Вяземский район Культура Общество

Театр являет собой древнейший вид искусства. За свою историю, исчисляющуюся в тысячелетиях, он пережил смены эпох, гибель и возрождение цивилизаций, но сохранил в первозданном виде свою безграничную власть над сердцами и умами зрителей

Театральная история нашего города на фоне тысячелетий выглядит совсем юной, и тем не менее мы можем смело говорить о временном отрезке длиной более чем в столетие. Становление театра здесь начиналось в конце XIX века. И уже со второй половины двадцатого столетия ведет свою славную историю Вяземский народный театр, где сегодня накануне шестидесятилетнего юбилея идет сложный репетиционный процесс и кипит творческая работа.

От Капелькина до Оленева

В разрушенной в годы Великой Отечественной войны Вязьме не уцелело здание городского драматического театра, который являлся главным очагом культуры и успешно работал до 1941 года. Но уже через несколько лет после Великой Победы во вновь возведенном здании клуба железнодорожников появился театральный кружок, который возродили страстно мечтавшие играть на сцене энтузиасты.

В начале 50-х годов кружок возглавил приехавший в Вязьму режиссер-любитель Евгений Капелькин. За несколько лет он сумел вырастить из группы энтузиастов настоящий театральный коллектив. В апреле 1960 года любительскому кружку было присвоено почетное звание «Народный самодеятельный драматический театр».

В тот период поддерживал связь с вязьмичами Н.С. Плотников. Актер часто приглашал земляков на свои спектакли и неоднократно приезжал сам, чтобы играть на сцене Вяземского народного театра. Результатом такого творческого взаимодействия стали постановки «Иркутская история» и «Стряпуха», где знаменитый артист исполнял роли Сердюка и деда Сливы.

В 1964 году спектакль «Иркутская история» с успехом прошел в Москве на сцене Центрального дома культуры железнодорожников. Три года спустя театральный коллектив стал лауреатом Всесоюзного фестиваля самодеятельного искусства, проходившего в Калинине. Исполнители главных ролей получили тогда Дипломы первой степени.

В 1969 году Е.А. Капелькин, удостоенный к тому времени почетного звания «Заслуженный работник культуры», уехал из Вязьмы. Пришедший ему на смену режиссер В.Н. Бобринев поработал недолго, поставив две пьесы – «Дуэль» и «Самая короткая ночь».

Летом 1971 года в наш город приехал Анатолий Александрович Балякин, имевший к тому времени за плечами хорошее профессиональное образование и большой актерский и режиссерский опыт. Начинать работу в уже сложившемся и имеющим громкое имя коллективе было непросто. Артисты далеко не сразу приняли нового режиссера. Первой его постановкой на вяземской сцене стал спектакль «Четверо под одной крышей».

Вскоре А.А. Балякин создал молодежную студию, которая просуществовала до 1982 года, воспитав целое созвездие талантливых актеров, которые в дальнейшем составили костяк театра. Среди них такие известные имена, как Вячеслав Судаков, Николай Ломанов, Владимир Морозов, Михаил Вениаминов, Нина Куликовских, Валерий Свистунов, Римма Волкова, Евгений Гайдуков и многие другие.

За тридцать лет Балякин поставил на сцене клуба железнодорожников более трех десятков многоактовых спектаклей по пьесам советских драматургов, русских и зарубежных классиков, а также десятки коротких пьес, множество сценок и литературно-музыкальных композиций. За эти годы сотни актеров-любителей испытали себя в сценическом искусстве.

В разные годы возглавляемый А.А. Балякиным коллектив театра удостаивался званий дипломанта Всесоюзного фестиваля самодеятельного художественного творчества, лауреата премии комсомола Смоленщины имени Ю.А. Гагарина, лауреата Всесоюзного смотра самодеятельного художественного творчества, лауреата Всесоюзного фестиваля народного творчества. Сам режиссер был награжден медалями лауреата и дипломанта фестивалей и получил знак ВЦСПС «За достижения в самодеятельном искусстве». В 1994 году режиссеру было присвоено звание «Лучший работник культуры Смоленщины», а три года спустя – «Почетный гражданин города Вязьмы».

О Вяземском народном театре и его режиссере с восторгом писали не только районные и областные газеты, но и центральная пресса. Мастера не стало 1 сентября 2002 года, но заложенный им творческий фундамент помог коллективу удержать и закрепить свои лидерские позиции в театральном мире Смоленщины. В 2004 году осиротевшая на время труппа обрела не менее талантливого, чем предшественники, режиссера – Андрея Георгиевича Оленева.

Печать качества

Вяземский народный театр вступил в новое столетие и новое тысячелетие, сохранив лучшие традиции ушедшего века и неизменную верность искусству и преданность своему зрителю.

Профессиональный режиссер, выпускник Ташкентского театрально-художественного института Андрей Георгиевич Оленев оказался именно тем человеком, в котором остро нуждался творческий коллектив. Деликатно, с ювелирной точностью он сумел, не разрушая базового фундамента старой школы, создать абсолютно новый театр.

Десятки спектаклей поставлены Оленевым на прославленной сцене. Следует отметить такие режиссерские работы, как «Завтра была война», «Самоубийца», «Баба Шанель», «При чужих свечах», «Лиса и виноград», «Дракон». Спектакль «Скрипка Ротшильда» по рассказу А.П. Чехова, безусловно, является одной из лучших работ коллектива. Именно с этой постановкой в 2015 году вяземские актеры участвовали в фестивале любительских театров «Театр начинается…» в Санкт-Петербурге.

Время идет, меняется репертуар, контингент зрителей, состав труппы. Театр открывает новые имена, но дорожит преемственностью, сохраняя основной костяк, в который по-прежнему входят такие великолепные актеры, как Михаил Попов, Игорь Петрович Михайлов и Игорь Геннадьевич Михайлов, Надежда Скоробогатова, Ирина Жалыбина, Нана Смирнова, Ольга Гурлебаус,
Ольга Сильченкова.

Отдельно следует сказать о Людмиле Александровне Волковой, которая, успешно дебютировав в спектакле «Святой и грешный» в 80-е годы прошлого века, уже никогда не расставалась с театром и вскоре стала одной из ведущих актрис. В разные годы, продолжая играть на родной сцене, Людмила Александровна возглавляла централизованную библиотечную систему и районный комитет по культуре, а в 2012 года стала директором Вяземского народного театра.

Несколько лет тому назад по инициативе Л.А. Волковой театр и центральная районная библиотека начали совместный проект «Непрочитанная книга», посвященный памяти Народного артиста СССР Н.С. Плотникова. Коллективом театра был подготовлен спектакль, а на сайте библиотечной системы опубликована электронная книга «Актер и его работа», трудиться над которой Н.С. Плотников закончил за месяц до ухода из жизни.

Коллектив театра ежегодно с неизменным успехом выступает на Международном театральном фестивале имени Народного артиста СССР А.Д. Папанова. Мне неоднократно доводилось брать интервью у дочери нашего прославленного земляка –актрисы Елены Анатольевны Папановой. В одном из них она призналась, что питает особые чувства к Вяземскому народному театру: «Я смотрю новые постановки этого коллектива каждый год и могу сказать –все, что он делает, несет на себе печать качества. Это уровень!»


№12 от 25.03.2020


Вам также может понравиться