Одной из достопримечательностей села Алексино является церковь Андрея Стратилата — римского военачальника и проповедника, который претерпел за свою неиссякаемую христианскую веру многие гонения и был казнен. Храм был возведен купцом Барышниковым в 1847 году
Сегодня святыня прекрасно сохранила свое былое великолепие, в храме и по сей день проходят службы, а каждый приезжающий в Алексино здесь может прикоснуться к настоящей духовной истории.
Чем живет один из старейших храмов Дорогобужского района, а также о своем священническом пути рассказывает настоятель храма иерей Алексий Куликов.
— Отец Алексий, расскажите, пожалуйста, немного о себе. Как Вы стали священником?
— Я родился в Вязьме, где был крещен в Троицком соборе. Когда мне было три года, мы с семьей переехали в Смоленск, и мой дальнейший жизненный путь проходил в этом городе. Господь так на сердце положил, что я с самого детства любил храм. Мы с матерью ходили в церковь недалеко от дома. А когда учился в шестом классе, батюшка предложил мне помогать ему в храме, и я с радостью согласился. Как сейчас помню, моя первая служба в роли помощника священника прошла на Преподобного Сергия Радонежского. Так я стал помогать в храме и проникся священнической службой настолько, что задался целью стать священником. Мне нравилось все, что связано с духовенством, о других профессиях я и не думал. Да и господь давал мне возможности и условия, чтобы я не изменял своему решению.
— Как складывался Ваш священнический путь?
— После окончания школы я поступил в Смоленскую семинарию, спустя два года меня забрали в армию. Вернувшись из армии, женился. Мировоззрение многих парней меняется после армии, но мое осталось неизменным. Так, 30 августа 2008 года меня рукоположили в дьяконы, а 16 ноября рукоположили в священники, с тех пор началось мое священническое служение. После прохождения практики в соборе меня назначили служить на новообразованном приходе в микрорайоне Королевка. Там я отслужил четыре года и параллельно продолжал служить в Смоленском кафедральном соборе. Таким было первое мое назначение. Осенью 2013 года меня назначают настоятелем в громадном трехпредельном соборе Казанской иконы Божией матери в селе Каспля, я отслужил в этом храме всего три месяца, но воспоминания о нем самые теплые. После меня направили в Дорогобуж служить штатным клириком в женский монастырь в честь Великомученика Димитрия Солунского. В 2014 году перевели в церковь Андрея Стратилата в Алексине, где я служу уже на протяжении шести лет.
— Расскажите о своем приходе.
— Прихожане нашего храма — местные жители. Отзывчивые и добрые, они всегда приходят на помощь, поддерживают и никогда не остаются в стороне. Именно они становятся инициаторами многих добрых дел для храма, таких как уборка храма и территории вокруг него, покос травы. Словом, местные жители стараются своими силами благоустроить прихрамовую территорию и сделать атмосферу в храме еще уютнее. Так, нашими совместными усилиями в церкви были покрашены полы, батареи и оконные рамы, побелены стены. Для сельского прихода содержание храма — большая ноша, и кардинальных изменений здесь не бывает, но сохранять святыню в чистоте и порядке у нас получается. Несмотря на то что здание не считается аварийным, кровля требует капительного ремонта, в данный момент мы стараемся не допустить ее большего обветшания. Неоценимую помощь и поддержку храму оказывает помощник священника Владимир Цуренков. Стараниями директора конезавода Владимира Павлова у нас появилась звонница, были приобретены колокола, и теперь ни одна служба не обходится без колокольного звона. Мы искренне надеемся на то, что храм войдет в государственную программу по реставрации памятников архитектуры. Правда, реставрировать в первую очередь необходимо церковь Михаила Архангела, так как она представляет наибольшую культурную ценность. Время и погодные условия сделали свое дело: на барабане купола появилась трещина, что говорит о необходимости немедленной реставрации храма. Еще год назад потолок в храме был сильно пропитан влагой, во время дождей вода лилась прямо в усыпальницу. Прошлым летом стараниями прихожан мы покрыли кровлю стеклотканью, восстановили несущие балки и обрешетку крыши, тем самым приостановив процесс разрушения.
— Много ли прихожан в храме, и есть ли среди них молодежь?
