По традиции, накануне 1 сентября наш корреспондент встретился с заместителем главы муниципального образования «Рославльский район» Сергеем Викторовичем Филипченко, курирующим образование, и попросил его рассказать об итогах прошедшего года и о том, что ждёт детей и их родителей в наступающем учебном году
— Сергей Викторович, первого сентября мы не только строим планы на будущий учебный год, но и подводим итоги года прошедшего. Что Вы можете сказать о его результатах? Как наши выпускники справились с итоговой аттестацией, в какие учебные заведения поступили?
— Когда мы говорим о результатах учебного года, прежде всего речь идёт о результатах Единого Государственного Экзамена.
ЕГЭ в нынешнем году сдавали 254 выпускника. Аттестаты получили 252 человека. Двое, к сожалению, аттестатов не получили, но это уже взрослые люди, которые обучались в форме экстерната в открытой сменной школе. Они не набрали минимального количества баллов на экзамене.
Медаль «За особые успехи в учении» получили 33 ребёнка из муниципальных учебных заведений и один — из Православной гимназии. Кроме того, у нас есть две выпускницы школы №7 – Полина Щапова и Диана Хартова, — которым Губернатор А.Н. Островский вручил областные медали как одним из лучших в Смоленской области. Диана Хартова получила 100 баллов по русскому языку.
Лучше, чем в прошлом году, рославльские школьники сдали математику, физику, литературу и историю. По этим предметам у нас средний балл даже выше российского и областного. Максимальные балл по истории — 98, по физике — 90, по математике — 86.
Несколько ниже, чем в прошлом году, результаты по географии, биологии, химии, информатике. Это повод проанализировать и скорректировать работу по предметам естественного цикла.
Нынешние выпускники порадовали нас фееричным поступлением в самые престижные учебные заведения Москвы и Санкт-Петербурга: МГУ им. Ломоносова, ВШЭ, СПбГУ, Литературный институт, СПбГЭТУ (бывший ЛЭТИ), Московский государственный лингвистический университет (бывший институт иностранных языков им. М. Тореза). Очень важно, что наши дети, используя образовательные возможности именно нашего района, конкурируют с выпускниками лучших школ России, поступают в ведущие вузы страны на бюджетной основе.
Наши старшеклассники традиционно принимали участие во Всероссийской олимпиаде школьников, среди них – победители и призёры региональных этапов олимпиады по ряду предметов. Рославльский район — третий по количеству победителей и призёров олимпиады в области после города Смоленска и областного лицея им. Кирилла и Мефодия. Это, конечно, заслуга наших педагогов, одарённых детей и их родителей.
Блестящими были выступления наших педагогов на областных конкурсах «Учитель года» и «Воспитатель года». Наши учителя стали лауреатами конкурсов, на которых происходил очень жёсткий отбор: Т. С. Киверова, преподаватель школы №2, и Е.В. Затовканюк, воспитатель Остерского детского сада. Педагоги Рославля практически каждый год становятся победителями или лауреатами этих конкурсов и привозят в Рославль «Хрустальных пеликанов».
— Какие задачи стоят перед муниципальной системой образования в 2019 – 2020 учебном году?
— Задачи на следующий год — обеспечить участие в реализации регионального проекта «Образование»; максимум внимания необходимо уделить реализации Федерального Государственного Образовательного Стандарта (ФГОС) среднего общего образования.
Мы обязательно должны создать условия, в соответствии с ФГОС, для реализации выбранных учениками направлений образования. Опыт работы по индивидуальным образовательным маршрутам есть в школах №№1, 5, 7, и мы будем ретранслировать его в другие образовательные организации.
В современных условиях одна школа не может удовлетворить все возможные запросы семей. Удовлетворению образовательных запросов способствует сетевое взаимодействие, когда соседние школы взаимодействуют и используют возможности друг друга: например, первая и пятая, шестая и восьмая, третья и четвёртая, девятая и десятая. Ну а потенциал школы №7 могут использовать все другие образовательные учреждения.
Будет продолжено развитие технического творчества детей как в школах, так и в учреждениях дополнительного образования.
