О «Сальваре» слышал каждый смолянин. Это объединение людей, добровольно и бескорыстно помогающих тем, кто попал в беду. Связавшись с командиром отряда Юрием Василевичем, мы узнали, что в Рудне живет один из опытных спасателей, старший поисковой группы Юрий Пузырев. При подведении итогов Года добровольца был отмечен Благодарственным письмом Главы города Смоленска. Сегодня мы беседуем с ним.
– Здравствуйте, Юрий Николаевич. Вы пришли в «Сальвар» почти при его основании. Как это произошло?
– Шесть из восьми лет существования отряда я в нем. У моего коллеги тогда пропал родственник в Смоленске. А я был зарегистрирован на автофоруме и там видел, что «Сальвар» помогает в поисках людей. Решил написать объявление. Через два часа коллеге позвонили и предложили помощь. И человека нашли.
Мне стало любопытно, каким образом это делается. Нашел их группу в интернете. Решил съездить на учения. Понравилось, что люди бескорыстные, могут приехать на помощь в любое время суток и ничего за это не возьмут. Тоже проникся идеей добровольчества и решил попробовать себя в этом отряде.
Слово «сальвар» (от латинского salvare) означает спасти.
– Расскажите, как вы учились.
– Один-два раза в год перед началом сезона у нас проходят учения. Всегда в выходные дни – с 8 утра субботы до утра воскресенья. Там дают информацию и учат, как ходить в лесу, как пользоваться компасом, навигатором, рацией. Помню, как сам в первый раз оказался в лесу ночью (отдых на природе, естественно, не считается). Нас завели за 5 км от ближайшей деревни – такой своеобразный адреналин…
Старший – руководитель группы. Получает маршрут, задачи и необходимое оборудование из отрядного резерва. Задает направление при прочесе и контролирует выполнение поиска. Владеет рацией, навигатором, компасом.
Когда определился с возможным направлением своей деятельности в отряде, много информации нашел в интернете сам. Наш состав постоянно меняется, кто-то переходит на другую работу и не может выезжать на поиски или оставляет поиск по семейным обстоятельствам, но приходят другие люди. Так стал старшим. Уже сам могу готовить новичков.
– Когда «Сальвар» получает заявку на поиск? Что вы делаете в первую очередь?
– Руководство отряда – инфорги – обсуждают эту заявку. Бывают разные звонки: жена ищет загулявшего мужа, коллекторы – должников. Такие случаи не рассматриваются. Если заявка наша – начинаем поиск. Создаем тему на форуме, где формируются экипажи. Параллельно идет смс-рассылка и распространение ориентировки во все соцсети. До прибытия на поиск нужно сделать и карту местности.
Инфорг. Его основные инструменты – телефон и интернет. Дистанционно он делает огромный объем работы: опрос заявившего о пропаже, обзвон больниц, моргов, полиции, отделений ГИБДД, контроль за изготовлением ориентировок и их размещение в соцсетях, формирование экипажей – его «поле деятельности» в любое время суток.
Обычно люди заявляют о пропаже, когда начинает темнеть (до этого часто ждут, что человек сам выйдет из леса). Пока мы соберем экипажи и приедем на место – наступает полночь. Поэтому во время тренировок ночной лес изучается обязательно – это 90% лесных поисков.
Первую ночь работаем «на отклик». Если потеряшку не нашли, на следующий день начинаем прочес территории.
– Можно подробнее о прочесе…
Прочес – метод работы в лесном поиске. Очень тщательный осмотр местности по определенному четкому алгоритму.
– На карту местности наносим сетку и заливаем в навигатор. Каждая лиса получает свой квадрат.
Лиса – группа поисковиков из двух или более человек, осуществляющая поиск на местности.
Чтобы прочесать квадрат 500 на 500 метров нужно примерно 5 часов. Становимся в линию по 5 человек, старший группы – в середине (он отвечает за менее опытных и новичков). Навигатор записывает трек его движения. Расстояние определяем, чтобы видеть ноги соседнего поисковика,тогда ничего не пропускаем. Группа берет примерно 50 метров. И пройти нужно максимально прямо, через бурелом, канавы, кусты.
