Много на земле красивых мест, но у каждого человека есть самое близкое и дорогое – его малая родина. Главное богатство и гордость нашей малой родины – это люди, чьи дела, ратные и трудовые подвиги прославили и будут дальше прославлять наш край. Ушедшие в вечность или наши современники, зрелые или совсем юные уроженцы велижской земли, а также люди, на каком-то этапе жизненного пути, даже ненадолго, связавшие свою судьбу с нашим краем, – все они достойны уважения, признания и благодарности, а порой – безграничного восхищения…
С судьбой Велижа и Велижского района связано немало славных имен. Это и знаменитые полководцы, и люди, внесшие большой вклад в отечественную науку и медицину, и заслуженные работники педагогического труда, и творческие люди… Да, нам есть кем гордиться и о ком хочется рассказать всем.
Сегодня мы расскажем о заслуженной артистке Российской Федерации, заслуженной артистке РСО-Алания, народной артистке РСО-Алания Александре Николаевне Турик-Вершининой. Уроженка деревни Лисичино Велижского района, она появилась на «Божий свет» в грозном 1942 году, 10 июня. В многодетной крестьянской семье на тот момент Лексашка, как ее ласково называли родители, была четвертым ребенком. Уже в послевоенные годы родился еще один мальчик. У членов большой и дружной семьи две фамилии – Турик и Туриковы. Фамилия Туриковы произошла по ошибке секретаря сельского совета, которая приписала лишние буквы.
Война кровавым рубцом пролегла сквозь детство Александры. Родившись слабенькой и болезненной, девочка чуть было не погибла, когда в ее родную деревню вошли фашисты. Два немца, зайдя в родительский дом, стали развлекаться, перебрасывая восьмимесячную Шуру друг другу, как мячик, и при этом стреляя для куража. Мать, видя это, не выдержала – упала в обморок… В другой раз они с сестрой могли погибнуть при разрыве мины, упавшей недалеко от дома. Или чуть позже. Сугроб, в сугробе чуть припорошенная снегом замерзшая девочка уже не плачет, а тихо засыпает – умирает. Родная тетка (по отцу), пока мама была в поисках хлеба, выбросила девчушку, чтобы та не кричала от голода. Мать нашла, откопала, отогрела. Но во всех случаях ангел-хранитель берег ее и отводил от девочки «костлявую руку смерти» – она осталась жива.
С нежностью вспоминают сестры Валентина и Александра Турик о своей матушке, не только как об очень добром, отзывчивом человеке, но и как о творческой, артистичной женщине. Муж Николай Антонович с гордостью говорил: «Моя Мария пройдет по столу – ни одну рюмочку не зацепит каблучками». Мария Романовна имела красивый сильный голос, любила петь, а еще она была рукодельницей. Из-под ее ловких и умелых рук выходили самые разные изделия, связанные крючком и спицами. Эта простая крестьянка, многодетная мать, стахановка из смоленской глубинки удостоилась чести быть принятой в Кремле М.И. Калининым, «всероссийским старостой», который ей вручил «Медаль материнства».
В беседе с корреспондентом одной из владикавказских газет, вспоминая свое детство, Александра Николаевна рассказывает: «С деревенскими ребятами я ходила из Лисичино в Логовскую школу, которая находилась за пять-шесть километров. Тропинка шла через лес. Зимой – по сугробам. Шесть утра, темно, рядом волки воют, страшно… Чтобы скоротать дорогу, пели пионерские песни, песни военных лет. Я с детства любила петь и плясать. Это заметили учителя и меня постоянно привлекали к участию в художественной самодеятельности в школе и в сельском Доме культуры.
Родители воспитывали нас, детей, в труде. Начиная с одиннадцати лет после школы какой только работой не занималась! Помогая маме, наравне со взрослыми работала на колхозных полях, осенью и до «белых мух» на болотах собирала клюкву. Эта клюква до сих пор снится мне по ночам. Учась в школе, я мечтала стать почтальоном. В деревне в те годы эта профессия считалась престижной, почтальоншу ждали в каждом доме с нетерпением, она приносила красивые поздравительные открытки, добрые вести, иногда не очень. Однако моей мечте не суждено было сбыться».
