Медицина Монастырщинский район События

Об этой женщине я должна была рассказать давно, потому что много раз приходила она на помощь по первому зову, выручала и спасала, в буквальном смысле, и меня, и моих близких, и земляков — односельчан

Но потом, когда все улаживалось, и беда отступала, за повседневной суетой все это доброе, хорошее отодвигалось, слова благодарности откладывались на потом.

Но однажды наступает момент, когда тебя просто пронзает желание ответить добром на добро. О ком же тогда писать, как не о таких людях, как моя героиня?! Да что там писать — их надо воспевать, посвящать им стихи!

Антонина Сергеевна Салымова! Сегодня я —  а вместе со мной многие — многие люди в нашем районе —  приносим  Вас слова благодарности и признательности.  Склоняемся пред Вами в низком поклоне за Ваш великий, не побоюсь этого слова — подвижнический труд: 50 лет в медицине. Из них 43 года в службе «скорой помощи»!

Антонина Сергеевна! Вы поистине уникальный человек! И немногие, очень немногие, могут стать вровень с Вами!

А истоки непростой  судьбы  нашей героини берут начало в монастырщинской деревне с теплым, чисто русским названием «Колосовка». Здесь родилась и росла девочка Тоня, в простой многодетной семье: четыре сестры и четыре брата! Жили хоть и дружно, но трудно. 

«Тяжелое было детство, — вспоминает Антонина Сергеевна, — в труде и заботах».

Оно и понятно. Совсем недавно отгремела война, раны в душах людей ещё были свежи. А уж бедность с нищетой ходили по российской деревне рука об руку.

Трудились все  от мала до велика. И Тоня, хрупкая девчоночка, наравне со всеми. И в поле на сенокосе, и на льне, и в домашнем хозяйстве. Не гляди, что тонкий стебелёк, а ловкая и шустрая, все у неё получалось.

Такое трудовое воспитание, деревенская  закалка очень помогали ей потом в жизни.  Научили быть стойкой и терпеливой, держать удары, который, так уж водится,  всегда случаются в жизни.

Но при всех трудностях бытия Тоня любила мечтать — кем станет, когда вырастет.

И мечта у неё была, может быть, не совсем обычная для деревенской девочки — стать врачом или медиком. Очень сильно повлияла на неё в этом смысле Евгения Григорьевна Блинова, заведующая ихСычёвским медпунктом: спокойная, уверенная, всезнающая. Для Тони она была ярким примером. Хотелось стать похожей на неё и так же лечить и спасать людей.

После школы отправилась Тоня поступать в Смоленский мединститут, но… не прошла по конкурсу. Заплакать бы в кулачок да вернуться в деревню. Но не из таких Антонина — характер ещё тот! Если медицина — значит медицина! И вместе с другими, такими же неугомонными, пошла в Смоленское медучилище.

Училась с интересом и присущей ей настойчивостью, медицина все больше её увлекала. Годы учебы пролетели, как один миг. В 71-м году закончила она медучилище.

И вот оно, её первое и на всю жизнь единственное место работы — Монастырщинская центральная районная больница. Сложное отделение, хирургическое. Рядом с ней такие опытные, уже тогда авторитетные хирурги — Юрий Иванович Корягин и Михаил Федорович Судаков. Не оробела, а училась на практике всему у них и опытных медсестёр.

Тогда наша больница была действительно серьёзным медицинским учреждением. Здесь проводилось немало операций. Делали и очень сложные, например, трепанацию черепа.

Вот уж где проверялась на прочность Тонина мечта: не испугаться, не растеряться, а вести больного до полной победы над болезнью. И если у врача — хирурга задача номер один успешно сделать операцию, то у медицинской сестры не менее сложная задача — выходить больного по шажочку (конечно, вместе с врачом), вести его к выздоровлению.

Сколько  больных выходила Антонина Сергеевна, вернула к нормальной здоровой жизни, и не сосчитать! 

