Волонтёры Общество Сафоновский район События

Ежегодная традиционная Вахта памяти в 2020 году не проводилась в областном масштабе из-за ограничений режима повышенной готовности. Впервые за 20 лет. Но для участников поискового движения, для которых понятие патриотизма не пустой звук, а образ жизни, это не стало поводом для сворачивания работ.

Они все равно уходили в леса и возвращали из небытия советских воинов: поднимали останки погибших, пытались установить их имена, а если это удавалось, то разыскивали родственников.

Те, кто хоть раз бывал на перезахоронении, никогда не забудут, как набегают слезы и сжимается горло от подступивших рыданий, как, склонив головы, стоят у братской могилы потомки героев, чтобы бросить прощальную горсть земли на крышку гроба. Чувства обострены до предела, и осознание, какой ценой завоевано счастье (именно так!) мирной жизни, становится твоим убеждением. Глубоким и несокрушимым.

В конце августа на мемориальном захоронении в деревне Рыбки появилась могила младшего лейтенанта Николая Молчанова. Его останки в мае этого года подняли бойцы поискового отряда «Мемориал», а в последний путь проводили участники районной Вахты памяти. Имя офицера было установлено по номерному знаку медали «За отвагу», обнаруженной на клочке полуистлевшей от времени солдатской шинели.

Погиб герой в районе урочища Старые Рыбки в ходе наступательной операции «Суворов» при освобождении сафоновской земли от фашистской нечисти в августе 1943 года. Время сошлось – время собирать камни…

Момент переосмысления

Разрешение на проведение районной вахты памяти поисковики Сафоновского района восприняли как очень важное для них событие. В Рыбки приехали бойцы сафоновских отрядов «Боевое братство», «Мемориал», «Родина», холм-жирковского отряда «Эхо». К ним присоединились представители отряда «Славяне» (командир – председатель Смоленской областной Думы Игорь Васильевич Ляхов). Впервые участниками экспедиции стали бойцы вновь созданного отряда «Следопыт» следственного управления СКР Смоленской области. Жизнь в лагере близ урочища Старые Рыбки была наполнена интересными событиями. Бойцы сафоновского поискового отряда «Боевое братство» уже в первый рабочий день пригласили собравшихся на мастер-класс в полевых условиях.

Судьба уготовила для отряда «Следопыт» боевое крещение: в районе урочища Старые Рыбки вместе с «Боевым братством» они подняли семерых красноармейцев. В раскопе работали кропотливо: иной раз имя героя удавалось восстановить по котелку с нацарапанными инициалами, обрывкам письма, номерному знаку медали или ордена. Но – ничего… Хотя эти солдаты останутся безымянными, но со временем будут погребены с большими почестями и по христианским обычаям на мемориальном комплексе на той земле, за освобождение которой сражались и погибли. Это тоже справедливо.

Четыре дня Вахты памяти были насыщенными. Поисковики в полевых условиях писали со всей страной диктант Победы; участвовали в акции «Доброхотов» – благоустраивали заброшенные захоронения участников Великой Отечественной войны на деревенском кладбище; поднимали солдат на местах их гибели; встречались с потомками офицера Красной Армии и провожали его в последний путь к братской могиле.

– Нам говорили, что это нелегкая работа: тяжело копать и перебирать землю. Но это же еще и интеллектуальный труд, который требует умения выстраивать цепочки событий, знаний, где необходимо искать. В первую нашу Вахту нам посчастливилось извлечь останки бойцов. Это воодушевляет и о многих вещах меняет представление, – поделился своим мнением на церемонии перезахоронения заместитель командира поискового отряда «Следопыт»
Андрей Киселев.

Завтра иду в бой

Похожее состояние три года назад пережил боец отряда «Мемориал» Никита Харитонов на историческом квесте – военно-патриотическом мероприятии отдела по делам молодежи. Тогда он учился на сварщика в Сафоновском индустриально-технологическом техникуме и был волонтером. Думал, что будет просто игра, а получилось, что ушел на войну. Нет, в них не стреляли, и не было воя снарядов. Они шли по прекрасной земле среди травы и цветов под мирным небом и ярким солнцем.

