В 2019 году Хиславичская школа вольной борьбы отмечает свой юбилей — четверть века со дня основания. За 25 лет работы бессменный тренер нашей сборной Игорь Александрович Леоненков воспитал десять мастеров спорта и около сотни кандидатов в мастера спорта.
Наши ребята уже много лет подряд уверенно побеждают на межрайонных и областных соревнованиях. В их копилке немало призов, завоеванных на межрегиональных и даже всероссийских турнирах. С чего начиналась история школы вольной борьбы в Хиславичах? Как проходили первые Международные соревнования в Хиславичах по вольной борьбе? Как сделать так, чтобы тренировки были интересны и для старшеклассников, и для малышей? Об этом нашим читателям расскажет тренер высшей категории по вольной борьбе И.А. Леоненков.
Ты помнишь, как все начиналось…
Вольной борьбой я увлекся еще в школе. Мы после занятий с ребятами собирались в спортзале, и те, кто постарше, показывали нам борцовские приемы. Это были даже не занятия, а так, небольшой междусобойчик. Но интерес к вольной борьбе у меня зародился именно здесь. После школы я поступил в физинститут, и там меня обучал вольной борьбе мой тренер, основоположник спортивной борьбы на Смоленщине — Алексей Петрович Хренов.
В начале девяностых я окончил физинститут, женился. В 1994 году мне предложили здесь, в Хиславичах вести секцию вольной борьбы. Я согласился. И вот представьте: разгар лихих девяностых. Помещения для занятий нет, инвентаря нет, в магазинах полки пустые, зарплату по полгода задерживали. Когда мне предложили работу, предупредили сразу: «Зарплаты сильно не жди — сам понимаешь, кризис».
Вот в таких «благодатных» условиях мы и начинали. Нам выделили для занятий небольшой домик на территории стадиона, бывшую раздевалку. Площадь этого домика — 8 на 16 метров — не разгуляешься. Одновременно заниматься в нем могло не более двадцати человек. Но, как говорится, в тесноте, да не в обиде.
Я провел туда воду, газ, отопление, сделал душ. Мы с Анжелой, моей женой, поклеили обои, сделали небольшой косметический ремонт. На все это нужны были деньги — и здесь меня выручили друзья. Я им очень благодарен. Если бы они тогда, 25 лет назад, не поверили в меня и в мою идею — скорее всего, ничего бы этого не было. Вот в этом нашем «теремке» мы и тренировались до 2013 года, до открытия Хиславичского ФОКа.
С миру по нитке. Как был сшит первый борцовский ковер
Возвращаемся в девяностые. Помещение мы нашли, отремонтировали, подготовили для тренировок. А вот борцовского ковра у нас не было, заниматься было не на чем. О том, чтобы купить готовый ковер в магазине, речи не было вообще. Во-первых, после развала Советского Союза в магазинах толком и не было ничего, а во-вторых, если по сегодняшним меркам посчитать — такой ковер обошелся бы нам в 150-200 тысяч рублей, а этого мы себе точно не могли позволить.
Пришлось делать ковер своими силами. Купили большой рулон дермантина, которым двери обшивают. Купили поролон. Дальше нужно было все это сшить таким образом, чтобы получился ковер 10 на 8 метров. А ширина дермантина была чуть больше метра, поэтому нам пришлось сшивать вместе семь вот таких длинных полос. И в этом деле мне, как всегда, помогла моя жена Анжела.
Нарезали мы эти полосы, посреди зала поставили табуретку, на табуретку — электрическую швейную машинку. Анжела шила на машинке, а ребята, которые пришли на тренировку, держали в руках вот эти длиннющие куски дермантина и потихоньку их продвигали к машинке. Так что в изготовлении нашего первого ковра приняли участие все мои тогдашние воспитанники.
Ковер получился коричневый и желтый, потому что одного рулона не хватило, а другого рулона такого же цвета в магазине не было. Два года у нас этот ковер выдержал. И то — дырки пошли по дермантину, а вот эти швы, которые мы на машинке прострочили — они держались прочно!
Первый Новогодний турнир
У нас есть традиция — каждый год в конце декабря устраивать в Хиславичах Новогодний турнир по вольной борьбе. Первый такой турнир я провел в 1996 году. Захотел подстегнуть своих ребят, чтобы у них разыгрался дух соревнований. Купили подарки с Анжелой на свои деньги. Покупали разные мелочи, на что денег хватало: ручки, фломастеры, кружки, шоколадки. У нас тогда даже грамот покупных не было. Наши первые грамоты — это были черно-белые ксерокопии, подписанные ручкой. Первый турнир был для своих, там были только хиславичане, и тем не менее набралось 85 участников. Очень много было зрителей, все родители пришли за своих поболеть. На церемонии награждения ребят поздравляли Дед Мороз и Снегурочка. Это был настоящий спортивный праздник. Всем эта идея очень понравилась, и с тех пор мы такой Новогодний турнир проводим каждый год, он у нас уже перешел в разряд международных.
