Рассказать о жизни человека достойного достойно – это классика жанра. Но передать в полноте судьбу человеческую, живую, полнокровную свершившуюся судьбу – вот задача из задач для того, у кого из всех инструментов только слово.
Хотя немного лукавлю, есть еще диктофон, фотоаппарат, батарейки, ручки и блокноты. Нагрузив целый мешок этого добра, иду по заснеженной улице. Снег сыплет и сыплет — лыжникам на радость. Лыжи, лыжи! Один только раз и встала на них, да разъехались ноги в разные стороны. С этим и подошла к адресату.
На улице Каляева, неподалеку от бывшей городской общественной бани, живет замечательный человек Валерий Петрович Азаренков вместе со своей женой. Она-то меня и встретила, провела в большой и светлый зал, а там уже меня ждал Валерий Петрович в инвалидном кресле. О том, что пять лет назад в результате болезни бывший тренер по лыжным гонкам остался без ноги, я узнала уже в конце нашего разговора.
— Здравствуйте, Валерий Петрович!
— Ну, здравствуйте, здравствуйте!
И всё. С первого слова приветствия, с первой улыбки и звука спокойного уверенного голоса моего собеседника, которому 27 февраля (а ведь и не поверишь!) исполняется 80 лет, становится ясно, что диалогу и разговору нашему — быть.
Перед Валерием Петровичем на небольшом журнальном столике уместилась вся его профессиональная жизнь. 50 лет можно было окинуть одним взглядом: старые советские грамоты, заработанные им в юношестве, значки, фотографии, медали, письма, сочинения учеников…
Подарок от немцев
Бывших спортсменов не бывает, а уж тренеров-педагогов и подавно. Не рождаются, но становятся. Валерий Петрович вспоминает самое начало пути:
— Родился я в городе Краснодаре 27 февраля 1941 года. Через 3 месяца и 25 дней началась Великая Отечественная война. Отец мой был военно-служащим, лейтенантом, артиллеристом, пошел воевать, а мать меня перевезла в город Рославль — к родителям. Долго мы ехали, но успели приехать — немцы еще город не заняли. Уже через неделю в Рославле появились немецко-фашистские войска. Два года и два месяца этой адской жизни мы находились под гнетом немецко-фашистских захватчиков. Это были страшные дни.
Постоянно шли бои в районе Вязьмы, Смоленска, Стодолища. Русская авиация начала бомбить железнодорожный узел, гестапо, те места, где располагались немцы. Каждую ночь прилетали самолеты и бомбили. Бомба же не разбирает, куда она падает, поэтому многие из наших людей гибли.
В конце концов, в 1943 году Рославль был освобожден. Надо было жить дальше… Особенная история – это послевоенные годы. Мы были вечно голодные дети, есть хотелось. Среди нас был ровесник, чуть постарше других. Так он пойдет, натаскает молодых галчат, где раньше алмазный завод был. На дворню принесем, головы почистим — ели и такое. Была у нас карточная система. Одеваться не во что, потеплее станет — босиком бегали. Цыпки на ногах, сбитые пальцы – об этом мало говорят, но я все это помню.
Вот так в полуразрушенном и сожжённом городе проходило детство Валерия Петровича. О существовании второй семилетней школы (пристройка к зданию бывшей школы №1, теперь там находится ЦРДТиЮ) сейчас мало кто знает. Именно там учился Валерий Петрович.
Об отце, который после войны не вернулся в семью, потому что на то время нашел себе «походно-полевую жену», мой собеседник рассказывал без всякой обиды. Воспитывали его бабушка и мать. Будущему спортсмену приходилось учиться всему самому.
— Меня как-то притянул спорт. Вначале я лыжками занимался, — ласково о своих первых лыжах вспоминает Валерий Петрович.
— В районе Рославля раньше стояли белофинские части. Это звери хуже эсэсовцев, они, бывало, напьются, ходят пьяные по улицам и бьют стекла. У них был лыжный батальон. После освобождения города лыжи потом в складах и остались. Местные жители их разобрали. И вот эти-то лыжи попались мне. Большие лыжи — маленькому. Мне было тогда 6 лет.
Красная будочка
Вот так, по случаю, первые лыжи у Валерия Петровича оказались немецкими. Но тогда, в шесть лет, ни о каком спорте, конечно, не думалось.
Другое дело – горнить и барабанить! Маленький Валера записался в кружок горнистов и барабанщиков, он горнил в спортивных лагерях и знал все сигналы.
А в пятом классе пришли учителя-предметники. И здесь уже к юному горнисту присматривается учитель физкультуры Василий Аркадьевич Зельманович. Валера становится первым в классе по лыжным гонкам, потом учитель отправляет его на первенство школы. И вот уже в руках у юного спортсмена грамота за первенство города по лыжным гонкам. В те времена это были соревнования на приз газеты «Пионерская правда».
