Маленькая старушка сгорбилась на краешке дивана. Резкие морщины, сжатые губы, устремленный вглубь себя взгляд. Платочек на голове, пестрая кофточка, а на ней – медали Великой Отечественной…
Юная красавица в подвенечном платье поправляет локон перед зеркалом – два часа до свадьбы…
Три подружки-школьницы идут мимо Дворца культуры. Пестрые платьишки, белые гольфы, капроновые банты в косичках. По очереди откусывают от буханки свежего хлеба — просто невозможно устоять перед душистой хрустящей горбушкой…
Снимки фотохудожника Анны Чугуновой можно перебирать долго. Они цепляют за живое, вызывая то улыбку, то ностальгию, то боль.
Уроженка Алма-Аты, Анна стала в Ярцеве известным человеком. Учитель по профессии (о «любимой Засижьевской школе» всегда вспоминает с теплотой) – нашла себя в фотографии. Позиционируя себя в качестве семейного и свадебного фотографа, она является автором потрясающих циклов фотопортретов «Дети войны», «Лица Победы», «Наше счастливое детство».
Чем сегодня живет фотограф Анна Чугунова, что в планах на будущее – об этом мы разговариваем в редакции нашей газеты.
— Анна Сергеевна, как в Вашей жизни появилась фотография? Связано ли это с влиянием каких-то людей: родителей, педагогов?
— Нет, такого влияния не было. В детстве папа занимался фотографией, но тогда меня это не привлекало. Я не помню, когда этот интерес возник, зато хорошо помню момент, когда поняла, что хочу фотографировать свадьбы.
— Почему Вам интересна именно свадебная и семейная фотография? С какими трудностями приходится сталкиваться?
— Хотя бывают разные проекты, я главным образом семейный и свадебный фотограф. Когда я начинала, это казалось очень романтичным. Со стороны смотришь: все так красиво, все невесты – принцессы. Я долго вынашивала эту мысль, а в 2010 году купила свой первый профессиональный фотоаппарат и смогла реализовать мечту. Довольно быстро я поняла, что кроме романтики довольно много тяжелого труда — в буквальном смысле: бегаешь 12 часов с тяжелой аппаратурой, с декором. И учиться пришлось очень много. Я ездила на курсы, на конференции, где выступали профессионалы, посещала мастер-классы. Случалось, что мои работы довольно больно критиковали, но это заставляло расти и работать лучше и лучше. Планка сразу была поднята высоко — стараюсь и сейчас ее не опускать.
— Как давно фотография стала Вашей профессией? С чем это было связано?
— Восемь лет я отработала учителем русского языка и литературы, а потом начались «поиски себя». С того момента, как я ушла из школы, и до начала профессионального занятия фотографией прошло лет семь. За это время я успела поработать в торговле, затем аниматором в центре «Умка». Параллельно начала снимать детские праздники, а затем и свадьбы. То есть, около десяти лет фотография – моя основная специальность.
— На Вашей страничке в Сети есть запись: «Я влюблена в фотографию. А состояние влюбленности окрыляет…». Что стоит за этим высказыванием?
— Это действительно так. Смотреть на мир через объектив фотоаппарата достаточно интересно. Ты всегда видишь мир под своим углом, как будто не совсем в реальности. Одновременно ты можешь и показать мир в своем, особом ракурсе, может быть, немного повернуть его так, как хочется тебе. Фотография – это всегда отражение твоего внутреннего мира. Если ты внутри пустой, то тебе нечего показать и на фотографии.
— Ваш основной жанр – портрет. Чем он Вам интересен, и что главное в создании портрета?
— Мне интересны люди. Люди все разные. Хочется «вытащить» какие-то внутренние черты, передать эмоции, «подобраться» к человеку. Особенно в этом смысле интересен для меня женский портрет. Часто женщины бывают закомплексованы, недовольны своей внешностью. Мне хочется показать им самим, что они прекрасны, подчеркнуть их достоинства. Самое важное здесь и в то же время – самое сложное – найти контакт с моделью, выстроить диалог. Это в каком-то смысле психологическая работа.
— Как Вы это делаете?
— Стараюсь, чтобы человек начал мне доверять как профессионалу. Если же такого доверия нет, то начинается «перетягивание каната», а это работает против качества фотографии. Но и это бывает интересно: показать результат вопреки обстоятельствам. Это вызов твоему профессионализму.
— В фотографии Вы часто акцентируете внимание на каких-то деталях: руки, поворот головы…
— Эти детали зачастую рассказывают о человеке больше, чем общая картина. Человеческие руки могут передавать психологическое состояние: волнение или, наоборот, расслабленность. Иногда они настолько изящны, что просто хочется их снимать. У людей пожилого возраста руки – это отражение долгой и непростой жизни. Это уже не о красоте. Это, наверное, о мудрости, об опыте. Нужно в каждом человеке увидеть его изюминку и показать ее.
— Фотография – это больше ремесло или искусство?
— Мне кажется, и то и другое. Быть хорошим ремесленником не стыдно. А если, занимаясь ремеслом, удается создавать произведение искусства, то это определенный успех, к которому стоит стремиться. Если эти два понятия: «ремесло» и «искусство» совпадают, то это уже любимая работа. Сейчас я уже пришла к тому, что могу позволить себе «творить», заниматься тем, что мне нравится, но и «ремесленная» база – это то, без чего нельзя обойтись.
— Творчество кого из современных фотографов кажется Вам интересным? Есть ли те, кому хотелось бы подражать?
