В конце мая в детской школе искусств на художественном отделении состоялось торжественное мероприятие. Четыре выпускника — Наталья Жуганова, Фёдор Куликов, Валерия Арличенкова, Федотов Сергей, презентовали свои дипломные работы.
Дети прошли долгий и сложный путь постижения художественного мастерства под чутким руководством преподавателя Татьяны Ивановны Маханьковой и на защите показали все свое умение. В актовом зале детской школы искусств собрались родители, администрация, преподаватели, учащиеся младших классов.
Первой свою работу представила Наталья Жуганова. Она выполнила свою работу в технике «акварельный портрет». Наташа замахнулась на очень серьёзный жанр в изобразительном искусстве «портрет», выполненный акварелью. Даже очень опытные художники знают, что акварелью выполнить портрет очень сложно. На суд комиссии она представила две картины. Первый — это автопортрет. Как рассказала сама девочка, «Работа велась длительно, в несколько сеансов, нужно было показать не только сходство, а создать именно образ художницы, внимательно рассматривающей себя». Прежде всего, в картине выделяются глаза девушки. Они внимательные, строгие, но в тоже время капризно приподнятая бровь выделяет её как творческую личность. Взгляд спокойный, уверенный. Удачно подобрана одежда. Цвет одежды подчеркивает не только цвет глаз, но и оттеняет теплые тени на лице и руке.
Для второй работы Н. Жуганова выбрала технику «по-сырому», за основу взяла жанр костюмированного портрета. На ней изображена юная девушка, которая находится в состоянии широких раздумий. Глаза задумчиво опущены вниз, губы зажаты, натурщица находится в глубокой сосредоточённости. Небрежно завязанный шарф, распущенные волосы, прядь волос – все это выдаёт её как творческую личность.
Вторым выступил Фёдор Куликов, который выбрал не обычную тему для своей дипломной работы «копирование картин», никто в школе еще ни разу не делал подобного. Он подробно изучил много литературы, Интернет-ресурсов. В мировой практике копированием картин занимаются люди нужной профессии — «реставраторы».
Эта идея Фёдору пришла в голову при посещении Третьяковской галереи. Его впечатлила картина Ильи Остроухова «Золотая осень». И ему захотелось пробрести репродукцию этой картины. Потом он узнал, что можно сделать копию с этой картины. Для копирования мальчик выбрал две картины великих русских художников, которые исполнены в разных манерах и имеют разнообразные сюжеты.
Первая картина принадлежит кисти И. Остроухова «Золотая осень». На ней изображён именно тот замечательный период осени, когда деревья меняют свою зелёную листву на золотую. Это ранняя осень. Может быть сентябрь. Лето только закончилась, но ещё стоит тёплая пора, деревья отдыхают от летней жары, дышат осенним прохладным осенним воздухом, картина вся как бы золотая. Золотые листья на деревьях, золотая трава. Основной пейзаж на картине — деревья в лесу, сквозь кроны деревьев видно голубое небо, на картине слева художник нарисовал протоптанную тропинку, на ней сидят две сороки. Изображён солнечный день. И хоть солнца не видно, но чувствуется тепло, которое исходит от ярких жёлтых и оранжевых листьев. Картина выполнена в пастозной технике.
Вторая картина — «Бриг Меркурий» И. Айвазовского. Это пейзаж, исполненный маслом с изображением морской стихии. На картине большее пространство занимает небо с огромными, красивыми облаками, которые мальчик рисовал пальцами. Это старая технология. Чтобы облака получились пушистыми и воздушными, краску необходимо было втирать в поры холста пальцами. Картина выполнена в лессировочной технике.
Выпускница Валерия Арличенкова очень основательно и ответственно подошла к дипломной работе. Она определила для себя очень серьезный жанр — портрет. Изучение темы дипломной работы начинала издалека. Последовательно училась рисовать череп, части лица человека, изучала пропорции. И только после этого она приступила к своим работам. Портреты выполнены в технике масляная живопись и пастель. Портрет мужчины написан маслом. Вот что пояснила автор картин: «Грубые черты мужского лица лучше делать масляной краской, чем нежными цветами пастели. Я долго работала над портретом, разглядывала цвета, рассматривала черты лица. И поставила перед собой цель добиться схожести. Я первый раз писала портрет, да еще в не знакомой мне технике, это было очень познавательно. Работая, я получила бесценный опыт. Автопортрет я выполнила нежными цветами пастели. Здесь я работала так, как хотелось мне, я не стремилась добиться сходства. Просто наносила на бумагу, то, что видела. Мягкая пастель и фактурная бумага сделали своё дело — портрет получился романтичным и творческим, чего я и добивалась. Выполняя дипломную работу, я получила множество впечатлений, и приобрела колоссальный опыт».
На картинах Сергея Федотова изображены пейзажи, выполненные в технике «линогравюры». Для первой композиции он выбрал сюжет новодугинского озера, где на первом плане расположилась живописная поляна. Используя резцы малых размеров, он показал кору и причудливый изгиб кроны старого дерева. Для бликов на воде применил крупные резцы. На второй работе изобразил архитектурное строение. В качестве натуры Сергей выбрал Храм в селе Высокое. На фоне светлого неба среди вековых деревьев возвышается подлинный шедевр каменного зодчества. Для этой композиции он выбрал силуэтное изображение. С двух сторон симметрично расположились стволы деревьев, что еще больше подчёркивает торжественность дворцовых построек.
Все работы очень разнообразны. Не повторяют друг друга, совершено разные по сюжетам, исполнению, использованным материалам. Они оставили в душе радостное чувство благодаря необыкновенной красоте, теплу и свету, наполняющим картины. Недаром в народе говорят: «Глаза художника – это его картины!» Ведь именно таким, интересным и красочным, они видят все вокруг. В завершении мероприятия учительская коллегия приняла единодушное решение поставить выпускникам отметку «отлично». Именно с этой высокой оценкой ученикам выданы свидетельства об окончании обучения. Хочется поздравить выпускников ДШИ с окончанием учебного года, пожелать им успехов и новых свершений, а преподавателю здоровья, терпения и неиссякаемой энергии!
текст: А. Евдокимова.
Фото автора.
№64 от 07.06.2016