Дорогобужский район История Культура

Ткачество — древнейшее ремесло, история которого насчитывает тысячи лет. Освоив ткачество в глубокой древно­сти, человечество не расставалось с ним никогда, и вплоть до XX столетия оно являлось одним из самых распространенных домашних занятий во многих традиционных культурах народов России и соседних территорий. На Руси ручное ткачество издревле считалось исконно женским занятием, и ни в одной деревне не было женщины, которая не умела бы ткать.Узорными тканями украшали рубахи и полотенца, а само сукно использовали для изготовления верхней одежды, поясов, половиков и многих других, необходимых для жизни и полезных в  хозяй­стве вещей. С процессом тканья были связаны многие поверья и приметы, а азы ткацкого дела передавались из поколения в поколение.

В наше время ручное ткачество из обиходного умения превратилось в прикладное искусство, ведь основная часть тканей производится промышленным образом на различных механических и автоматиче­ских ткацких станках. И, тем не менее, есть люди, которые считают трудоемкий процесс ручного ткачества увлекательным занятием, а изготовленные ими вещи являются настоящими произведениями искусства.

Таким мастером является уроженка Верхнеднепровского Ольга Минченкова, которая вот уже на протяжении четырех лет занимается изучением технологии ручного ткачества.

«Несмотря на то что по профессии я экономист, творче­ство занимает главное место в моей жизни. Я с детства любила вязать, шить, рисовать и даже окончила художественную школу, где обучилась различным рукодельным техникам, но ткачеству там меня никто не учил. Тогда я просто любовалась исконно русскими орнаментами, зарисовывала их, изучала их историю. А четыре года назад мне захотелось познакомиться с основой ткацкого ремесла и соткать что-нибудь своими руками. Ткачество оказалось очень близко моему сердцу, и эта любовь не иссякает с годами. Моя мама рассказывала, что бабушка занималась ткачеством, у нее был большой ткацкий станок. Свои сокровенные знания бабушка, к сожалению,мне не передала, но, наверное, любовь к этому виду рукоделия досталась мне от нее».

Первыми ремесленными инструментами рукодельницы стали ткацкий станок— бердо и нож, которые Ольга заказала у мастера резьбы по дереву. Позднее появился сволочок, при помощи которого она стала постигать другие техники ткачества. Обучаться сложному ремеслу  самостоятельно не простая задача, но в создании шедевров верным помощником Ольги стал интернет. Первое изделие мастерицы— пояс в славянских традициях, выполненный в семь узорных нитей, — порадовал рукодельницу и вдохновил на создание новых изделий. К тому же, оказалось, что традиционный славянский пояс прекрасно сочетается с современной одеждой, и со временем при создании поясов под платья и сарафаны мастерица стала фантазировать с цветовой гаммой изделий. А окружающие стали проявлять недюжинный интерес к ее творчеству и поддерживать во всех начинаниях.

«На Руси к поясу было особое отношение, он был неким оберегом, способствующим благополучию и удаче. Пояс также являлся частью русского народного костюма, составлял непременный компонент как мужской, так и женской одежды, занимал значительное место в духовной и хозяйственной сферах жизни славян. Оберегая от злых сил, пояс соединял нижнюю часть человека с верхней, его материальное тело с духовным составляющим, именно поэтому этот элемент одежды для меня оказался особенно привлекательным».

Умения и советы более опытных ткачей позволили Ольге совершенствовать свое мастерство, и сейчас мастерица создает разнообразные пояса, самыми сложными из которых являются сотканные в тридцать узорных нитей. Для создания своих авторских поясов Ольга, как издревле было принято, использует только натуральные материалы — шерстяные и хлопчатобумажные нитки. Схемы изделий в основном изготавливает сама по выбранному орнаменту, и, конечно, самыми любимыми поясами мастера остаются выполненные в традиционных славянских цветах. «Для исконно русского ткаче­ства характерно благородное сочетание красного и белого цветов. Иногда вводились в основу несколько нитей другого цвета, а порой  могли заменить цвет фона, например, на черный. Основа изделия символизировала нашу русскую землю, а красная узорная нить являлась символом огня и неба. Поскольку­ сам пояс воспринимался как мощнейший оберег, его было принято дополнять знаками, несущими особое значение. Это были знакомые всем элементы орнамента, которые позднее стали дополняться надписями. Основное значение придавалось ромбам, кругам, исконно славянским символам, изображениям женской фигуры и животных».

История ремесла и изучение смысловой нагрузки каждого из элементов вызывает у Ольги особый интерес, но самое любимое в этом творчестве для нее — ткать для определенного человека. По словам мастера, именно тогда в ткачестве появляется особый смысл. «Сейчас я всю себя посвятила творче­ству, оно стало для меня образом жизни. Когда ткешь, вся суета и плохие мысли уходят и наступает умиротворение. Особенно радостно наблюдать, как на ярмарках, глядя на мои работы, и взрослые, и дети проявляют неподдельный интерес к исконно русским традициям».

Ручное узорное ткачество дарит мастеру множество идей для применения. И с недавних пор Ольга Минченкова увлеклась новым направлением в ткачестве — изготовлением гобеленов, а в будущем мастерица планирует обзавестись новым станком и начать создавать салфетки. Такое рукоделие требует особой внимательно­сти, остроты зрения и терпения, но главное, по словам мастерицы, — это особое отношение к культуре и традициям своего народа и осознание важности возрождения ремесел.


Дорогобуж №41 от 18.10.2018