Первый Международный турнир по вольной борьбе в Хиславичах
В 2001 году мы провели в Хиславичах первый Международный турнир по вольной борьбе. Для нашего небольшого поселка это было грандиозное спортивное событие. К нам приехали ребята из Московской области, Санкт-Петербурга, Великого Новгорода, Старой Руссы, Могилева и Кричева. Всего было 180 участников. Я разделил ребят на две группы: старшим на стадионе ковер разложили (потому что наш зал не смог бы всех вместить), а младшие соревновались в зале.
Турнир длился два дня, поэтому ребятам нужно было где-то жить. Поскольку это были выходные, мы решили разместить их в школьном интернате, а самих школьников мы попросили на это время разъехаться по домам. Остальных ребят мы расселили по знакомым, кому-то домики сняли — и, в итоге, разместили всех. Призы у нас были шикарные. Например, одним из главных призов был видеомагнитофон. Кроме того, были и хорошие денежные призы от наших друзей и спонсоров в разных номинациях.
Нескучные будни хиславичских борцов
Вот вы про нас в газете часто пишете, когда мы побеждаем на соревнованиях. А ведь соревнования — это только малая часть нашей работы. Наверно, два процента из ста. А остальные девяносто восемь — это ежедневные тренировки. Поэтому я стараюсь сделать их разнообразными, чтобы ребятам было интересно.
Тренировки у нас проходят 5 раз в неделю по 1,5 — 2 часа. На первый взгляд кажется, что это много. Но на самом деле, никаких сверхнагрузок я не даю. Вот, например, сегодня вторник. Сейчас я вам расскажу, что у нас сегодня по плану. Начинаем с разминки, это у нас такая зарядочка легкая. Потом я рассказываю и показываю, что такое интервальный метод. Дальше у нас идет отработка бросков, а потом — круговая тренировка или кросс-фит. И в конце каждой тренировки — десять минут боремся. Да, не удивляйтесь, боремся каждый день всего по десять минут, а остальное — общая физическая подготовка.
Я, кстати, люблю вторники, потому что круговая тренировка у нас по вторникам обычно. А ребята мои все любят четверг, потому что по четвергам у нас игровая тренировка — мы играем в регбол. Поэтому по четвергам у меня обычно самая большая посещаемость (смеется).
Орлята учатся летать. Почему на тренировках по вольной борьбе малыши занимаются вместе со старшеклассниками
На моих тренировках маленькие занимаются вместе со старшими. Они, конечно, разные задания выполняют — у старших более серьезные упражнения, а маленьких особенно не нагрузишь, они же не умеют ничего (смеется). Но занимаются они все равно у меня в одно и то же время. И меня часто спрашивают, почему я не делю их на две смены, чтобы они не мешали друг другу. А вот почему. У меня уже был такой опыт, и я понял, что это неэффективно. Приходят малыши, их мало. Они пробуют какой-то прием повторить — у них, само собой, ничего не получается, потому что они еще маленькие. Они расстраиваются и перестают на занятия ходить. Сегодня один не пришел, завтра другой не пришел — и так по цепочке. Ну и толку от таких занятий? А вот когда они всей толпой ходят, тогда им уже не хочется отделяться от коллектива. Малыши видят, как у старших все получается, и думают: и я тоже так смогу! А старшие себя чувствуют героями, помогают маленьким, и им это нравится. Часто такую картину наблюдаю: если младший во время тренировки сидит без дела, старшие уже сами подходят и говорят ему: «А ты почему ничего не делаешь? Давай-ка, занимайся вместе со всеми!» Вот так эта система работает.
Ребенок, тренер и родители должны быть в одной упряжке
Самое главное, что мне нужно от моих воспитанников — это посещаемость. У некоторых ребят бывает такой переходный период, когда им кажется, что они устали, им все надоело, и им хочется бросить тренироваться. В такие моменты родителям нужно поддержать своего ребенка, сказать, что так бывает у всех, а у спортсменов — тем более, и что тренировки бросать не стоит.
Вот представьте ситуацию: человек три года занимается вольной борьбой, многому уже научился, уже начал показывать неплохие результаты на соревнованиях — и вдруг его мама приходит и говорит мне, что ее сын больше на тренировки ходить не будет. Спрашиваю: «Почему?» Слышу ответ: «Он устает на тренировках, пусть он лучше полежит, отдохнет». Вот как это понимать? То есть, получается, мы с ним три года зря занимались? Отказаться от занятий можно через две-три недели после начала тренировок, если ты понял, например, что борьба — это не твоё. Но бросать всё и уходить после нескольких лет занятий просто потому, что тебе хочется днем полежать — так не должно быть.
Нашим мальчишкам, конечно, не хватает мужского воспитания. Так складывается жизнь, что у нас в основном отцы на заработках за тридевять земель, а воспитанием занимаются мамы, которые часто дают слабинку своим сыновьям. И многих мальчишек это портит. Нужно, конечно, к ребенку прислушиваться, но нужно уметь и настоять на своем. Ребенок, тренер и родители всегда должны быть в одной упряжке. Должны понимать, слышать и поддерживать друг друга в трудные минуты. Только в этом случае от занятий будет толк. И только так можно воспитать мальчика настоящим мужчиной.
№41 от 11.10.2019