— «Кумиров» в этом смысле для меня нет. Но есть большая «насмотренность»: в век соцсетей множество фоторабот выставляется в Инстаграмме. Есть всемирно известные фотографы: Энни Лейбовиц, Хельмут Ньютон и др. Но это мастера давно состоявшиеся. Ты не сделаешь своего имени, если будешь только подражать мэтрам. Для меня не важен статус. Главное, чтобы работа была интересной. Иногда полезнее учиться не у именитых, а у своих же коллег. Это могут быть люди из твоего города, а могут — из другой страны.
— Вы работаете и с черно-белой, и с цветной фотографией. От чего зависит этот выбор? Есть ли у Вас в этом плане какие-то предпочтения?
— Явных предпочтений нет. Все зависит от замысла. Черно-белая фотография – это, наверное, больше про эмоции, про какое-то движение в кадре. Это ближе к жанру репортажа. Что касается портретов, обычно я отказываюсь от цвета, если мне нужно, чтобы ничего не отвлекало от выражения лица, от внутреннего мира человека. Но сделать гармоничную цветную фотографию – это тоже непростая работа.
— Особая тема – фотографии, связанные с темой Великой Отечественной войны. В частности, речь идет о циклах «Лица Победы» и «Дети войны».
— «Лица Победы» — это совместный проект с местным отделением «Единой России», и я очень благодарна за возможность участия в нем. Эта работа позволила пообщаться с ветеранами, многих из которых сегодня уже нет в живых. Не было цели сделать пафосные парадные портреты. Мы ведь не только фотографировали, но и записывали рассказы ветеранов. И мурашки бежали по спине, и мы вместе плакали. Я не могла себе позволить вмешаться в диалог, прервать рассказ фронтовика, чтобы сделать снимок. Поэтому получились фотографии-репортажи, фотографии-наблюдения.
— Очень интересны Ваши ретро-работы. Откуда это увлечение?
— Ретро-фотографии (еще их называют винтажными) — это сейчас одна из мировых тенденций. Но, мне кажется, у меня это увлечение из детства. У моей бабушки было много открыток с фотопортретами советских актеров и актрис. Я знала их всех по именам и очень любила рассматривать, раскладывать эти портреты, устраивать «конкурсы красоты». Эти фотографии были совсем другие, чем сегодняшние снимки «звезд» — я говорю не об одежде и прическе, это само собой разумеется. Лица были очень красивые – идеальные, а качество работы — очень высоким.
— Мне очень нравится ретро-цикл «Наше советское детство». Эти фотографии не только красивые – они очень теплые. Расскажите, пожалуйста, поподробнее об этом проекте.
– Эпоха 70-80 годов прошлого века меня очень привлекает, а самые теплые воспоминания – всегда о детстве. Отсюда и цикл «Наше советское детство». Мы выбирали подходящие локации – благо, в городе еще сохранились такие места. Реквизит собирали с миру по нитке. У кого-то сохранились платья, у кого-то туфельки, бантики. Все это, может быть, не было на 100 процентов аутентичным, но работало на создание атмосферы того времени. Актерами стали ребята из детской развивающей студии «Модель_Ка». Они не позировали, а играли. Так получились знакомые и близкие людям моего поколения картины: вот девочки несут бидон с молоком, вот откусывают румяную корочку от батона по пути из магазина домой (я и сейчас так иногда делаю), катают куклу в игрушечной колясочке. Дети погружались в эту атмосферу, им было интересно, а взрослые с ностальгией вспоминали какие-то моменты из своего детства.
— Наверное, пришлось объяснять многие ушедшие из современной жизни реалии?
— Весь проект ребята воспринимали с радостью. Но, конечно, завязывать пионерский галстук или прыгать через резиночку современные дети не умеют — пришлось учить.
— В Ваших планах был ретро-цикл, посвященный женщинам нашего города. Началась ли работа над ним?
— В связи с нынешней обстановкой проект на стадии «вынашивания». Надеюсь весной приступить к съемкам. Пока о концепции говорить рано.
— Вы предполагаете снимать каких-то известных в Ярцеве женщин?
— Не обязательно. Иногда просто на улицах города встречаются очень интересные лица. К сожалению, за столько лет я так и не решилась подойти к человеку на улице и пригласить его на съемку.
— Еще одно направление Вашей деятельности — детская развивающая студия «Модель_Ка».
— Мне приходилось работать с детьми еще до создания студии. Часто на съемках они были очень зажатыми, не умели общаться. Студия была создана именно для того, чтобы помочь детям стать более уверенными в себе, развивать их способности, научить находить контакт со сверстниками. Студия не имеет никакого отношения к модельному бизнесу – несмотря на название. В нашей программе — актерское мастерство, сценическая речь, ритмика, пластика, йога, дефиле, рисование, декор, фотопозирование. Периодически ребята участвуют в съемках – учатся держаться перед камерой, контролировать и выражать свои эмоции. С детьми работают известные в нашем городе педагоги: Татьяна Шпилева, Марина Брантова, Елена Миклашевская, Юлия Солдатенкова и другие. Все эти люди с высшим профильным образованием, люди, которым я очень доверяю. Ведь очень важно, какие педагоги встречаются в нашем детстве.
— Анна Сергеевна, недавно Вы стали депутатом Ярцевского райсовета. Чем вызвано решение «идти во власть», и каковы Ваши приоритеты в депутатской работе?
— Я активный человек, и мне не все равно, что происходит в моем городе. Конечно, я не рассчитываю помочь всем и «сделать этот мир лучше», но, может быть, удастся сделать жизнь немного комфортнее.