Общество События Ярцевский район

О них не кричат с экранов телевизоров, их лица не мелькают в выпусках новостей с завидной регулярностью, практически никакой информации в интернете, даже сайта официального нет. Нет шумихи и пристального внимания. Нет суеты и  громких аплодисментов, оваций на вручении правительственных благодарностей

А что же есть? Есть десятки, сотни спасенных жизней, слёзы родственников и родителей, искреннее «спасибо» за неравнодушие, своевременную помощь и проявленный профессионализм. Есть ежедневное участие в судьбах других людей, желание помочь, оказаться в нужное время в нужном месте. Есть то, что называют открытым сердцем, человечностью и настоящим мужским характером.

Водолаз – не профессия, а призвание

Небольшой коллектив спасателей Ярцевской спасательной станции сегодня насчитывает шесть человек. Всего шестеро на Ярцевский, Сафоновский, Вяземский, Сычёвский, Гагаринский районы. Три водолаза, руководитель, медик и водитель. Именно они первыми приходят на помощь в экстренных ситуациях. От их слаженных действий часто зависят жизни и здоровье людей.

В 1967-68 годах в Ярцевском районе на воде погибло 6 человек. Это много. Тогда и было принято решение о необходимости строительства здесь спасательной станции. Она появилась в Ярцеве в 1972 году. К основным обязанностям работников относилось спасение утопающих, поиск и поднятие  утонувших, обеспечение безопасности в период купального сезона. Спустя почти 50 лет  здесь мало что изменилось. Разве что численность коллектива значительно сократилась, а  обязанностей добавилось.

Бессменный руководитель Владимир Дмитриевич Савин отработал на станции почти 50 лет, из них 26 лет водолазом. На его счету не одна спасённая жизнь. Сегодня пришедшие ему на смену ученики вспоминают старшего товарища как профессионала своего дела, всегда готового   прийти на помощь, очень тактичного и справедливого. Они отработали вместе в дружной слаженной команде не один десяток лет. И сегодня Владимир Дмитриевич много времени проводит на станции,   помогает советом, делится опытом.

Жизнь – не кино

Пришедший Владимиру Савину на смену Анатолий Кузнецов сегодня вспоминает, как начал работать на станции в 2006 году учеником водолаза. Своё первое погружение запомнил на всю жизнь. Это не с аквалангом в Египте нырять!

Апрель 2006-го. Разлив реки Вопь. Затопленные прибрежные зоны. Непромокаемый водолазный костюм сухого типа плотно обтягивает тело, наглухо зачехляет, создавая оптимальный температурный режим. 20 килограммов грузового снаряжения и 20 килограммов специальной аппаратуры сильно сковывают движения. Замкнутое пространство и чувство паники и страха. Погружение в мутную стоячую воду, где на вытянутую руку ничего не видно. Ориентиров нет. Единственной возможностью понять, куда следует двигаться, является сигнальный конец — страховочный трос, по сути обычная верёвка, удерживаемая страхующим с берега.

Каждое погружение – риск. Опасность запутаться в донной растительности, зацепиться за корни прибрежных деревьев, подмытых водами, задеть старые коряги, наполовину погруженные в илистый грунт. Это только в сериалах всё романтично и красиво. Жизнь – не кино, здесь всё иначе. Мало погрузиться, в таких условиях нужно ещё выполнять свою работу, искать утонувших, поднимать их на поверхность. Иногда быстро найти людей не удаётся. Приходится  погружаться снова и снова, в течение нескольких дней, по очереди.

Пробыть под водой водолаз может 1 час 10 минут. Резерв воздуха ограниченный. Здесь много нюансов: дышать нужно определённым образом, не задерживая дыхание, ровно, как на поверхности, чтобы давление распределялось равномерно. Паниковать нельзя.