На протяжении нескольких лет мы в каждой школе реализуем проект «Предшкольная подготовка», так что, уважаемые дошкольники и их родители, с сентября квалифицированные учителя начальных классов абсолютно бесплатно будут готовить всех желающих будущих первоклассников к школе.
— Созданы ли в наших образовательных учреждениях возможности для обучения особенных детей?
— Два наших образовательных учреждения являются базовыми по организации работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья. Это детский сад «Сказка», который в нынешнем году реализует проект, направленный на охват всех детей с ОВЗ дошкольным образованием, — и тех, кто посещает детский сад, и тех, кто находится на семейном воспитании, включая оказание помощи родителям с целью создания условий для социализации этих детей. А также школа №10, которая продолжает эту работу на уровне общего образования, в том числе и в плане повышения квалификации педагогов.
— Больным вопросом для многих детей и родителей была вторая смена…
— Все без исключения школы с этого года будут заниматься в первую смену. Последней школой, в которой оставалась вторая смена, была школа №7. Благодаря проведенному ремонту, подготовке помещений, она тоже переходит на занятия в одну смену. Это очень важно: дети после школы могут планировать свой досуг, заниматься в учреждениях дополнительного образования различной направленности.
— Возможен ли переход всех наших школ на пятидневную учебную неделю? Если да, то что для этого нужно?
— Вопрос о пятидневной неделе по «Закону об образовании в Российской Федерации» относится к исключительной компетенции педагогического совета школы. Календарный учебный график утверждается самой школой. Этот вопрос должен рассматриваться с учётом мнения старшеклассников и родителей.
С одной стороны, пятидневка – это дополнительный выходной, когда дети могут побыть дома с родителями. С другой стороны, это значит, что ежедневная нагрузка на школьника увеличивается, ребёнок будет дольше находиться в школе, позже возвращаться домой, будет иметь меньше возможности посещать музыкальную, художественную или спортивную школу. В то же время у нас только 30-35% семей выходные проводят вместе. У кого-то – работа в субботу, у кого-то – посменно, и в этих случаях дети остаются дома одни.
Так что здесь нет однозначного ответа, всё это надо обсуждать. Если школа принимает решение с учётом мнения родителей, никто препятствовать в этом не будет. 1 — 4 классы в большинстве школ уже работают в режиме пятидневки, 5 — 11 классы остаются в режиме шестидневной недели.
— Сергей Викторович, недавно в СМИ появилась официальная информация о возможном ограничении для школьников использования мобильных телефонов.
— Да, во все школы страны поступили рекомендации Рособрнадзора и Роспотребнадзора об ограничении использования мобильной связи в учебных учреждениях. Это вызвано тем, что постоянное использование телефонов дезорганизует учебный процесс: детям звонят во время урока родители, друзья.
Роспотребнадзор представил сведения о вредном влиянии мобильных телефонов на здоровье детей, если они находятся при детях постоянно. Именно по этой причине средства мобильной связи уже запрещены в школах ряда стран.
Мы рекомендуем родителям ограничить использование мобильной связи ребёнком, когда он находится в школе. Если случается экстраординарная ситуация, педагоги обязательно свяжутся с вами, уважаемые родители. Если же вы снабдили вашего ребёнка телефоном, приучайте его, что он должен отключать телефон на время урока или переводить в беззвучный режим.
Особенно беспокоящимся родителям хочу сказать, что в школе ребёнок находится в безопасности, все школы ограждены, везде работает квалифицированный персонал. Ваш ребенок всегда сможет связаться с вами по окончании уроков.
Подчеркну, о запрете телефонов речь не идёт. Каждое учреждение самостоятельно принимает решение об использовании мобильной связи. Если школа примет решение о запрете, родителям и детям нужно это просто принять как должное. Моё личное мнение таково: для того, чтобы запретить, нам сначала нужно создать для этого условия — сейфы, хранилища, куда ребёнок мог бы сдать свой телефон. Сейчас у нас таких условий нет, но ограничить использование средств связи можно и нужно.
— Спасибо, Сергей Викторович, за интервью! С наступающим новым учебным годом Вас и всех Ваших коллег!
№34 от 29.08.2019