Дорогобужский район История Общество

Чем заняться в выходные? Существует много отличных занятий, которые помогут отдохнуть, развеяться и насладиться свободными от работы днями. Можно провести время с близкими, пойти с друзьями на пикник, прогуляться по магазинам, заняться рукоделием или уборкой, а можно совершить увлекательное путешествие к руинам некогда одной из красивейших церквей Дорогобужского района, долгие годы хранившей особо почитаемую нерукотворную икону. Именно так в один из осенних выходных дней поступила компания активных смолян и во главе с энтузиастом Юлией Дьяковой отправилась в село Ректы.

#РуиныМоеХобби — так называется проект журналиста и блогера Юлии Дьяковой, которая вот уже несколько лет путешествует по Смоленской области, отыскивая забытые развалины. Любовь к разрушенным сооружениям возникла у Юлии случайно. Однажды в Хиславичском районе девушка заметила что-то отдаленно напоминающее Колизей, только из красного кирпича. Не могла проехать мимо такой красоты. Остановилась, подошла — и дух перехватило. С тех пор у нее и появился интерес к тому, что осталось от былой роскоши.

«Я очень люблю руины! — рассказывает Юлия. — Руины старинных церквей, усадеб и других исторических объектов уже более трех лет притягивают меня со страшной силой. Тянет как магнитом, и я ничего не могу с этим поделать». Первым объектом, с которым Юлии довелось познакомиться, стала разрушенная церковь Покрова Пресвятой Богородицы в деревне Черепово. Зайдя вовнутрь, чтобы пофотографировать, девушка почувствовала какую-то особую энергетику, словно нашла свое место силы. В тот же вечер Юлия составила список подобных мест в Смоленской области и решила — надо ехать! Список оказался впечатляющим, и с течением времени он только пополнялся. Вскоре Юлия стала находить единомышленников, так и появился целый проект экспедиций к руинам.

На сегодняшний день Юлия Дьякова объездила более сотни потаенных локаций, не обойдя стороной и Дорогобужский район. «Каждую новую свою экспедицию я стараюсь украсить встречей с необычными людьми и познакомить участников путе­шествия с кем-то, кто станет важной фигурой в историях, которые я собираюсь рассказать им. И, как правило, всегда их нахожу. А они, в итоге, взаимно рады встретить у себя в гостях целую экскурсионную группу, а потом еще долго гостеприимно ее не отпускают, рассказывая все новые удивительные истории». Так случилось и на дорогобужской земле, где путешественников ждало знакомство с Почетным граж­данином Дорогобужского района, митрофорным протоиереем Николаем Канчуком. «Готовясь к экспедиции в Ректы, к руинам некогда одной из красивейших церквей Дорогобужского района, я узнала, что в Дорогобуже живет батюшка, который был одним из последних настоятелей погибающего ныне храма. Церковь, затерянная теперь уже в диких местах ныне мертвой деревни Ректы, разрушается, а человек, который видел ее еще во всей красе, к счастью, здравствует и может рассказать нам много всего интересного. Я решила, что непременно должна познакомиться с ним и привезти к нему участников своей экспедиции».

Отец Николай, который некогда пешком преодолевал по восемнадцать километров в Ректы, спеша на службу в Одигитриевскую церковь, теперь является настоятелем Петропавловской церкви города
Дорогобужа. Именно туда и отправилась Юлия, чтобы договориться с отцом Николаем о предстоящей встрече во время экспедиции. «В тот день для отца Николая мы стали нежданными гостями, но, несмотря на это, он встретил нас с радушием, а сам оказался невероятно интересным человеком, харизматичным, деятельным, энергичным и при этом очень обстоятельным. О невероятных вещах он рассказывал так, будто это и есть его повседневность. Узнав, что мы собираем целую компанию для похода в село Ректы, находящееся за несколько километров от последнего жилого дома, искренне заволновался,
мол, места глухие… Затем всплыла история про охотничье ружье и две пачки патронов, которое он всегда брал в дорогу туда».

Распрощавшись с отцом Николаем, Юлия решила проехать дорогой на Ректы и провести разведку в местах предстоящей экспедиции. Конечной точкой автомобильного маршрута на легковом автомобиле стала деревня Болотово, где путешественники столкнулись с непролазным бескрайним болотом и смыкающимися в сумерках над головой деревьями. «Это место нагнало на меня жути. Всю следующую ночь я не спала… Перед глазами стояла страшная и топкая дорога в сторону Рект. Я думала о том, как поведу туда экспедицию. Переживала, но своего решения не изменила, и через пару дней в составе девяти человек мы отправились с экспедицией в Ректы».

