Наш земляк Александр Макаренков, художник, писатель, поэт, журналист, автор-исполнитель песен, приезжая в родной город Сафоново, старается организовать творческие встречи, выставки
В минувшем году в рамках проекта «Барды России – Смоленщине», который появился благодаря совместной идее директора Сафоновской РЦБС Татьяны Игнатовой и Александра Макаренкова, были представлены сафоновцам авторы-исполнители бардовской песни, поэты из Череповца, Мурманска, Москвы, Вязьмы, Бреста, Витебска. Накануне одного из таких концертов, прошедших в камерной обстановке читального зала центральной районной библиотеки, мне посчастливилось взять интервью у талантливого живописца, графика, иллюстратора, оформившего более 70 книг, у автора четырнадцати книг и более десятка CD-альбомов Александра Макаренкова. Причем, публицистический сборник «Срезы времени» удостоен диплома «Лучшая книга 2015 года» германского международного литературного конкурса русскоязычных авторов (Берлин-Франкфурт), роман «Пятак» — такого же диплома в 2017 году. На курсе русской филологии в Марсельском университете во Франции малую прозу А. Макаренкова изучают в качестве яркого примера современной русской литературы.
Недавно вышел в свет его новый роман «Трясогузка на перилах», посвященный писателю Борису Васильеву, автору произведений, ставших классическими: «В списках не значился», «А зори здесь тихие…», «Не стреляйте в белых лебедей». Именно с разговора об этой новинке началась наша беседа:
— Александр, как Вам удалось в условиях постоянной занятости написать довольно увесистый том – 400 печатных страниц — о нашем земляке, одном из выдающихся писателей современности Борисе Васильеве, полное собрание сочинений которого Вы иллюстрировали при жизни автора?
— Книга вызревала на протяжении многих лет и появилась спустя полтора года напряженной, практически каторжной, работы. У меня нет роскошной возможности сидеть дома за столом и писать, нужно кушать самому и «кормить» картины, книги, а значит – работать не покладая рук. Потому постоянно нахожусь в разъездах, писать или рисовать приходится везде: в самолетах, поездах, гостиничных номерах и в квартирах друзей в других городах. Есть такой закон: «Если взялся за большую вещь, нельзя ее прерывать: меняется отношение к тому, что делаешь, меняешься ты сам, а это уже другой взгляд на события и на людей».
— Вы наверняка задумывались о природе вдохновения, о том, откуда берутся стихи и проза, песни и картины. Когда Вы вышли на сцену как исполнитель песен, когда начали писать?
— Впервые выступил перед зрителями 40 лет назад, в годы учебы в Смоленском государственном педагогическом институте, где я учился на художественно-графическом факультете. Тогда исполнял под аккомпанемент гитары песни любимых авторов.
Участвуя в музыкальных фестивалях, в 1987 году приехал в Казань и «попал в руки» Бориса Вахнюка. Тот после прослушивания сумел «вытащить» из меня с десяток песен, сказав: «Я чувствую, что у тебя должно быть что-то свое, авторское»… Пожурил за скромность и… отправил на сцену с моей песней.
— Бесконечные поездки по стране и по миру не утомляют? Хочется где-то укорениться?
— Это же интересно — в течение дня переместиться на тысячи километров, увидеть непривычный глазу пейзаж, познакомиться с новыми людьми, обняться со старыми знакомыми или друзьями. Хотя постоянные разъезды порой утомляют. Но не всегда. Иногда, вернувшись домой, «летаешь» несколько дней от радости открытия нового поэта, автора, художника… За жизнь довелось жить и работать в Сафонове, Смоленске, Черноголовке, Пятигорске. В последнее время окраина Москвы находится рядом со мной. Не исключено, что это не последнее мое место. Я там бываю нечасто, но это сегодня мой дом.
Опять же, если б не авторская песня, я не побывал бы в Канаде, Польше, Финляндии, Монголии, Прибалтике. В Алма-Ате, к примеру, довелось познакомиться с любителями бардовской песни, которые живут в Торонто. Общались через интернет. Им очень хотелось пригласить меня в Канаду. Здорово, что мечта моя и их совпала. Удалось получить визу, а канадцы дают ее неохотно, и я полетел через океан с концертами. Мы с канадским композитором Димой Огаем уже написали более десятка песен… Приятно, что скажешь? Значит, не зря летал к Ниагаре.
— Вы выступаете за рубежом перед русской диаспорой?
