В историко-краеведческом музее развернута экспозиция творческих работ художника-педагога Ирины Николаевны Евсеевой
Выпускница художественно-графического факультета Смоленского государственного педагогического института, преподаватель с 32-летним стажем работы в Сафоновской детской художественной школе им. В.М. Кириллова, Евсеева является участницей ежегодных международных выставок в смоленском Доме художника, КВЦ им. Тенишевой.
С открытием первой персональной выставки Ирину Николаевну поздравили коллеги, друзья, любители художественного творчества.
Как отметила директор историко-краеведческого музея Л.Н. Яковлева, сафоновцы с удовольствием приходят в музей, чтобы узнать о талантливых людях родного края, увидеть их работы. «Это наша находка, и мы ей дорожим», — отметила Любовь Николаевна, провожая нас с И.Н. Евсеевой в небольшой уютный зал музея, где в последние годы одна экспозиция сменяет другую.
Встретившись с художницей, мы побеседовали о ее творчестве:
— Ирина Николаевна, на выставке есть работы разных лет, в том числе студенческой поры. Хотелось бы узнать об истории их создания, о людях.
— Одна из студенческих работ — «Ассоль». По заданию преподавателей предстояло нарисовать портрет одного из однокурсников, соотнеся его с тем или иным литературным персонажем. Я изобразила свою ровесницу Веру Козикову в образе Ассоль.
Не секрет, что каждый художник учится у признанных мастеров. Помимо мировых классиков, моими учителями стали известный смоленский скульптор Альберт Сергеев, живописцы Анатолий Попов, Анатолий Козиков, Вера Самарина, Вячеслав Самарин, Людмила Леонкина. Любимый преподаватель по рисунку — В.И. Кожевников. Поддержка Юрия Преображенского, который отмечал мои студенческие работы (пять из них было отобрано в художественный фонд института), также придала уверенности.
— Расскажите, пожалуйста, как Вы работаете над картинами?
— Если ты захвачен мыслью о будущей картине, то обдумываешь детали практически кругло-
суточно, даже во сне посещают мысли, связанные с композиционным, цветовым решениями. Если работа навеяна творчеством писателя или поэта, вчитываешься в строки произведений, осмысливаешь их до поры, пока не наступит озарение, понимание того, какие мысли и чувства ты должен выразить. В каждом человеке присутствует божественное начало; творец пытается эмоционально выразить мысли и чувства доступными ему средствами. При этом тебя словно кто-то ведет за руку, приоткрывает суть персонажа. Наконец, подходишь к холсту – и начинается творческий процесс, который не хочется прерывать. Работа захватывает и доставляет иногда бОльшее наслаждение, чем конечный результат.
— Мне как зрителю особенно близка Ваша портретная живопись. Впечатляет мятежный облик Владимира Высоцкого. Невольно замираешь у музы и возлюбленной Мастера — Маргариты, в глазах которой читаешь одиночество. Когда смотришь на омытый дождем облик Игоря Талькова, припоминается неповторимый тембр его голоса: «Летний дождь, летний дождь моей души омоет рану»… Кстати, почему на персональной выставке в музее нет этой работы?
— Портрет – мой излюбленный жанр. Хочется оживить и «очеловечить» каждую работу, что бы на ней не было отражено. Говорю своим ученикам, что даже кувшин надо написать так, чтобы он был узнаваем.
А портрет Игоря Талькова я подарила его сыну, когда тот приезжал с концертом в Сафоново. Волновалась, ожидая реакции этого человека, представшего перед зрителями как мыслитель, бунтарь. Было важно, чтобы он проникся образом Игоря Талькова-старшего, бывшего кумиром современников.
— Вами оформлена панорама афганского боя в музее памяти воинов-афганцев, со своими учениками Вы иллюстрировали поэтические сборники. Эти занятия также требуют вдохновения и творческой отдачи?
— Безусловно. В оформлении музея афганской войны я участвовала по просьбе Владимира Альбертовича Зоркова; причем, делала это дважды, поскольку музей менял место «прописки».
Вместе с педагогами Сафоновской детской художественной школы имени В.М. Кириллова участвовала в акции «Дарить свет и радость детям» — мы расписывали веранды детских садов. Приходилось выполнять настенную роспись в школе. Наши ученики иллюстрируют сборники стихов местной поэтессы Майи Шиловой. Вижу, что эта работа приносит им удовольствие.
— Ежегодно художественная школа выпускает в жизнь своих воспитанников. Много ли среди них ребят, стремящихся связать жизнь с творчеством?
— Многие мальчики и девочки имеют способности. Мы как педагоги должны их развивать. В любом случае, навыки, полученные в школе, дающей предпрофессиональное образование, пригодятся в дальнейшей жизни, даже если выбор профессии будет далек от творчества. Из моих бывших учеников могу выделить Наталью Швыдкову – она была первой на Смоленщине стипендиаткой Министерства культуры и впоследствии выбрала вуз с соответствующим профилем. В школьные годы Сергея Гавриленкова была организована персональная выставка его работ на электромашиностроительном заводе. Работу «Лебедь» Маши Солоненковой использовали при оформлении национального парка Смоленского поозерья.
И сегодня мы узнаем о новых победах своих учеников в различных конкурсах, о том, что выпускники связывают жизнь с педагогикой, поступают в учебные заведения художественного профиля. Уверена, что уроки в художественной школе дают полезные навыки нашим воспитанникам, приобщают их к миру прекрасного.
Что касается меня, то «художки» в родном Боголюбове Холм-Жирковского района не было, но рисовать я любила с детства. Старшая сестра коллекционировала фотографии актеров советского кино и иногда позволяла мне перерисовывать их одухотворенные лица.
Хочу сказать еще о том, что нашему городу необходимы художественный зал и художественная мастерская. Даже в небольшом соседнем Дорогобуже есть выставочный зал имени Николая Кротова, где довольно часто проходят выставки моих коллег. Что касается мастерской, это не прихоть, а необходимость; надеюсь, наступит время, когда я смогу сколачивать подрамники для будущих работ, не потревожив при этом покой соседей…
Автор Татьяна Мазурова
№49 от 05.12.2019