В 15 лет, после окончания семилетней школы, девушка приехала в Волгоград к старшему брату и сестре, поступила в строительное училище на специальность штукатур-маляр. К концу учебы в ПТУ с однокурсниками устроила забастовку: не пошла на практику, потому что им не выдали валенки. Александру Турик, как зачинщицу, вызвали в комитет комсомола. Из рядов ВЛКСМ не выгнали, но после окончания училища в виде «наказания» направили в строительную организацию комсоргом, чтобы она там проявляла свои организаторские способности. Перед девушкой было поставлено условие – найти членов ВЛКСМ, выбывших по неизвестным причинам из организации, и вернуть их в ряды комсомола. Как она это сделала, никто не знал, но поручение было выполнено. Вышестоящие органы власти увидели в ней принципиального, честного, энергичного вожака молодежи и предложили возглавить комсомольскую организацию в качестве освобожденного секретаря.
Александра очень любила рисовать, и у нее это хорошо получалось. Она поступила в Саратовское художественное училище на скульптурное отделение. Проучившись некоторое время, поняла, что это не ее призвание.
Вернулась в Волгоград и активно занялась комсомольской работой. В 19 лет девушку (это расценивалось как поощрение) назначают художественным руководителем Дворца культуры Красноармейского района для заключенных, находившихся на поселении, с которыми она должна была проводить культурно-просветительскую работу. Первое, чем пришлось с ними заняться, – постановка шутки-комедии «Медведь» А.П. Чехова. Как признается сама Александра Николаевна, в то время она не знала с какой стороны подступить к спектаклю.
«Я понимала, что опыта у меня маловато, поэтому, учась в вечерней школе, подала документы в Волгоградское культпросветучилище на заочное отделение, – продолжает свои воспоминания Александра Николаевна. – Успешно сдав вступительные экзамены, стала студенткой. В течение года я освоила игру на аккордеоне и гитаре. На первом курсе меня заметила Тамара Борисовна Валасиади, заслуженная артистка РСФСР, преподававшая актерское мастерство, и посоветовала поступить в театральную студию при драмтеатре им. М. Горького. Что я и сделала».
Выпускнице Волгоградской театральной студии в характеристике написали: «Ярко-комедийная характерная актриса». Приехав в 1965 году в Смоленск и придя к режиссеру государственного драматического театра, Александра заявила: «Я смолянка и хочу здесь работать». Театр как раз уезжал на гастроли в Калугу, и она поехала с ним. Стройная, изящная, голубоглазая, с гордо вздернутым курносым носиком, с копной белокурых волос, ниспадающих до пояса, она, как магнит, приковывала к себе восхищенные взгляды мужчин. Здесь юная артистка познакомилась с Вячеславом Вершининым, который уже работал в этом же театре. Вот как об этом вспоминает Александра Николаевна: «Помню: сидим мы с подружкой в фойе, а актеры выходят после спектакля. Мы, девчонки, каждого из них внимательно рассматриваем и обсуждаем, в том числе и моего будущего мужа. Он мне тогда не понравился. А подружка возьми да в шутку скажи: «Это твоя судьба». И ведь как в воду глядела. Тогда же, в 1965-м, мы поженились». Изначально выстроенные теплые отношения между супругами в жизни и партнерами на сцене позволили семье Турик-Вершининых в будущем отметить не только серебряную свадьбу – 25 лет совместной жизни, но и сапфировую и золотую свадьбы.
Начав свою творческую карьеру, Александра Николаевна сразу полюбилась смоленской публике. Но судьба распорядилась по-своему. В 1967 году они решили уехать из Смоленска. Счастливый случай свел их с Юлией Волоцкой, директором Русского академического драматического театра имени Е.Б. Вахтангова. От нее супружеская чета узнала о прекрасном театре в Орджоникидзе (переименован в город Владикавказ). Она показала цветные открытки с видами города. Александре и Вячеславу он очень понравился, и по направлению актерской биржи труда они приехали в Северную Осетию. Оба молодые, 25-летние, всем сердцем влюбленные в сцену… Они еще не знали тогда, что здесь, в Осетии, осядут навсегда и во Владикавказе обретут вторую родину.