— К примеру, во время концерта в Хельсинки был поражен невероятно живой реакцией зрителей на исполненные песни. У организаторов поинтересовался, каким образом слушатели понимают смысл русских слов, не имея даже подстрочного перевода. Выяснилось, что собравшаяся публика примерно на 70% – финны, не знающие русского языка. Правда, они реагируют на то, что ты по-честному работаешь, по-честному тратишь себя. Мне легче было еще и немного потому, что пел на фоне видеоряда своих картин – таково было желание организаторов.
Когда гастролирую по городам России, не всегда могу предположить, что вернусь туда вновь. Прошедшей осенью в Казани выступал в доме Василия Аксенова. После концерта директор музея предложила устроить весной выставку моих работ и еще один концерт. Нужно готовиться… Следом приезжал в Балаково. Там находится филиал Саратовского художественного музея имени Радищева. После творческой встречи тоже предложили приехать с концертом и выставкой.
— Вы являетесь лауреатом премии Союза журналистов России за серию материалов о Великой Отечественной войне. По-видимому, эта награда была получена в пору сотрудничества с периодическими изданиями Смоленщины?
— Уверен, что для многих смолян, родившихся после Великой Отечественной войны, эта тема вечна. Она прорывается, «выстреливает» в мыслях, словах. Эти чувства невозможно держать на замке, особенно если в тебе «сидит» родительский заряд чести и совести, благодарная память к защитникам Отечества. На Смоленщине развито поисковое движение; мы примеряем на себе поступки солдат – трудяг большой войны. Премию Союза журналистов России я получил за серию публикаций, подготовленных в свое время для областных газет «Рабочий путь», «Все».
— Как-то в интернете прочла на Вашей страничке: «Живу, люблю, пою, дышу, картинки разные пишу. Придет пора – останусь с вами картинками и песнями… стихами». Вас часто посещают мысли о вечном?
— Эти строки написаны, что называется, «с ходу». Что касается мыслей о вечном, они естественны для каждого здравомыслящего человека.
Всю жизнь занимаюсь тем, что волнует и не дает спать спокойно, всю жизнь учусь, делаю то, что нравится и что, думаю, у меня получается. Когда-то Борис Львович Васильев, мой названный Дед, сказал потрясающе мудрую фразу: «Ты должен отвечать за то, что делаешь». При этом занятия чередуются: сегодня пишешь картины, завтра сочиняешь стихи или прозу… Увидев коллекцию утюгов в мастерской русского театрального художника Бориса Мессерера, я задумался о том, что кто-то должен и пыль с них вытирать. С этого началась серия моих картин о Хранителях и Собирателях Памяти.
Написанные картины, стихи, роман или пьеса заставляют постоянно сомневаться: стоит ли ЭТО человеческого внимания?
Иногда вновь написанное воспринимается спокойно, с чувством хорошо сделанного дела. Проходит время и обнаруживаешь, что «проходное и спокойное» обретает совершенно иное звучание. Несколько лет назад в поэтическом сборнике было опубликовано стихотворение, которое я посвятил сыну. Недавно это стихотворение стало песней — музыку написал омский композитор Владимир Шорохов. Услышав эту запись, невольно прослезился… И удивился: я сумел так расставить слова по местам?
— Вам приходилось рвать, жечь написанное?
— Конечно, бывало. Случалось – от сочиненной пьесы оставались только песенки. Забраковал стишат немерено; картины… уничтожил, роман расстрелял, а уж сколько рассказов кануло в Лету…
— Читаю Ваши книги, начиная с «Монологов межсезонья», слушаю диски с песнями и поражаюсь: когда Вы все успеваете? Помню, с какой благодарностью отнеслись сафоновцы к выставке Ваших картин. А песня «Шахтерский неприметный городок на перекрестке тысячи путей» пошла в народ, звучит на праздновании Дня города, на встречах с Вами… Меняется ли с годами отношение к малой родине, Вас тянет сюда?
— Если приезжаю, значит, это не просто место на карте. В Сафонове живут матушка с сестрой, здесь немало людей, с которыми время от времени пересекаются наши пути и встречи с которыми мне дОроги.
Отношение к малой родине взрослеет вместе со мной. «Острее ощущаешь этот уютный уголок детства, где качели мои всё висят под окном…».
Вот и презентацию новой книги «Трясогуски на перилах» планирую провести в Сафоновской центральной районной библиотеке. С Татьяной Ивановной Игнатовой и сафоновцами мы договорились встретиться здесь 14 февраля. Будет разговор о книге и Борисе Васильеве, о времени и, естественно, о песнях с песнями.
— Спасибо за беседу.