– У «Сальвара» были поиски в нашем районе?
– Несколько раз. Года четыре назад искали бабушку из Сташков. Последний раз ее видели в деревне Рыжиково, по информации соседей у нее были провалы в памяти. Обошли все до Смолиговки, но найти женщину не удалось. Весной тело было обнаружено в речке в Рыжиково.
Тогда же поступила заявка на мужчину из Голынок. Нашли без проблем, в районе деревни Лешно. В позапрошлом году искали семью копателей в Пучиках. Два взрослых и ребенок. В три часа ночи вывели их из леса.
Еще одна заявка была на мужчину из Сельхозтехники. Пошел в грибы в сторону Песков. Выезжали, но он вышел сам.
– А лично вам удавалось спасти человека?
– Два года назад в июле в Ярцевском районе у деревни Мушковичи потерялся дедушка (81 год). Пошел в грибы в 11 утра. В 3 часа дня позвонил, что заблудился. Родственники начали его искать, поступило заявление в полицию. Оттуда в 9 вечера сообщили нам. Сделал карту и отправился на поиск. По пути на трассе забрал одного поисковика. На месте мы были часов в 12 ночи.
Координатор – руководитель поисковой операции. Он определяет район поиска, наиболее перспективные направления, распределяет добровольцев по лисам, назначает старших. Хорошо владеет картой и рацией.
От координатора получили задание пройти по линейным ориентирам, расстояние – примерно 6-7 км. Идем с моим тезкой Юрием, зовем. Шел дождь, и слышно было плохо. На местности был длинный затяжной спуск, в конце его – неглубокая речушка в ущелье, которое отражало звук. А вот, когда перешли ее, на склоне противоположного берега услышали отклик. «Просто чудо, какой явный!!!» Двинулись на голос, кричать стали тише. Когда оставалось метров 20, провалился выше колен в ил, хорошо, что сапоги – болотники, а то оставил бы их там. Пришлось вылезать из сапог и тянуть их отдельно… Тогда же увидели нашего потеряшку. Последний раз позвали: «Вова!» (Мы всегда зовем так, как называют дома.) А он уверенно отвечает: «Не Вова, а Владимир Иванович!»
Осмотрели его. Спросили, как чувствует себя? Предложили воды. Очень обрадовался: «И водичка есть!» Дедушка оказался крупный, даже опасались, вдруг нести придется. Но сказал, что идти может. Дали ему фонарик, а рука у него дрожит. Предложили передохнуть сначала: «Давайте мы с вами посидим и покурим». Обрадовался еще больше: «Есть и курить?!» Смотрим, руки уже не так трясутся. Тогда потихоньку пошли, как раз другая лиса подошла на помощь. Вызвали машину к ближайшей точке эвакуации, передали его, а сами пошли пешком в штаб. В этот раз поиск занял меньше трех часов.
Поиск человека в лесу – это слаженная работа всего отряда. Если ты качественно зачесал свой квадрат, но в нем не оказалось потеряшки, это не значит, что поиск был неудачным. Это дало шанс другим группам найти пропавшего в соседних квадратах.
– Юрий Николаевич, я знаю, что вы не раз выводили людей из леса с помощью телефона. Как это происходит?
– Так как у нас нет специального финансирования и выезжать на дальние поиски затратно, часто помогаю отряду дистанционно. Для этого освоил картографию, создание ориентировок.
Однажды был звонок из леса под Смоленском. Заблудилась женщина, набрала 112 и с помощью смартфона сумела передать свои координаты. Служба спасения связалась с нами. Заявка попала ко мне. Сел за компьютер, вбил координаты. Понял, где она находится. Позвонил и объяснил, что нужно делать: «Идите так, чтобы солнце светило вам в спину. Через 700 м впереди будет поле, потом лес, до дороги два километра». А в это время полицейские по дороге ездят с включенной сиреной. Женщина звонит и говорит, что поле перешла, слышит сирену. Уточнил, что звук идет слева. Договорились, что пойдет на него. И она вышла прямо на полицейскую машину.