Семь лет проработала она в хирургии, набралась бесценного опыта. Да вот беда, появилась аллергия на определенные лекарства. Пришлось уйти — на не менее трудный и ответственный участок — в службу «скорой помощи».

И с тех пор, вот уже 43 года, Антонина Сергеевна Салымова —  фельдшер «скорой». Если  все эти годы её работы  показать в подробностях  как  кадры кинохроники, получится настоящая эпопея, состоящая из  боли, милосердия, любви, надежды, радости. И труда, труда, труда!..

Чего только у неё не было за почти полвека службы на «скорой»! И в грозу, и в град, и в пургу, и в мороз, и в распутицу, по колено в грязи, и пешком, и на тракторе добиралась к больному… Дороги наши районные. Они не так уж и давно обрели приличный вид. А раньше-то ездить по многим из них была просто беда, тем более, в глухие деревни, коих теперь уже почти не осталось —  сгинули в никуда.

А «скорая» на то и существует, чтобы прорваться к больному через все преграды. И прорывались! Несмотря ни на что и вопреки, казалось, невозможному.

Многое может вспомнить сегодня Антонина Сергеевна.

…Как на пути в дальнюю деревню, в самую, что ни на есть, тмутаракань, ночью, по бездорожью, заблудились. Заехали в Белоруссию, но по какому-то внутреннему чутью, добрались до цели, где их ждали, как спасителей. И помогли, и спасли!

…Или как вызвали её к девушке 16-ти лет, якобы, отравившейся, а там оказалась беременность, которую она скрывала, с токсикозом. Вот уж где досталось Антонине Сергеевне! Разбираться в подобной ситуации никому не пожелаешь.

Случалось, выезжали на вызов в глухую деревню, а там одни пенсионеры и никаких докторов годами в глаза не видели. Вот и приходилось ходить от одного дома к другому, на никем не учтённые вызовы.

А роды на дому — сколько их было на её практике! И в дороге принимала роды, прямо в тракторном прицепе! Тут уж адреналина — на всю катушку! Но она и здесь верна себе: не только поможет, но и пошутит! «Эх, бабоньки! Не можете вы потерпеть, пока до больницы доедем!»

Да, трудновато приходилось. Зато, какое это счастье — закричавший на твоих руках ребёнок, радость и надежда в глазах человека, благодарность за помощь, тепло и участие.

Вспоминает Антонина Сергеевна прежние годы работы на «скорой», сравнивает с нынешними и признается, насколько труднее было тогда: и аппаратуры никакой, и машины старые, разбитые, и бездорожье лютое. Но ведь работали, выручали молодость и великая любовь к профессии.

Были времена, когда их, медиков, после смены отправляли на сельхозработы, к примеру, на лён. Ей,  деревенской по натуре, и к этому было не привыкать. А с её — то стойким, неунывающим характером, всё было по плечу и по силам. Если и уставала физически, то никогда не уставала душой.

Сейчас  условия работы на «скорой» изменились  к лучшему. В прошлом году получили новый современный автомобиль, а в этом году ещё два, — с хорошей аппаратурой: дефибриллятором, кислородом, ЭКГ, глюкометром. Увереннее себя чувствуешь, когда твоя машина хорошо оснащена,  тогда больше шансов спасти человека, тем более в такой глубинке, как наш район.

На «скорой» четыре  бригады. Кто-то работает уже немало лет, кто-то не выдерживает их напряженного ритма, сходит с дистанции.

Антонина Сергеевна, конечно, для всех авторитет: и по опыту, и по отношению к делу, и по умению не теряться в любых, самых сложных обстоятельствах.

С появлением коронавирусной инфекции им, конечно, стало сложнее. Надо быть в постоянной боевой готовности и по отношению к этой новой напасти. При малейшем подозрении на коронавирус выезжают в полной экипировке, везут заболевшего в Смоленск. Никакой паники, всё четко, отлажено, как и должно быть.

