославль лишился одной из своих главных достопримечательностей – паровоза-памятника Ь-2012.
Когда говорят или пишут об этом паровозе, неизменно употребляют эпитеты «легендарный», «уникальный»… И это не преувеличение. Паровоз Ь-2012 был построен в Коломне в 1897 году для Кавказской железной дороги. После Великой Отечественной войны вплоть до начала 80-х «кукушка» (так называли такие паровозы за характерный гудок) работала в депо Рославль. В 1984 году решением исполкома Рославльского городского Совета народных депутатов «в ознаменование боевых и трудовых подвигов рославльских железнодорожников в Великой Отечественной войне» танк-паровоз был установлен «на вечную стоянку» напротив главного входа в локомотивное депо. Как оказалось, не на вечную…
Рославльчане знать не знали, что ещё в 2012 году наш паровоз Ь-2012 был включён в распоряжение «О сохранении и восстановлении работоспособности паровозного парка ОАО «РЖД» как подлежащий принятию в инвентарный парк и восстановлению до рабочего состояния. То есть участь его была предрешена ещё за четыре года до демонтажа. Наверное, в этом четырёхлетнем молчании и есть главная ошибка тех чиновников «РЖД», которые готовили демонтаж «кукушки». Если бы заранее подготовили общественное мнение, объяснили бы в местных СМИ необходимость реставрации паровоза, не было бы среди рославльчан такого общественного резонанса и резко негативной реакции по отношению к главной железнодорожной компании страны.
22 марта 2016 года любимый горожанами памятник спешно, без всякого предупреждения демонтировали, погрузили на платформу и увезли. Сначала отправка планировалась на день позже, но весть о том, что «кукушку» снимают с постамента, быстро разнеслась по городу, начались звонки в нашу редакцию, обращения ветеранов-железнодорожников в районную администрацию, посыпались гневные и возмущённые комментарии в соцсетях, и, наверное, поэтому работу по демонтажу решили ускорить.
В этом же месяце паровоз был отправлен в Смоленск, а оттуда перевезён в депо «Подмосковная». В августе 2017 года силами ООО «Ретросервис» в Санкт-Петербурге танк-паровоз Ь-2012 был полностью восстановлен до рабочего состояния. В сентябре 2017 года отреставрированная «кукушка» предстала во всей красе на динамической экспозиции выставки ЭКСПО 1520.
В пресс-релизе выставки говорилось: «Паровоз был капитально отремонтирован с соблюдением технологий завода-изготовителя и правил окраски 19 века специально к шестому международному салону в Щербинке. Восстановление до рабочего состояния поезда Ь-2012 является выдающимся событием в истории ОАО «РЖД» и ретро-движения. Это – заслуга рославльских ветеранов, сохранивших для нас уникальную машину…»
Сейчас это самый старый действующий паровоз в инвентарном парке ОАО «РЖД». Хранится он в депо «Подмосковная». Ь-2012 стал постоянным участником железнодорожных выставок техники и технологий ЭКСПО 1520, которые проводятся раз в два года в Московском городском округе Щербинка. Дефиле нашей «кукушки» вызывает огромный интерес и восторг зрителей, а голос диктора, сопровождающий проезд паровозов, неизменно с благодарностью упоминает рославльских железнодорожников, сохранивших уникальный экспонат. Очередная выставка ЭКСПО 1520 должна состояться в августе нынешнего года.
«Кукушку» рославльчане не забыли и до сих пор вспоминают, как её снимали с постамента и увозили неизвестно куда. На тот момент ведь никто не знал, что с ней будет дальше. Обидно не то, что паровоз отправили, как потом выяснилось, на реставрацию, а то, как это было сделано: тайно, в спешке, без всяких объяснений…
И до сих пор в соцсетях нет-нет да и появляются беспомощные просьбы вроде «верните нашу «кукушечку». Не стоит витать в облаках. Этот паровоз уже никогда не вернётся в Рославль. Он полностью отреставрирован, находится в рабочем состоянии, надёжно хранится и радует посетителей выставок.
За прошедшие пять лет в Рославле страсти по «кукушке» улеглись. Но неприятный осадок остался.
P.S. Не только «кукушкой» был славен наш город. «Железные кони» из Рославля установлены как памятники в некоторых городах России. Десятки паровозов, среди которых немало уникальных, работавших ранее в Рославле или перевезённых с базы запаса, сейчас украшают экспозиции железнодорожных музеев Москвы и Санкт-Петербурга…