История Культура Починковский район

В фондах Починковского районного краеведческого музея бережно хранят несколько экземпляров раритетного издания виниловой долгоиграющей пластинки, которую сорок лет назад выпустила Всесоюзная фирма грамзаписи «Мелодия»

Пластинка приурочена к 175-летию со дня рождения композитора М.И. Глинки, посвящена народно-песенному творчеству Смоленщины и содержит 21 музыкальную композицию в исполнении Починковского народного женского хора на местном диалекте.

О самом хоре и его участницах в нашей газете в прошлом уже были публикации, но непосредственно о самой пластинке подробно не рассказывали. По информации интернет-портала Перуница, Починковский русский народный женский хор для исполнения характерных фольклорных песен Смоленщины был выбран не случайно. В своё время о музыкальности местных крестьян с похвалою отзывался сам Глинка.

Подготовительная работа с Починковским хором, включая магнитофонные записи, выполнена фольклористическими экспедициями Смоленского музыкального училища под руководством преподавателя С.В. Пьянковой, которая была творческим наставником коллектива.

Летом 1978 года состоялась профессиональная грамзапись в Починке, в его окрестностях (в лесу и в поле) и в радиостудии Смоленска. Звукорежиссер Р.Д. Рагимов  записал 85 образцов народных песен Смоленщины в исполнении Починковского женского хора. Для этого использовали прогрессивный для того времени профессиональный стереофонический катушечный магнитофон Nagra IV-S швейцарского производства. Это позволило сделать исходные фонограммы высокого качества, точно передававшие тонкости хорового звучания.

По оценке специалистов, эти записи, прежде всего полевые, доносят до слушателей непередаваемое ни нотами, ни словесными описаниями неповторимое своеобразие, богатство и природную красоту живого звучания замечательных песен в подлинном, не «усовершенствованном» какими-либо обработками виде и естественной народной смоленской манере их исполнения.

Наш хор известен как бережный хранитель и активный популяризатор народно-песенной культуры Смоленщины. В 1960-1970-е годы он много выступал в Починке, Смоленске, своем районе и у соседей, а также и за пределами области: в Москве, Ленинграде, Вильнюсе. В 1976 году хор участвовал в съемках фильма «Композитор Глинка», а в 1977-м – с успехом выступил на IV Всесоюзном музыкально-этнографическом концерте в Москве. То выступление транслировали по Центральному телевидению, что, как и факт выхода виниловой пластинки, было большим событием.

В числе сопровождавших Починковский народный хор в Москву была Нина Романовна Железнова – наша известная песенница, тогда работавшая в должности инспектора Починковского районного отдела культуры. Она нашла представленную здесь архивную фотографию 1977 года, на которой запечатлена вместе с участницами Починковского народного хора и фольклорным коллективом из Литвы.

Пластинка, продолжающая серию «Народная музыка – в народном исполнении» знакомит с удивительно самобытным смоленским западнорусским народно-песенным стилем, представленным характерными местными образцами песен разных жанров (от древних календарно-земледельческих до более современных лирических) в исполнении смоленских народных певиц. Удивительная красота и задушевность песен и уникальность записей делают издание хорошим учебно-образовательным пособием для музыкально-эстетического воспитания.

В аннотации И.А. Богданова и С.В. Пьянковой на обратной стороне конверта пластинки описаны значение и смысл каждой песни. В частности, там звучат старинные календарные песни (1–4) и поэтические свадебные (12–17), игровые хороводные и весёлые плясовые (5, 6, 9–11). ласковая колыбельная (20) и глубоко эмоциональные лирические внеобрядовые, семейные (7, 8, 18, 19) и рекрутская (21). Первая песня весны (1): её закликание и встреча – сопровождались по традиции угощением односельчан праздничными пирогами – заклишниками.

Весенняя (2) поётся на благовещенье; у починковцев она известна и как постовая (шире бытует с зачином «На вулке девки гуляли»). Майские (3, 4) поются в связи с древнемайскими обрядами (в припеве: «Маю-маю, маю зеляно!»). «Пойдемте, девочки!» (3) поют, когда ходят завивать венки «на духа»; починковцы поют её с цветами в руках, водя узорный хоровод. «В поле пашаница» (4) поют, когда зажинают рожь. Хороводные и плясовые (5, 9, 10) разыгрывались на вечерках-игрищах в избах, в основном, на зимних святках-колядах: в хороводе-плясе, с хлопками, нередко с приухиванием (приухами, уханьем).

В хороводных (5, 6) поётся о выборе жениха. О древних истоках колядной плясовой (9), где высмеиваются свёкр со свекровью, свидетельствует, например, редкий тип припева (со словами «лёли-палёли»). «Растет трава» (7) – сиротская: о горькой доле женщины-сироты в доме мужа: её пели, когда после уборки сена с лугов шли по дороге домой. В любовной (8) поется о радости свидания с милым.

Свадебные песни расположены на пластинке по ходу свадебного обряда: от выкупа места (12) – её поют, когда жених приезжает за невестой, – до встречи свадебного «поезда» у дома свекрови шуточным величанием-дразнилкой (17). «Не стой, батюшка!» (13) поется, когда благословляют невесту перед отъездом к жениху: светлая жизнерадостная песня подруг невесты образует особый народно-хоровой контрапункт с её скорбным причитанием. «Ты не плачь, Манечка!» (14) — ответ подруг невесты на её причитание. «У ворот береза стояла» (15) пели, провожая свадебный «поезд» к жениху. Когда жених привозит невесту к себе в дом, её родня поет о горькой доле молодёшеньки в доме свекрови (16).

В песне «Как с-под камушка» (18) – размышления об ушедшей красе молодости, в песне «Ходила б я» (10) – о горечи разлуки с любовью (этот текст контаминирован с текстом песни «Веселая беседушка». В рекрутской (21) поется о старинном обычае: мать призванного в солдаты собирала и хранила его остриженные волосы, дабы он благополучно отслужил и вернулся домой здоровым и невредимым (шире известна с зачином «Вы послушайте, ребята!»).

Сегодня, в век цифровых технологий, эти записи в современном формате легко можно найти в интернете. Однако для коллекционеров и любителей старины аутентичный виниловый диск сорокалетней давности представляет ценность как своеобразный памятник местной музыкальной культуры.



Вам также может понравиться