Главный враг – паника

Каждое погружение Анатолий Вячеславович помнит, как первое. Летом 2010 года в Вяземском районе в озере искали тело мужчины, утонувшего в нетрезвом состоянии. Поиски проходили тяжело. Ситуация усугублялась большим количеством  прибрежной растительности, корни которой уходили глубоко под воду, остатками затонувших деревьев. Именно в этих корнях и приходилось работать. Каждый шаг давался с трудом. Долгое время найти тело не удавалось. Вдруг Анатолий почувствовал, что запутался. Ни вправо, ни влево, воздуха мало. Первое чувство обычного человека – страх и паника, первое чувство водолаза-профессионала – быстрый поиск решения, просчет наперед возможных последствий. Есть нож, которым можно перерезать запутавшееся снаряжение. Он посмотрел наверх. До поверхности недалеко, но не выбраться. Решение принял мгновенно. Наматывая конец страхующей верёвки на руку, медленно и осторожно пошёл в обратном направлении. Спокойно. Без паники.

Врезались в память поиски в посёлке Озёрный. Условия схожие. Огромное озеро. Одно из десятка, относящихся к местному водохранилищу. Поиски утонувшего мужчины проходят тяжело. Обследовав огромную по протяжённости территорию озерного дна, Анатолий  отчаялся.  Нужно было возвращаться. И вдруг… увидел тело мужчины, которое не могли найти в течение продолжительного времени. Оно было прямо над головой. Тело прибило к берегу, оно запуталось в старых корягах и прибрежной растительности. Пришлось распутывать его и через непроходимые заросли тащить за собой страшную находку.

Между счастьем и горем

Ещё один случай, поразивший до глубины души, вспоминает самый опытный водолаз Павел Викторович Горюнов, отработавший на Ярцевской спасательной станции более 23 лет. Медаль «За безупречную службу» была получена им в 2013 году. Павел  решил стать водолазом сразу после армии. О своем выборе ни разу не пожалел. Хотя его профессия связана не только с радостью спасения, но и с горем потерь…

Ярцевский район. Сообщение о пропаже 14-летнего подростка, который ушёл купаться с ребятами. Территория плотины «Шумный мост». Купание запрещено. Опасность представляет дамба, возведённая здесь ещё при строительстве хлопчатобумажного комбината купцом Хлудовым. Но в 14 лет запретов и правил не существует. Ребята пошли купаться дружной компанией. Один из них пропал.

В тот день Павел Викторович заступил на сутки. Спокойствие дежурства нарушили крики бежавших по мосту людей с просьбой о помощи. Они обращались прямо к нему. Водолаз, привыкший реагировать мгновенно, сразу всё понял. Он прыгнул в лодку и поплыл по Вопи в направлении Шумного…

Через 30 минут Павел был на месте. Ширина реки небольшая. Обследовал быстро. Нашёл. Подростка потоком воды затянуло прямо в технические сооружения возведённой плотины. Работали долго. Два дня шли проливные дожди. Только когда начали разбирать дамбу, сбрасывать давление воды, подростка удалось вытащить. Этот случай запомнился как один из наиболее сложных. 

В работе спасателей в сложных, чрезвычайных ситуациях мелочей не бывает, важным становится всё: погодные условия, глубина исследуемых акваторий, опыт, личные человеческие качества. При поисках пропавших людей часто присутствуют родственники, родители, друзья. Переживают, волнуются. Поэтому важным для водолаза-спасателя является уравновешенность, спокойствие, стрессоустойчивость.

Иногда включается человеческий фактор. Водолазы – обычные люди из плоти и крови. И сердце не всегда может биться ровно и четко при виде чужого горя.

Пригород Вязьмы. 2012 год. Наших ребят вызвали на помощь в поисках захлебнувшегося ребёнка. Девочка 12-13 лет исчезла под водой в считанные секунды. Ни родители, ни взрослые из шумной весёлой компании, устроившие совместный отдых на берегу, не заметили её исчезновения. Такие случаи для спасателей особенные. По тревоге поднимаются все, даже те, кто ушел на выходной после суточного дежурства. Детские жизни – бесценны. В таких поисках всегда присутствует надежда. Выехали группой. Спешили. Павел погрузился в воду. Нашёл быстро,  всего в 20 метрах от берега. На всю жизнь запомнились глаза родственников и родителей. Даже сегодня, спустя почти десять лет, говорить об этом тяжело.

Когда жизнь измеряется секундами

Часто промедление в несколько секунд может стоить чьей-то жизни.