В пятом классе — первая грамота, потом шестой, седьмой, восьмой класс. Валера становится абсолютным чемпионом лыжных гонок на приз газеты. «Так я и начал заниматься лыжами», — вспоминает Валерий Петрович. В спортивную школу, которая открылась в Рославле в 1946 году, юный чемпион попадает не сразу.
Валерий Петрович вспоминает эту историю и от души смеется:
— Выигрываю я первое место на пионерских соревнованиях, беру, значит, грамоту и прихожу в спортивную школу. Выходит ко мне навстречу мужчина в галифе, в зубах беломорина-папироска.
— Ну что ты пришел? — спрашивает.
А я отвечаю:
— В спортивную школу записаться.
— А сколько тебе лет?
— Я в пятом классе!
— Нет, мы с 14 лет набираем.
Я ему грамоту показываю, я ж чемпион города! А он мне:
— Иди отсюда.
Ну, я и пошел…
Проходит второй год, вторая грамота появилась. Я опять прихожу — он опять выходит с сигареткой.
— Ну что ты пришел?..
И опять меня отфутболил. Ну, с третьего раза, как исполнилось мне 14 лет, взяли, конечно.
Вот так я и рос. За лето в те времена научился переплывать речку Остёр. А зимой у нас среди мальчишек была такая забава. Символ особенный – скатиться на лыжах с красной будочки. Это место, где раньше находился кинотеатр «Красный Октябрь». Как снег выпадет, там мы и скатывались, а спуск вниз был крутой. Народ идет мимо да смотрит: упадешь — не упадешь. Кто-то катился, кто-то падал. Но если смог речку в самом широком месте переплыть и с красной будочки на лыжах скатиться – значит, ты уже совсем взрослый. Вот такой символ у нас, у подростков был.
«Выскочка»
Валерий Петрович показывает мне свои первые грамоты на приз «Пионерской правды». На ощупь — тяжелые, с оттиском, будто нарисованные вручную, и оттого кажущиеся мне особенно живыми, «дышащими» советской эпохой.
Валера – уже не просто подросток, он — воспитанник спортивной школы, куда позже, в 1957 году, приходит работать выпускник Смоленского института физической культуры тренер Василий Алексеевич Сухарев. Именно его именем позже и назовут спортивную школу. Так у юного спортсмена появился первый полноценный тренер. Проработать вместе они успели всего один год, но Валера настраивается на поступление в институт физической культуры и спорта и… поступает. «Конкурс был большой, будто в МГУ, — вспоминает Валерий Петрович, — 11 человек на место». И показывает мне похожий на горбик или поплавок академический значок.
— Так я поступаю на лыжную кафедру, первый курс. А тут отец появился. После первой сессии получаем два письма. Одно мне, а другое — маме. Мать спрашивает: «Что будем делать?» Я говорю: «Мам, смотри сама. Любишь? Не разлюбила? Решай сама. Я уже взрослый человек, 18 лет. Сам отцом могу быть». Он приехал. Начали жить. Ну как вот, не имея отца, получить его в упаковке в 18 лет? Но привык. Прожили мы вместе с 1958 по 1982 год. Я его похоронил на Перенском кладбище. За все это время мы никогда дурного слова не сказали друг другу.
Институт я окончил с одной тройкой по психологии. Преподаватель с заковыркой попался. Отвечаю на билет нормально, а мне тройку ставят. Я спрашиваю: «Почему?» А он мне: «Ты что — после школы пришёл, выскочка? Сразу поступаете, вот пошли бы в армию, получили бы четыре — пять». А он, преподаватель мой, бывший партизан, раненый, участник войны – считал нас людьми второго сорта, выскочками.
Второй отец
Об отце, о преподавателе, да и вообще обо всех превратностях судьбы Валерий Петрович рассказывает просто, без обид на обстоятельства, принимая то время и тех людей, такими, какие они есть, такими, какими отчасти их сделала жизнь. Предложение остаться на кафедре физиологии или на лыжной кафедре и продолжить обучение в аспирантуре выпускник института отклоняет. Молодой специалист возвращается в родную спортивную школу.
20 лет Валерий Петрович проработал плечом к плечу со своим тренером, а чуть позже и директором спортивной школы — Василием Алексеевичем Сухаревым. Начинали практически с нуля – не было лыжной базы, не было стационарного спортивного лагеря. Валерий Петрович вспоминает, как летом с ребятами раскидывали палатки на берегу Десны – там и тренировались. Позже спортсмены перебираются в старенькое деревянное здание бывшей школы в Астапковичах. Василий Алексеевич Сухарев многое в те времена сделал для спортивной школы — был отремонтирован зал, приобретен автобус.