— Прихожане есть всегда, особенно много в праздничные дни. Помимо местных жителей и их гостей к нам приезжают из ближайших деревень: из Гриднева, Ушакова, Княщины, а также из города Дорогобужа и поселка Верхнеднепровского. Молодежи, к сожалению, у нас мало. Все разъехались, но когда приезжают в деревню, обязательно приходят на службу. Отрадно видеть, что взрослые приучают к храму детей.
— Как часто проходят богослужения?
— Регулярно. В выходные и праздничные дни.
— За свою священническую жизнь Вы служили и в большом городском соборе, и в маленьком сельском храме. Каковы ощущения, что Вам ближе?
— Когда служишь на селе, твои прихожане — люди, с которыми ты живешь по соседству. Ты у людей на глазах, люди у тебя на глазах, ты видишь, как они ведут себя в быту, и они тебя знают. На мой взгляд, это и есть то истинное священническое служение, каким оно и должно быть. Находясь в таких отношениях с прихожанами, священник как духовный врач гораздо проще находит подходящие слова для оказания помощи. Для священника полезно побыть на разных приходах — это огромный опыт, по сути, священник узнает не только священническую жизнь, но и жизнь людей. Он видит, как живут люди в городе и как живут в деревне, как та или иная жизнь влияет на духовное составляющее человека. В деревне люди открыты и добры, в городе — более замкнуты. Что касается моих личных субъективных ощущений и чувств, то по сравнению с городом, в деревне жизнь размереннее. Когда мы переехали из города в село, даже не представляли, что будем настолько рады деревенской жизни. И у меня, и у моей супруги появилось ощущение, что деревенская жизнь — правильная и полноценная жизнь, которая позволяет ощутить и увидеть всю ее красоту. Хотя до этого мы жили в городе, привычной городской жизнью.
— Вернуться в город Вы бы хотели?
— Жизнь священника сравни жизни военного: на каком приходе служить — определяет благословение Владыки. Если перенаправят на другой приход — поедем. Жить и служить на земле мне ближе, чем жить и служить в городе, а там как Бог даст.
— Расскажите об убранстве храма. Сохранил ли храм былое великолепие?
— Древних икон в нашем храме, к сожалению, нет. Они были уничтожены в советское время. Местная жительница рассказывала, что, когда она была еще маленькой, на глазах у жителей сжигали иконы рядом с храмом, а тех, кто пытался вытащить святыни из огня, били палками. Спасти иконы не удалось. После революции люди украшали храм чем могли. Сегодня в церкви можно увидеть иконы, вырезанные из православных календарей. Если взглянуть на иконостас, то можно заметить, что написан он не профессионально. Оформлением иконостаса по просьбе прихода когда-то занимался художник Виталий Случик. Он не иконописец, но, на мой взгляд, получилось очень хорошо. В любом случае это уже история. Позже мы стали приобретать иконы и утварь, привозить святыни из разных городов. Так, в храме появились иконы Серафима Саровского, Иоанна Крестителя, Герасима Болдинского, икона и киот Князя Владимира, плащаница Богородицы. Некоторые иконы приносят в дар храму прихожане. Многие вещи делает матушка своими руками. Когда я приехал в Алексино, для меня все это необычное убранство храма было в диковинку, но я быстро привык. Глядя на все эти вещи, чувствуешь, как в каждую «сделанную» икону люди вложили душу и как искренне старались по возможности создать уют в храме. Стараниями людей храм сохранился, и это главное, ведь пока в селе есть храм — оно будет жить. Хочется от всей души пожелать крепкого здоровья нашим прихожанам, без которых содержание храма было бы непосильной ношей.
— Есть ли в храме иконы писаные?
— Писаных икон в храме нет. Но есть старинный писаный крест XIX века, кадило и деревянные подсвечники, привезенные из храма села Ректы еще во времена, когда настоятелем храма был отец Владимир Канчук. С годами крест потерял свой былой вид, но нам удалось его отреставрировать, получилось очень красиво. В данный момент мы собираем средства на написание храмовой иконы Андрея Стратилата. Пишет икону супруга моего друга Константина Титова из Вязьмы матушка Анастасия. Она очень давно занимается иконописью, дома у нее организована целая студия. Когда мы с матушкой Татьяной бываем у них в гостях, нам удается понаблюдать за тем, как рождается икона — это очень интересный процесс. Уже сейчас могу сказать, что икона будет необыкновенной.