 В разговоре с Антониной Сергеевной об этом чувствуется её профессиональная и человеческая уверенность: «Ничего! Мы, как всегда, прорвёмся!» Да уж, она такая — не сдающаяся ни при каких обстоятельствах! Оптимистка ещё та!

— Да и нельзя иначе в нашей профессии, —  убежденаСалымова.

Не могла я не задать своей героине и один, слегка провокационный вопрос: Не устала ли она за столько-то лет  от своей зачастую непредсказуемой профессии?

И услышала ответ, в котором даже и не сомневалась. Нет, нет и нет! Никогда не пожалела она о выбранном пути, в другом деле она себя не представляет — только медицина и «скорая»!

Вырастила Антонина Сергеевна прекрасную дочь, которая имеет два высших образования. Но в медицину Ольга не пошла, нашла себя в другой профессии. Есть внучка Влада — девятиклассница, мечтающая поступить в медакадемию. Кто знает, может быть,  она подхватит флаг милосердия из рук Антонины Сергеевны и так же присягнет ему на всю жизнь.

Много званий за годы своей службы накопила Антонина Сергеевна Салымова — от «Ветерана труда», «Отличника здравоохранения» до «Победителя соцсоревнования» и прочих.

В советские времена умели людей отмечать за добросовестный труд. Но дороже всего для неё —  так было, есть и будет —  это люди, которых она спасла и продолжает спасать. Бесконечно ей благодарные. Таких людей у нас в районе не счесть! Это ли не главная награда за долгие-долгие годы её неустанного самоотверженного труда!

С юбилеем Вас, дорогая Антонина Сергеевна! И в подарок эти скромные поэтические строки.

Антонине Сергеевне Салымовой, фельдшеру «скорой помощи»

Антонина Сергеевна, милая!

Я хочу Вам стихи подарить.

Вы такая всем необходимая,

Помогающая людям жить.

Милосердию присягнувшая

С юных лет — полвека назад,

Никогда ему не изменившая —

«Скорой помощи» верный солдат!

Сколько пережито и пройдено

И дорог, и маршрутов крутых.

Оценили бы люди да родина

Труд подвижников этих святых.

Пусть морозы, пусть ветры вьюжные,-

Вы идете на помощь всегда.

Ничего для Вас нет невозможного,

Если с кем-то случилось беда.

Помню нашу деревню дальнюю,

Стало плохо соседке моей,

И на сердце почти отчаянье:

Сорок верст. Ни людей, ни огней…

Через темень — ни зги невидимо,

Сквозь распутицу, ветра шквал,

Прилетела на «скорой» Салымова,-

Тяжкий камень с души вмиг упал.

И уколы, и слово доброе, —

У Сергеевны все в ходу, —

Так умело и так по-доброму

Отвела она снова беду.

Весь район Антонина изъездила,

И народ ей здесь всюду знаком.

И ручьи сапогами мерила,

И к больному по грязи пешком.

Сельский фельдшер

                          на «Скорой помощи»,

Уникальный он специалист.

Безграничны его возможности:

Он хирург, терапевт, окулист…

А какие они психологи,

Снимут стресс волшебной рукой.

Старики станут с ними молоды,

Обретут душевный покой.

А для малых детишек, как водится,

Тетя Тоня родной Айболит:

До сердечка их лаской дотронется —

И уже ничего не болит!

Но при этом, Салымова строгая,

И характер её крутой.

Но смогла ли б идти сей дорогою,

Коль была бы по жизни другой?!

Антонина Сергеевна, славная!

Уникальный Вы наш человек!

В Юбилей Ваш желаю Вам главного:

Сил, здоровья на долгий век!

Бесконечно Вам люди признательны

За великий Ваш путь трудовой!

И судьба Ваша — замечательна!

Нет в районе другой такой!

Вы добра выполняете миссию,

И спасибо за то, что Вы есть!

Вам за преданность Вашей профессии

И поклон, и слава, и честь!

Автор Галина Мачульская


№20 от 15.05.2020


Вам также может понравиться