Условия для тренировок были разными. После развала Советского Союза финансированию спортивных лагерей перестали уделять внимание. Но, несмотря на это, Валерий Петрович за годы своей работы подготовил ряд воспитанников, показавших высокие спортивные результаты, многие из которых стали чемпионами по лыжным гонкам на региональных и федеральных уровнях. Да и сам Валерий Петрович, глубоко и горячо любящий свое дело, за добросовестную работу тренером-преподавателем награжден ведомственными знаками. Все они перед ним на столе, от времени не потускнели, а в памяти и того ярче. «Отличник физической культуры», «Отличник просвещения СССР», «Отличник народного образования», «Заслуженный работник физической культуры», «Ветеран труда и спорта» — за каждой наградой целая история.
Валерий Петрович совершенно не жалеет о том, что связал свою жизнь со спортом:
— Я считаю, мне повезло, что я выбрал эту профессию. Не остался в институте, а пошёл работать детским тренером. Профессия сама по себе непростая. Надо помнить о том, что тренер — это второй отец у воспитанников. И всегда нужно поступать честно. Если пообещал что-то воспитаннику своему — ты обязан это выполнить. Ты себя дисциплинируешь, и воспитанники вслед за тобою.
За 49 лет работы было много выпусков. В 2011 году я выпустил чемпионов области. Разные были ребята. Были те, кто занимался и бросал, а многие по моему пути пошли и поступили в институт физической культуры. Помнят спортивную школу, помнят меня как тренера…
Не так легко, оказалось, найти воспитанников Валерия Петровича. Разъехались-разлетелись кто куда. Но не все. Оксана Владимировна Пасичник пошла по стопам своего учителя, окончила Смоленскую государственную академию физической культуры и спорта, живет и работает в родном городе в школе №6 учителем физкультуры. Оксана Викторовна свою историю знакомства с преподавателем вспоминает с волнением и теплом.
— Говорят, случайностей в жизни не бывает. Наверное, не случайно в далеком 1982 году я проходила мимо городского парка и увидела группу детей, которые катались на лыжах. У меня появилось огромное желание покататься! С этого всё и началось. На следующую тренировку я уже пришла в спортивную школу. Там меня встретил Валерий Петрович — мой замечательный тренер, дорогой человек. С того дня я стала заниматься у него в группе. На протяжении пяти лет мы трудились вместе. 5 лет кропотливой работы. Я безмерно благодарна в выборе своего жизненного пути Валерию Петровичу. Это колоссальный труд, колоссальная работа, которую он провел со мной и с другими воспитанниками. Это замечательный человек, великолепный наставник, мастер своего дела. Он не только работал на результат, но и вкладывал в нас все то, что сам умел и знал в то время. Можно сказать, что судьба подарила мне возможность быть с человеком, любящим свою работу. И я хочу сказать слова благодарности от имени всех воспитанников, которые прошли его школу, школу доброты и любви.
Дорогой наш тренер, спасибо огромное за то, что Вы верили в нас больше, чем мы верили в себя. Спасибо за то, что не давали лени победить. Именно Вам мы обязаны своими победами в спорте и своими достижениями в жизни! Желаем Вам крепкого-крепкого здоровья и долгих-долгих лет жизни! Уважаемый Валерий Петрович, любимый наш Валерий Петрович, низкий Вам поклон…
Назад в будущее
За окнами улицу Каляева продолжает и продолжает засыпать снегом. Диктофон выключен, фотоснимки сделаны. Разговор близится к своему логическому завершению. Сидит напротив меня человек, воспитавший не одно поколение спортсменов. Трудился, работал всю жизнь, огня, задора и веры в завтрашний день не потерял. Обыкновенное чудо! Как? На мои вопросы Валерий Петрович отвечает:
— Говорят, что тренер потребляет энергию своих воспитанников. Я приходил на тренировку и вместе с ними окунался в детство. Вроде бы и взрослый человек, а с ними сам, как ребенок, на равных. И этот позитив от общения с детьми сохранился во мне на долгие годы. Желаю нынешней молодежи любить своих родителей, свою Родину, дом, где ты живешь, родной город Рославль. И если каждый будет трудиться с любовью, засучив рукава, все будет хорошо.
Несколько часов беседы пролетели как один миг. Успела ли? Смогу ли рассказать достойно? Тепло попрощавшись, выхожу из дома. Совсем на другую улицу выхожу. Вот же здание бывшего кинотеатра «Красный Октябрь» и крутой спуск… Не хватает только ребятни на лыжах. Иду широким шагом, улыбаюсь и думаю: «Эх, не умею кататься! Страшно, небось, лететь с красной будочки!»