Гагаринский район История Общество

День Победы в больших и малых населенных пунктах начинается в одном порыве душ, сердец и воспоминаний: с просмотра парада Победы на Красной площади в Москве, с шествия колонн “Бессмертного полка” по улицам своего города и торжественного митинга. Гжатск-Гагарин не стал исключением. Наш феникс-город за 17 месяцев оккупации, потерявший тысячи своих жителей, истерзанный горем от сожженных неподалеку вместе с детьми деревнями к Победе в этой страшной войне относится с трепетом. День Победы горожане любят, пожалуй, больше, чем Новый год и свой день рождения.

Словно подслушанное ранее биение сердца миллионов россиян, была подана и в ту же минуту подхвачена людской волной идея “Бессмертного полка”. И накануне праздника уже наготове маленькие транспаранты с пожелтевшей, всеми силами отреставрированной фотографией деда-прадеда или отважной бабушки. Кто-то не пропускает ни одного шествия, кто-то “растет”, и из гордого одиночества лет пять назад сегодня уже шагает целой шеренгой, прихватив детское поколение.

В этом году “Бессмертный полк” изменил свой маршрут, пройдя по главной улице города от парка Солнцева до Красной площади, названной так, не потому что красива, а потому что героическая. Пока поисковики отряда “Курсант” формировали колонны, а юные бойцы военно-патриотической школы “Десант” из Новосибирска примерялись к стягам, доверенным в их руки, горожане с портретами своих Солдат Победы со всех сторон шли и шли к парку. Каждый – со своей историей: подробной или краткой, но всегда сердечной, с комком в горле и со слезами на глазах.

Вот они, эти истории: о тех, кто защищал нашу большую Родину, о тех, кто погиб на полях сражений, о тех, кто дошел до Берлина и только что не расписался на стенах поверженного рейхстага – а как хотелось! – и вернулся в родную деревню с искореженными полями и в Гжатск с останками домов.

Ольга Никитина: “Дядя 1914 года рождения, пропал без вести в мае 1943 года под Ельней”.

Наталья Щемелева: “Это мой дедушка Щемелев Василий Егорович, уроженец Починковского района. Погиб 12 ноября 1943 года в Витебской области”.

Валентина Михайловна: “Отец Михаил Лаврентьевич Малышевский, пулеметчик, дошел до Берлина. Мой дядя Федор Михайлович Деменков ушел на фронт и погиб. Мама Зинаида Малышевская и бабушка Домна Владимировна Деменкова были в плену, вернулись живыми”.

Юлия Степанькова: “Прадедушка Нестеров Федор Ильич. Пропал без вести в 1943 году”.

Василий Романков: “Отец Василий Егорович Романков, 1925 года рождения, воевал с 1943 года. Вернулся”.

Надежда Григорьева: “Мой отец – Крицкий Виктор Степанович. Командир отделения минометов, воевал в 1943-44 годах”.

Наталья Приходько:

– Эту фотографию, еще и в цвете, обнаружила в интернете в прошлом году случайно. Одного взгляда было достаточно, чтобы узнать своих бабушку и дедушку. Встретилась с тётями, показала им, а они, в свою очередь, показали себя на этом снимке. На фотографии: бабушка Дарья Дмитриевна Панасенкова идет со старшей Настей, держит за руку Нину, позади – Таня, на ее руках Галя, а рядом со старшей сестрой Миша, еще дальше — дедушка Андрей Иванович Панасенков. Предполагаем, что недостающие трое – Александра, Витя и Ваня – бегут впереди и не вошли в снимок. В этот период двое старших сыновей – Анисим и Петр – воевали. Погибли в сражениях.

В семье Панасенковых на двоих было 10 детей (бабушка вышла замуж за вдовца с четырьмя детьми), а годовалая девочка в годы войны умерла. Но сберегли остальных! Мама моя, назвали тоже Галей, родилась в 1944 году. Чтобы высушить то, что называлось пеленками, бабушка обкручивала их вокруг себя мокрые, и так они высыхали.

После Победы Панасенковы вернулись в Гжатский район: сначала жили в Труфанах, а после переехали в Кресцы. Вот такая моя семья. Многострадальная и героическая в то же время.


 


Вам также может понравиться