Прошедшим летом на празднике, посвящённом Дню России, я обратила внимание на прекрасные народные костюмы, в которые были одеты мастерицы из Детской школы искусств – директор Екатерина Алексеенкова и педагог Татьяна Полхова. Женщины обмолвились, что сшили они их сами, а за образец взяли не просто ершичский народный костюм, а руханский. В тот вечер я сама себе дала слово, что обязательно узнаю подробности.
С Екатериной Алексеенковой мы встретились на её рабочем месте, в школе, перед началом занятий, и у нас было время поговорить. Она достала из чехла костюм, и в лучах осеннего солнца он заиграл яркими красками, лоском атласных лент…Даже не верится, что костюмы были сшиты за совсем короткое время, буквально за две недели, а ведь один из элементов украшения костюмов – вышивка крестиком, которая требует времени и кропотливой работы.
— А было так, — рассказывает Екатерина. – Начальник отдела культуры Галина Ефимовна Бучкина предупредила нас, что предстоит участие в большом областном мероприятии в День России. Встал вопрос: в чём ехать? Возникла идея сшить народные костюмы, а именно костюмы руханской стороны – такие, которые носили в старину женщины деревень Корсики, Карды, Рухань, Жарики.
Идея-то хорошая, но осуществить её было не так-то просто, и это притом, что Екатерина по специальности – моделист-конструктор одежды, а диплом писала на тему «Народный сценический костюм». К тому же её бабушки , Ольга Романовна Телюкова и Мария Тихоновна Буханова, носили такие костюмы. Сохранились даже кое-какие детали их костюмов – например, чепец Марии Тихоновны. Но о чепце – чуть дальше.
Много дельных советов по изготовлению костюмов дали мама Екатерины – Вера Михайловна – и тётя – Надежда Михайловна. Встретились с известной в нашем районе мастерицей, Марией Андреевной Маликовой, и эта встреча была очень полезной и плодотворной. Помогло в работе и посещение мастер-классов «Творческой лаборатории по изготовлению народного костюма» в областном Центре народного творчества», на которых обучали пошиву крестьянской рубахи, работе с бисером и другим премудростям. Кстати, на ближайшее время запланирован мастер-класс по пошиву народного сарафана.
— Пришлось вспомнить, чем мы занимались в техникуме, — рассказывала Екатерина. – Перелистала конспекты, просмотрела выкройки…Жизнь, конечно, внесла свои коррективы. Изначально нам представлялось, что низ сарафанов мы сошьём из шерсти, как и должно быть. Но посмотрели на ценники – и от шерсти пришлось отказаться. Купили ткань подешевле, в яркую клетку, и тоже получилось неплохо. Такая юбка – это праздничный вариант. На низ юбок нашили разноцветные атласные ленты. Вообще, их число свидетельствует о том, сколько поколений женщин одной семьи носило эту юбку. Каждый раз новая хозяйка нашивала свою ленту.
Верх сарафана – кабат – традиционно был синего цвета. Если позволяли возможности семьи, праздничный кабат шили из бархата. Под сарафан надевали белую льняную рубаху, по низу, вороту, рукавам обшитую кантом контрастного цвета. Это должно было отпугнуть злых духов. Рубаха достаточной длины, чтобы её можно было носить и без сарафана (например, в летнюю жару), но обязательно с поясом. К слову, плести красивые пояса педагоги ДШИ тоже научились.
Рубахи мастерицы украсили вышивкой в народном стиле. Вот он, традиционный цветок-алатырь… К сожалению, времени было мало, а вышить рубаху или фартук не так просто и быстро. Пришлось отказаться от массивных фрагментов вышивки, но и так получилось очень красиво и нарядно.
Косу наши прабабушки прятали под чепец – головной убор, сшитый особым образом из тонкой льняной ткани. На чепец повязывали платок: у замужних женщин узел платка был сзади, а у бабушек – под горлом. Чепец украшали вышивкой или бисером. Но надо отметить, что в нашей местности украшения из бисера или металла использовались по минимуму: люди жили небогато.
Вместо чепца иногда надевали особый головной убор под названием «сорока» — сзади находился как бы «хвостик» из складок ткани. На шею вешали нитки бус – это тоже был оберег, как и кант на рубахе. Бусы чаще всего были стеклянные, редко – жемчужные, такие могли себе позволить женщины из зажиточных семей. Ленты, бусы, бисер, серёжки, тесьму, а также мыло покупали у коробейников или на ярмарке. Или выменивали, потому что денег-то и не было…Вспоминается сказка «Аленький цветочек». Помните? Старшие дочери просили отца привезти им из поездки бусы, серёжки с каменьями самоцветными, а младшая молвила: «Привези мне, батюшка, цветочек аленький…»