– И вдруг я понял, что именно здесь была
война. А я поверить не могу: ведь вокруг такая красота! На привале, как солдаты перед боем, мы писали письма. Кто – любимой девушке, а я – родителям: «Завтра иду в бой и могу не вернуться». Как молния, меня пронзила мысль: вчера для меня это была игра, а сейчас я испытываю настоящие чувства. Они тогда, в 43-м, не вернулись. И многие до сих пор лежат, ждут своего часа и своего поисковика.

Сейчас Никита работает по специальности, все свободное время посвящает поиску останков воинов в составе отряда «Мемориал». На его счету – один поднятый солдат.

– Я как будто экзамен сдавал на поисковика, – продолжает Никита. – Меня взял с собой на поиск Эдуард Лукашов. Мы были на передовой наших войск у высоты Груша. На щуп нашли захоронение. По военным картам определили, что рядом тогда проходила дорога. Я поднимал солдата, чувствуя перед ним вину за то, что столько лет прошло, а он еще здесь, безымянный, забытый… Просеивал и разминал каждый комочек земли – нашли пуговицы и стеклянный мундштук и больше ничего, что помогло бы установить имя. Определили по сохранившимся сапогам, что наш солдатик был офицером.

Никита читает много книг по военной археологии, изучает хронику боевых действий на Смоленщине и Сафоновской земле, считает, что ему еще учиться и учиться поисковому делу. На церемонии перезахоронения отряд «Мемориал» доверил именно ему нести портрет Николая Молчанова. Это многого стоит.

Они погибли под Рыбками

Сафоновские поисковые отряды «Мемориал» (командир Игорь Турушев), «Боевое братство» (командир Александр Герасенков), «Родина» (командир Лариса Тюренкова) участники районной Вахты памяти – 2020 подняли за год останки 160 офицеров и солдат, погибших под Рыбками в августе 1943 года.

Имя одного из восьми бойцов, поднятых из одной ямы, было установлено по именному медальону. Солдат погиб в августе 1943-го, а медальоны были отменены осенью 41-го. Значит, воевал Петр Георгиевич ЦАРЕВ из города Данилова Ярославской области с начала войны. Для него она закончилась на Смоленщине.

Андрей Иванович ГРЕКОВ ушел на войну из Алтайского края. Мать проводила на фронт двоих сыновей. Второй погиб в Югославии. Оба были молодыми – 1921 и 1924 годов рождения. Жениться не успели…

Старшего сержанта Ивана Яковлевича ФИРСОВА (призывался в Тульской области) подняли в районе деревни Кухарево, в 500 метрах от высоты Груша. Имя установили по медали «За боевые заслуги».

Очень редко бывает, когда в одном месте поднимают трех солдат и находят два ордена Красной Звезды и один медальон, по которым удается установить имена всех.

Капитан, командир минометной батареи Николай Афанасьевич ХОРОШИЛОВ (орден Красной Звезды). О нем и его батарее есть упоминание в книге основателя поискового движения Белоруссии Анатолия Алексеевича Бурдо, который проследил весь боевой путь 251-й стрелковой дивизии, освобождавшей Сафоновский район в 1943 году.

Старший лейтенант, командир минометной роты Николай Федорович МАТЮШЕНКОВ (орден Красной Звезды) родом из Угранского района, призывался из Москвы. В представлении к награде 1 июня 1943 года говорится: «Товарищ Матюшенков своим личным примером, мужеством воодушевляет и учит бойцов бить немецких захватчиков».

Старший сержант Иван Алексеевич ШЕСТАКОВ, 1903 года рождения, родом из Алтайского края. Его имя стало известно благодаря обнаруженному в раскопе именному медальону.

Выше всяких наград Александр Герасенков:

– Всегда думал: что самое главное для поисковика? С каждым разом все сильней и сильней понимаешь, какую выполняешь миссию на этой земле. И награда твоя – дочери, сыновья, которые по возрасту старше своих родителей на момент их гибели. Галина Петровна Царева, которой уже 94 года и которая всю жизнь ждала своего отца, повторяла в телефонную трубку одни и те же слова: «Я так долго тебя искала, папочка». От этих слов застывает кровь в венах, и на глазах – слезы горести и радости. Или Валентина Григорьевна Грязнова, родная племянница Михаила Стрельникова, стрелка-радиста самолета ПЕ-2. Семейная фотография вернулась через 77 лет в семью Стрельниковых, когда из глубокой воронки в лесной чаще мы подняли самолет с экипажем. Сколько семей, сколько судеб, сколько историй…

Вот высшая награда поисковика.


Вам также может понравиться