В другой раз, год назад, между Руднянским и Смоленским районами, как раз напротив стелы, заблудился грибник. Позвонил дочери, она связалась с нами. Мужчина сообщил, что вышел на линию электропередач, поэтому заявку направили ко мне. (Прим. ред. – Юрий работает электриком, дежурным подстанции в Голынках). Попросил его прочитать, что написано на ближайшей опоре. Понял, чья она, и позвонил мастеру, который обслуживает эту линию, в Смоленск. Тот посоветовал – идти в сторону уменьшения нумерации – через 4 пролета будет заправка «Роснефть» в Архиповке. Через 40 минут мужчина вышел на дорогу.
Если у вас в лесу есть мобильный телефон – считайте, что это билет домой!
– Если человек точно потерялся в лесу, вы даете ориентировку в интернете. Почему?
Ориентировка/орка – графическое объявление о личности пропавшего. Используется для расклейки на местности и распространения в интернете. Содержит контактные номера телефонов, данные о потерянном (фото, особые приметы, описание одежды), дату, обстоятельства и место пропажи.
– Снова приведу пример. Бабушка, блуждая по лесу, к вечеру вышла в соседнюю деревню. Там ее приютила другая сердобольная старушка. Узнав, из какой деревни потеряшка, оставила ее у себя ночевать. Что соседи переполошатся и вызовут спасателей – не подумали. Сидят они на кухне, пьют чай, беседуют. А внучка в это время сидит в интернете и видит нашу ориентировку! Звонит нам – а мы лес чешем… Вот сила ориентировки!
– Как те, кого нашли, или их родные благодарят «Сальвар»?
– Все по-разному. Мы работаем для себя, а не за благодарность. Нам просто нравится делать добрые дела. Настоящая награда – когда на ориентировке можем написать слова «Найден. Жив». Это стоит всех трудов. И обычного человеческого «спасибо» нам вполне достаточно.
Если человек хочет помочь финансово, объясняем, что принципиальная позиция отряда – не брать деньги!
Но, если есть желание, можно помочь с оборудованием. Однажды искали глухонемого дедушку. Все понимали, что это очень непростая задача. Он быстро обессилел и лежал. Но догадался трясти березку, и его заметили. Потом его сын подарил в отряд аккумулятор для квадрокоптера. Это дорогая вещь – около 10 тысяч рублей. Список того, что нужно отряду, большой (от радиостанций до спецодежды). Давно замечено, если появляется спонсор, помогающий с бензином, количество экипажей и людей увеличивается многократно.
Недавно в Рудне мы установили контейнеры для сбора новых пальчиковых батареек и аккумуляторов 18650 в торговом центре «Луна», пункте Теle2, магазинах «Фаза», «Эксперт», «Все для дома» и «Новый магазин» – около почты. Чтобы зарядить навигатор, нужны две батарейки. В этом случае они могут быть равны спасенной жизни.
Две батарейки = спасенная жизнь
– Присоединиться к поиску может любой человек?
– Да, мы приглашаем всех желающих. Единственное условие для поиска в лесу – быть совершеннолетним. Но и старшие школьники могут помогать, например, размещать ориентировки в соцсетях, что требует времени. А чем быстрее наша информация попадет в сеть, тем выше шанс найти потеряшку. В прошлом году 21 человек был найден с помощью репостов! У нас каждый помогает, чем может.
Чтобы вступить в отряд, нужно зарегистрироваться у нас на форуме, придумать логин (Прим. ред. – логин Юрия – Любитель), там формируются группы для поисков, и подписаться на смс-рассылку (она дается во всех соцсетях).
Позывной – идентификатор, обозначающий «радиостанцию» или конкретное лицо (добровольца) во время активного поиска в радиоэфире. Он же – никнейм на форуме ПСО «Сальвар» (логин, который вы указываете при регистрации). «Заря» – позывной штаба в радиоэфире на месте проведения поисковой операции.
Уроки безопасности в школах – одно из направлений работы «Сальвара». В Смоленской области в текущем учебном году добровольцами отряда проведено более 140 занятий.
Юрий проводил уроки в лагере «Соколья гора», в Голынковской школе: для младших классов – о правилах поведения в большом городе, для ребят-старшеклассников – о выживании в лесу.
Готов к сотрудничеству и с другими школами Руднянского района.
№10 от 05.03.2020