Спасательная станция находится рядом с мостом через реку Вопь. Первоначально она была возведена по другую сторону от моста, напротив тогдашнего пляжа, что создавало удобство для наблюдения за отдыхающими. Позже её перенесли чуть дальше, но обзор при этом не ухудшился.

Мост через реку Вопь популярен среди молодёжи, встречающей здесь рассвет после выпускных балов, среди молодожёнов, которые в знак своей любви и верности навешивают здесь замки в день регистрации брачного союза. Но, кроме того, этот мост иногда становится и объектом повышенной опасности для тех, кто испытывает здесь свою судьбу или решил свести счёты с жизнью.

На счету водолазов-спасателей сегодня десятки спасённых жизней на воде под мостом.

В короткой новостной строке читаю: «…вчера, 30 сентября 2016 года ярцевский водолаз спас девочку-подростка 14 лет, решившую спрыгнуть с моста на реке Вопь…».

Скопление молодёжи на мосту, одиночные фигуры — для спасателей всегда объекты повышенного внимания. В тот вечер Анатолий Кузнецов заметил девочку, которая отделилась от группы сверстников. В следующее мгновение она перепрыгнула через ограждение и упала в воду. Всё решали секунды. Анатолий прыгнул в лодку и поплыл к барахтавшемуся на середине реки ребёнку. Помощь оказалась своевременной. Девочка из последних сил держалась на воде, периодически исчезая из виду. Он успел. Втащил её в лодку, укрыл тёплыми одеялами, доставил на станцию. Вскоре подоспели медики и полиция. Медаль «За спасение погибающих на водах» Анатолий Кузнецов получил из рук начальника регионального управления МЧС Алексея Назарко.

Не только подростки становятся объектами повышенного внимания. Иногда люди пожилого возраста нуждаются в помощи и простом человеческом участии. Весна. Лёд на реке Вопь ещё полностью не сошёл. Женщина 70 лет перелезла через стальные перила и прыгнула в воду. Звук от удара о воду спасатели смогут различить из тысячи. Павел Горюнов среагировал мгновенно. Прыгнул в лодку. Спешил. Женщина лежала на воде лицом вниз, практически не дышала. Павел признается: «Наверное, правда, что в экстренных ситуациях силы человека значительно возрастают. Тогда я не понимал, как смог втянуть почти бездыханное тело в лодку, оказать первую помощь и сохранить жизнь».

Днем 10 апреля 2018 года в Ярцеве компания взрослых устроила пикник на берегу реки Вопь. Несмотря на весеннее солнце, лёд на реке ещё не таял, казался толстым и прочным. Принятое спиртное веселило, провоцировало на подвиги. В какой-то момент один из отдыхающих, мужчина 1970 года рождения, отделился от общей толпы, решив проверить толщину весеннего льда. Пройдя совсем незначительное расстояние, он с головой ушёл под ледяную воду.

Крики о помощи привлекли внимание Владимира Савина, который в этот момент находился на территории спасательной станции и осматривал водную акваторию. Владимир Дмитриевич быстро оценил ситуацию. Всё решали секунды. Он спустил лодку. Мужчину потоком весеннего течения стремительно сносило вниз по реке. В холодной воде он терял сознание. Владимир Дмитриевич успел. Он втянул мужчину в лодку, доставил на станцию. Там пострадавшему оказали первую помощь, согрели, привели в чувство. В таких случаях говорят «родился в рубашке». Остался жив.

Героями не рождаются

Любая профессия со временем становится неотъемлемой частью жизни человека. Профессиональная деятельность, сопряженная с постоянным риском, формирует особое чувство важности человеческой жизни, её ценности и неповторимости. В настоящее время учёными разработана концепция опасных профессий, среди которых есть и профессия водолаза. После многочисленных исследований специалисты пришли к выводу, что по сумме различных факторов риска и угрозы здоровью водолазы могут считаться самой тяжелой из всего списка существующих опасных профессий. Установлено, что принципиальной особенностью при этом является потребность преодоления рисков и угроз, а не подсознательной реакции избавиться от них.

Такая вот обычная работа необычных настоящих мужчин.



Вам также может понравиться