Одним из основных принципов противодействия распространению коронавирусной инфекции является социальное дистанцирование, включающее в себя и самоизоляцию людей в своих домах и квартирах. При этом в обществе есть часть людей, которые находились в похожих условиях и раньше, – это маломобильные граждане, практически не выходящие из дома по причине возраста и болезней. Но есть и те, кто даже в нынешней ситуации продолжает, образно говоря, «ходить в гости», ведь социальные работники просто не могут оставить своих подопечных без помощи.
На стендах в зданиях и на сайтах всех комплексных центров социального обслуживания населения Смоленской области размещены оперативная информация о ситуации с распространением коронавирусной инфекции, подробная памятка по ее профилактике и справочное руководство «Коронавирус: без паники!» Последнее особенно важно для пожилых граждан и людей с ограниченными возможностями здоровья, у которых, как правило, повышен уровень тревожности.
Также на сайтах размещены телефоны «горячей линии» для граждан, нуждающихся в получении социальных услуг в виде покупки и доставки продуктов питания, средств гигиены, лекарств и предметов первой необходимости. Помощь может быть оказана в оплате квитанций ЖКХ, других необходимых мероприятиях для граждан из групп риска, вынужденных находиться в самоизоляции. Здесь огромную помощь сотрудникам центров оказывают волонтеры.
Для тех, кто не пользуется Интернетом, в центрах изготовили специальные памятки на бумаге, куда включили информацию по профилактике инфекции и перечень телефонов, по которым пожилые граждане и люди с ограниченными возможностями могут обратиться в случае какой-либо необходимости.
Но главное, в чем значительно изменилась деятельность как центров в целом, так и непосредственно соцработников, — это повышенные требования к медицинской безопасности и, соответственно, усиление санитарно-эпидемиологических мер.
Конечно, приспособиться к режиму самоизоляции очень непросто всем. Но, возможно, для людей, проживающих в стационарных отделениях центров соцобслуживания, эта ситуация в чем-то проще – хоть на время карантина они и лишены возможности общения со своими родственниками, но зато могут общаться между собой, и рядом с ними всегда сотрудники центра, помогающие им сохранить и физическое здоровье, и хорошее настроение. Так, в Рославльском КЦСОН активизировали культурно-досуговую деятельность, не предполагающую контакта проживающих с внешним миром, – например, здесь регулярно проводятся виртуальные экскурсии по интересным местам.
И, безусловно, самое пристальное внимание уделяется выполнению всех санитарно-эпидемиологических требований. Причем, как отметила директор центра Светлана Владимировна Купреева, все необходимые меры приняты для безопасности и сотрудников, и проживающих, и находящихся на надомном обслуживании. Ведется температурный контроль и внимательное медицинское наблюдение за проживающими, сотрудники также контролируют состояние своего здоровья.
Соцработники обеспечены всеми средствами индивидуальной защиты (в том числе и благодаря помощи Фонда С.И. Неверова), кроме того, они постоянно напоминают гражданам о необходимости выполнять рекомендации по обеспечению собственной безопасности. В помещениях центра проводится усиленная дезинфицирующая обработка в соответствии с рекомендациями Роспотребнадзора, есть дезсредства для личной гигиены сотрудников и проживающих.
«Маломобильные жители нашего района у нас на постоянном контроле, можно сказать, ежечасно, — говорит С.В. Купреева. – У всех есть контактные телефоны соцработников, администрации, «горячих линий» центра и района. Соцработники посе-щают своих подопечных по обычному графику, все услуги оказываются в полном объеме. Более того, если люди, находящиеся в режиме самоизоляции, нуждаются в каких-то дополнительных услугах, наши сотрудники оказывают всю необходимую помощь. Возросла и роль соцработников в оказании психологической поддержки гражданам.
Многих подопечных нужно успокоить, развеять их страхи, разъяснить, почему введен режим самоизоляции и как это поможет им оставаться здоровыми. Надо отметить, что люди пожилого возраста проявляют высокую ответственность, соблюдают все требования и даже соцработников встречают в средствах защиты. Очень надеемся, что общими усилиями нам удастся избежать беды, сделать так, чтобы все – и сотрудники, и подопечные центра – оставались здоровыми и бодрыми».
Сейчас, когда люди лишены привычного образа жизни, видно, насколько велика и незаменима роль социальных работников, их с нетерпением ждут люди и очень надеются на их помощь. Каждому соцработнику хочется пожелать здоровья, терпения в этих сложных условиях работы.
№16 от 16.04.2020