Солнечным, теплым осенним днем путешественники оставили свои машины у деревни Болотово, в благодушном настроении, смеясь, переобулись в резиновые сапоги и отправились в туристический четырехкилометровый поход. «Переобувшись, в два счета все вместе перемахиваем жуткое топкое место и, энергично беседуя, в приподнятом настроении идем в направлении Рект. Болтаем, шутим, наслаждаемся красивейшими природными видами и отличной компанией. Увлеченная беседой, в какой-то момент я поняла, что заблудилась». На развилке дорог туристы выбрали не то направление, тем самым добавив лишние километры к походу и превратив путешествие в настоящее приключение с переходом по бревнам, перекинутым через речку Рекотку.

«Сразу за речкой когда-то и начиналось село Ректы. Мое воображение отчетливо рисовало картинки с деревенскими бревенчатыми строениями. Вот на том живописном холме точно стояли один или два дома с резными ставенками! Но нет, ни одного даже сильно покосившегося сарая здесь не осталось. Как будто и не было тут огромного села, земской школы, большой фермы, магазина, мельницы… Как будто и не приходили сюда в одно время наполеоновские войска, в другое — фашистские… Как будто не собирались в большие церковные праздники здесь сотни и сотни паломников… Не рождались, не крестились, не женились и не умирали здесь многие поколения людей». И только огромный яблоневый сад с несчетным количеством кислых яблок на ветвях и алые ягоды калины все же напоминали о том, что совсем недавно здесь жили люди. Покосившиеся кресты на давно заросших могилах деревенского кладбища и руины старинной Одигитриевской церкви, далекая история которой будоражит благодаря воспоминаниям очевидцев.

А очевидцы еще помнят, как прихожане из трех районов: Дорогобужского, Ельнинского, Сафоновского — преодолевали помногу километров пешком, чтобы побывать на службе, ведь в былые времена церковь была единственной действующей в этой местности. Храм был почитаем, особенно много людей здесь собиралось на большие церковные праздники — Пасху и Рождество, удаленность от райцентра не останавливала верующих. Одигитриевская церковь всегда выполняла миро­творческую, объединительную миссию, несла верующим спасение и надежду. Но со временем в Ректах оставалось все меньше жителей, перестала работать ферма, закрылся магазин, постоянного настоятеля в храме уже не было, так храм и вовсе перестал действовать, а впоследствии подвергся разрушению. «Мы нашли его уже после того, как побывали в самом центре земли смоленской, а затем в гостях у отца Николая, который рассказал нам много интересного о храме, погуляли рядом с руинированным усадебным домом братьев купцов и благотворителей Свешниковых, сфотографировались у самого большого в Европе глобуса, покачались на невероятной красоты подвесном мосту в Верхнеднепровском,  устроили пикник на живописном берегу Днепра и даже посмотрели тренировочные заезды гоночных автомобилей на автодроме «Смоленское кольцо». Нашли и поразились увиденным».

Глядя на руины храма, сего­дня сложно представить, что в своде памятников архитектуры и монументального искусства России описывается именно эта церковь: «Фасады облицованы красным кирпичом, цоколь из камня, обработанного рустом с крупнозернистой поверхностью. Пример скромной сельской церкви
в русском стиле. Строгость форм и некоторая архаичность композиции заставляют думать, что при строительстве был отчасти воссоздан облик существовавшей здесь церкви 1854 г. Колокольня, трапезная и храм с пятигранным алтарем расположены по одной оси. Нижний ярус храма и трапезная образуют единый, прямоугольный в плане объем, более широкий, чем колокольня и алтарь. Над основным объемом возвышается четверик второго яруса храма с главой на деревянном двухъярусном восьмерике барабана. Лопатки подчеркивают основные членения здания. Фасады храма и колокольни симметричны относительно средней оси. Ось храма выделена размерами средних проемов, а также килевидным кокошником в первом и треугольным фронтончиком во втором ярусе. В ярусной колокольне два четверика завершены невысоким восьмериком с шатром. В сборном иконостасе нач. 20 в. еще в 1980-е гг. были иконы 18—20 вв., в том числе, по-видимому, и из старого храма. В трапезной к тому времени сохранилось оригинальное паникадило в стиле модерн, из синего стекла. Впоследствии иконы и утварь перенесли в дорогобужский храм Петра и Павла».

От былой роскоши в Ректах осталось немногое, но руины старинного храма, как и прежде, создают в селе особую атмосферу, наверное, именно она и манит путешественников в село. А вот в храме Петра и Павла действительно можно ощутить на себе благодать Одигитриевской церкви. Так, в алтаре Петропавловского храма хранится спасенная от пожара икона Киево-Печерской Божией Матери с предстоящими Антонием и Феодосием Печерскими со свитками, древняя икона «Всех скорбящих радость» и другие древние иконы, которые бережно сохраняет для потомков настоятель храма Петра и Павла. А это значит, что церковь, несмотря на свою нелегкую судьбу, продолжает жить в своих святынях и радовать людей, даря им веру и помогая справляться с преградами, встречающимися на жизненном пути.



Вам также может понравиться