Режиссер Русского театра Зарифа Бритаева в Вячеславе Вершинине сразу признала артиста, а его супруге для начала доверила роль мальчика-юнги в революционной пьесе «Вьюга». Разглядела лишь тогда, когда девчонка осмелилась возразить властному режиссеру и отстоять свою точку зрения. И с тех пор роли, роли, роли… Были и героини «голубых» кровей, и стервы, и откровенные злодейки, и последних было немало.Кого только не играла! У актрисы есть одно редчайшее качество – она «тратится», не жалеет себя, не думает о том, что ей понадобятся силы завтра. Каждую роль А.Н. Турик не создает, а проживает, поэтому ее выход на сцену всякий раз становится событием. Она наделяет своих героинь неподдельными чувствами и эмоциями, и они передаются зрителям, надолго остаются у них в памяти.
Деревенская девочка из глухой деревни Лисичино (в конце 1950-х годов прошлого столетия насчитывающей 60 дворов, а сейчас ее уже нет и в помине) и мечтать не могла, что когда-нибудь достигнет таких высот. Более 55 лет служения богине Мельпомене (покровительнице театрального искусства), более 170 сыгранных ролей разного жанра: трагических, лирических, драматических, комедийных…
Я бываю такая разная –
То капризная, то прекрасная,
То страшилище опупенное,
То красавица – мисс Вселенная,
То покладиста, то с характером…
…Не больна я, не в психике трещина…
Просто Я – стопроцентная ЖЕНЩИНА!
Эти слова из стихотворения Ларисы Рубальской как нельзя лучше отражают разносторонность характера актрисы.
Александру Николаевну до сих пор помнят и любят в Смоленске, в год ее 70-летнего юбилея вышла книга «О жизни блистательной актрисы Александры Турик», ей посвящена одна из глав в книге «Женщины Осетии». В нашем городе этой замечательной, талантливой женщине и ее творчеству в историко-краеведческом музее выделен целый стенд. Одна из ведущих актрис владикавказского Русского академического театра им. Е. Вахтангова, вписавшая в его творческую летопись по-настоящему яркую, золотую строку, Александра Николаевна, ветеран труда, заслуженно награждена Почетной медалью «Во славу Осетии».
Несмотря на то что судьба сама привела ее в театр и влюбила в него раз и навсегда, она нашла отдушину и в других делах. Помимо актерской деятельности А.Н. Турик учит будущих артистов художественному слову, сценической речи и театральному гриму. В музыкальной школе им. П.И. Чайковского преподает технику речи, и, как она сама признается, сейчас преподавательская деятельность ее вполне удовлетворяет. Ее ученики в настоящее время играют во многих театрах нашей страны, исполняют роли в художественных фильмах и сериалах.
Александра Николаевна Турик-Вершинина – удивительно светлый человек, интереснейший собеседник. Имея природный утонченный эстетический вкус и склонность к творчеству, с удовольствием занимается рукоделием – вязанием, изготовлением картин и панно с использованием кожи, плетением макраме. Ее работы отличаются изяществом и неординарностью. Она очень любит комнатные цветы, которых у нее более 48 экземпляров.
«Оглядываясь назад, могу сказать, что я счастливый человек, – говорит А.Н. Турик-Вершинина. – Жизнь прожита не зря. Хоть и не мечтала с детства стать актрисой, но безумно люблю дело, которому служу. А это дорогого стоит. Это большой труд. Я горжусь своим мужем Вячеславом Григорьевичем Вершининым, народным артистом РФ, заслуженным артистом РСО-Алания, лауреатом Государственной премии имени Коста Хетагурова в области литературы и искусства. Он близкий мне по духу человек, прекрасный партнер по сцене, с ним мы идем по жизни вот уже более пятидесяти лет.
Могу с уверенностью сказать, что я состоялась в профессии, состоялась как жена, мать… Счастье для женщины – это все-таки семья, дети, внуки. Единственное, о чем порой сожалею, что у меня только один ребенок. Сын, с трех лет росший в театре, уже взрослый, состоявшийся человек – подполковник ФСБ. У нас растут две прекрасные внучки. Есть опора в жизни. Словом, я счастлива…»