Юбилеи бывают разные – 20-летние, 30-летние, а бывают и «солидные». Вот такой «солидный» юбилей совсем недавно отметила и наша землячка – Вера Ильинична Осипова, в девичестве Артемьева, которой 5 сентября исполнилось 95 лет. Её жизнь – это целая эпоха в истории нашей страны, нашего района. Помнит, как в те далёкие годы проходила в её родном селе Тёмкино коллективизация, с каким недоверием относились односельчане к призыву об объединении в колхозы, как не хотели родители отдавать нажитое непосильным трудом в общественное пользование.
Но самые тяжёлые воспоминания – это годы войны. В неполные семнадцать лет, в один день, оборвалась юность вместе с девичьими мечтами. На протяжении не только 41-го, но и 42 года на территории района шли тяжёлые кровопролитные бои. Село было оккупировано фашистами, а всего в нескольких километрах, в деревне Ильино, были наши и постоянно шли артобстрелы. Во дворе дома Артемьевых враг расположил огневую точку, по которой наши артиллеристы вели огонь. В один из таких обстрелов, один снаряд угодил прямо в дом, а другой разорвался во дворе. Правда, семья Веры Ильиничны не пострадала, находилась в окопе, заранее выкопанном отцом и братьями. Оставаться в родном селе становилось всё опаснее и опаснее, и семья эвакуировалась под Вязьму, в деревню Гузово. Но и здесь они не были в безопасности – ежедневно, ежеминутно подвергаясь смертельной опасности.
Приближался час освобождения. Всё ближе и ближе звучала канонада, а фашист, чувствуя свой смертный час, вымещал всю злобу на мирное население. Тысячи и тысячи советских граждан подверглись насильственному угону в неволю. Не избежала этой участи и Вера Артемьева, вместе с младшим братом Алексеем была отправлена в Германию. И сейчас не может без содрогания вспоминать события тех дней, рассказывает Вера Ильинична, а у самой на глаза наворачиваются слёзы. Помнит, как эти нелюди вырывали из рук матерей младенцев, откидывали в сторону, а самих женщин отправляли в колонну для угона. Оставшимся старикам и детям, среди которых находились и родители Веры, грозила участь сожжённых деревень — была заминирована деревня, дом, в который согнали мирных жителей. Их судьбу предрешила группа советских разведчиков, незаметно подобравшихся к населённому пункту. С криком «УРА» бойцы ворвались в деревню, тем самым предотвратив трагедию.
Очень не хотелось Вере с братом быть рабами, поэтому, уже в Белоруссии удалось им сбежать, сначала Алексею, потом и Вере Ильиничне. И началась эпопея возвращения на родину. Сколько пройдено километров по белорусской земле, не освобождённой, а занятой врагом, известно одному Богу. И на всём пути встречала людей, которые сами голодали, но делились последним куском хлеба, давали кров над головой, порой рискуя собственной жизнью и детей. И сейчас с особой теплотой вспоминает о белорусской женщине Аннушке, у которой Вера прожила несколько месяцев. Помнит, как поехав на базар, Анна купила для совершенно чужой девушке обувь, одежду. А когда над деревней нависла угроза уничтожения, вместе прятались в лесу. И потом от хутора к хутору, от деревни до деревни пробирались лесными тропами навстречу наступавшей Красной Армии.
Преодолев все преграды на пути к родному порогу, Вера пришла в родное село Тёмкино. А здесь.… Всё сожжено, разрушено. Надо было восстанавливать народное хозяйство. Для строительства требовался материал. Для его заготовки, организовались бригады из молодёжи, в основном подростков. В одну из таких бригад попала и Вера Ильинична с братом Алексеем. Приехали на Угранский лесопильный завод. Приближалась зима, с её холодами и метелями, а рабочие в основном жили в землянках. Необходимо было в первую очередь строить жильё. Одновременно с заготовкой пиломатериалов строились и бараки. Два с половиной года отработала на заводе, приобрела там специальность «машинист котельных установок». Очень ответственная была работа, постоянно необходимо было следить за давлением пара в котлах, при помощи, которого работало оборудование.
Куда только не забрасывала судьба Веру Ильиничну. Пришлось пожить ей и в Челябинской области, и в Красноярском крае. Но всегда тянуло её на родную Тёмкинскую землю. Здесь она более 20-ти лет отдала работе в Тёмкинской больнице в должности санитарки. Многие думают: «Подумаешь, какая должность – бери тряпку, ведро и давай наводи чистоту». Может к кому то, и относятся эти слова, но только не к Вере Ильиничне. К каждому пациенту, бывало, найдёт свой подход – кого-то подбодрит, кого-то слегка пожурит за раскисание. Да и родственникам вселит надежду. Глядишь, и дело пойдёт на лад. Кроме слова «деточка», окружающие другого и не слышали.
И сейчас, с горечью вспоминает о том, как не раз ожидали своей дальнейшей участи дети горе-родителей. Как можно было предать этих крох? Как ждали они своих мам? Как по ночам тихонько плакали, с головой укрывши одеялом. К каждому находила подход бабушка Вера – кому сказку на ночь расскажет, кого по головке погладит – и успокоится малыш, и глазёнки повеселеют. А когда приходило время расставания – детей отправляли в детский дом, то словно от сердца у неё отрывали. Может, и те дети сохранили тёплые воспоминания о бабушке Вере.
С особой теплотой вспоминает Вера Ильинична своих коллег. Всех помнит по имени отчеству. Только жаль, что мы порой за суетой будней забываем о наших ветеранах. А и надо всего поднять телефонную трубку и поинтересоваться здоровьем, да поздравить с днём рождения. Вручат в отделе кадров трудовую книжку и спасибо забудут сказать за В день юбилея по старой доброй традиции поздравить пришли заместитель Главы МО «Тёмкинский район» О.В. Григорьева и председатель районного Совета ветеранов труда, войны Вооружённых Сил и правоохранительных органов В. С. Наполов (фото вверху). Они вручили юбилярше поздравления от Главы МО «Тёмкинский район» С. А. Гуляева, цветы и подарки.
Уважаемая Вера Ильинична! Мы присоединяемся к многочисленным поздравлениям в Ваш адрес и желаем здоровья и долгих лет жизни на радость детям, внукам и правнукам.
№68 от 10.09.2019