В первый раз Елена переступила порог восьмой средней школы в далеком 1983 году, когда новое здание храма науки только сдали в эксплуатацию. Их девятый класс вместе с классным руководителем Ириной Владимировной Петроченковой перешел учиться сюда, и она в числе других стала одной из первых выпускниц. Вернулась в родные стены спустя годы Еленой Николаевной Тишко, учителем младших классов. Из молодого неопытного специалиста, с благодарностью принимающего наставничество старших коллег, вырос педагог-новатор.
Еще в свои школьные годы девушка определилась с выбором будущей профессии. Перед глазами был пример матери – Людмилы Михайловны Семеновой, которая 41 год отдала этому благородному делу. Видела и понимала, что труд педагога требует большой самоотдачи, однако это не остановило. Терпение, старательность,
доброта и любовь к людям – качества, которые мама воспитывала своим примером, — очень помогли и в жизни, и в профессии. А еще в формировании характера Елены большую роль сыграла классный руководитель Ирина Владимировна, сумевшая сплотить ребят, научить их жизнелюбию и дружбе. До сих пор бывшие одноклассники встречаются, общаются, помогают друг другу.
Не сразу, но довольно быстро выбор между экскурсоводом, логопедом или учителем пал на последнего. Студенческие годы в Смоленском педагогическом институте пролетели быстро, в круговерти общественной работы в качестве активистки культмассового сектора.
Школа встретила тепло. Поначалу, конечно, было непросто, но коллеги взяли новичка под свое крыло. Курировали Елену Николаевну опытный педагог Вера Афанасьевна Захарова, профессионал своего дела завуч Анна Семеновна Булкина. Благодаря им и всему коллективу адаптационный период прошел максимально легко.
Готовая к экспериментам, Тишко решительно бралась за освоение новых программ, по которым затем работала несколько лет. В их числе «Начальная школа 21 века», главным отличием которой является ведение педагогической диагностики на протяжении четырех начальных классов. Учитель отслеживает динамику развития школьников в учебе, вовремя реагирует и при необходимости помогает. В учебниках это выражается в заданиях по проверке пройденного материала, где нужно исправить в предложенном тексте ошибки, самостоятельно проверить выполненную работу, сравнить свои результаты. Также программа учитывает личность ребенка, возможность его обучаемости, уделяет усиленное внимание творчеству и развитию воображения.
Позже Елене Николаевне довелось восемь лет работать по развивающей системе Занкова. Ее основные цели — достижение оптимального развития мышления, воли, чувств, нравственных представлений у каждого школьника. Главная особенность — высокий уровень трудности обучения наряду с бережным отношением к внутреннему миру ребёнка. Эта программа учит ребят не бояться ошибок, рассуждать и экспериментировать, а вместе с ними бесценный опыт получает и сам педагог.
Со своими учениками Тишко испробовала и программу «Начальная инновационная школа», ориентированную на развитие личности младшего школьника в соответствии с его индивидуальными особенностями, в ней большое внимание уделяется духовно-нравственному воспитанию.
Работа по разным системам помогла на практике применять отличные друг от друга приёмы и методы, использовать групповую и парную работу, разноуровневые задания. Когда назрела необходимость освоить инновационное направление – федеральные образовательные стандарты, педагог одной из первых в Сафонове стала вести пилотную площадку по этой теме. Сначала училась сама: посещала областные семинары и практикумы, потом делилась опытом с коллегами из школ района.
— Приходилось начинать почти с нуля, в том числе составлять отвечающие стандартам рабочие программы по предметам, проводить педагогическую диагностику, анкетирование детей и родителей, стартовые и итоговые проверочные работы, — объясняет Елена Николаевна.
Принципиально новый подход, который предусматривают ФГОСы, давался нелегко. Требования к результатам освоения образовательной программы изменились: акцент делается не на сумму знаний и умений, а на усвоение так называемых универсальных учебных умений, то есть умений самостоятельно добывать необходимую информацию, пользуясь современными технологиями и вступая во взаимодействие с другими людьми. Приоритетной целью педагога стало формирование у ученика умения учиться, то есть развивать способность планировать, корректировать и оценивать свою учебную деятельность сначала с помощью учителя, а потом и самостоятельно. Учебники тоже стали другими: в них появились теоретические, наглядные, справочные материалы; словари, знаково-символическая система; задания, рассчитанные на разный уровень способностей детей. Большое внимание уделяется внеурочной деятельности в форме кружков, студий, спортивных секций. С учетом сложности нынешних программ очень важно, чтобы первоклассники научились читать в дошкольном возрасте.
Изменились и требования к самому педагогу: без умения работать с информационно-коммуникативными технологиями теперь никак не обойтись, ведь нужно вести электронный журнал, заполнять электронные дневники, создавать презентации. Елена Николаевна считает, что сегодня учитель должен быть и психологом, и исследователем, и логопедом. А для этого важно постоянно заниматься саморазвитием.
— В нашей школе все педагоги – творческие, талантливые люди. Мы не стоим на месте: участвуем в семинарах и практикумах, проводим открытые уроки. Например, в марте на базе нашей школы проводилось межрайонное мероприятие «Панорама опыта по проблеме ранней профориентации младших школьников» с участием коллег из образовательных учреждений Сафоновского и других районов области. Я проводила открытое занятие «Математика в профессиях наших мам и пап», суть которого сводилась к простому выводу: «царица наук» пригодится в любой сфере деятельности. Ребята согласились, что без знаний и логического мышления будет трудно реализовать себя в жизни.
Общаясь с детьми и ежедневно наблюдая за ними, Елена Николаевна заметила у многих признаки ослабленного здоровья. Стала думать, как помочь ребятам сформировать привычку к активному образу жизни, и разработала свою методику. Процесс напряженной умственной работой прерывался минутками тишины, двигательными физкультминутками, смехопаузами; ребята вместе с учителем повторяли формулы самовнушения: «Я здоров, я полон сил и энергии». Уже более десяти лет педагог ведет кружок «Творю здоровье души и тела», который с удовольствием посещают младшие школьники.
Сегодня творческие занятия по развитию детей можно вести и в рамках внеурочной деятельности. Хотя это требует сил и времени, Е.Н.Тишко старается вырастить из своих учеников разносторонне развитых и любознательных людей. Кружок «Служу Отечеству пером» она задумала как способ формирования нравственной системы ценностей и готовности к личностному
росту. За методическую основу взяла известный в педагогических кругах детский журнал «Добрята», добавила свои наработки. В рамках этой деятельности ребята изучали журналистские жанры, читали журналы, сами создавали свой, писали творческие работы, обсуждали и анализировали, делали рисунки и отзывы о прочитанных книгах… Постепенно, из года в год, они становились все более серьезными и подготовленными, у некоторых обнаружились задатки таланта, да и в общем повысились техника чтения и интерес к учебе. Кроме того, Елена Николаевна ведет факультативы по математике и русскому языку, на которых готовит школьников к олимпиадам.
Каждый день педагога расписан по часам: уроки, педсоветы, классные часы, собрания, кружки. Нужно успеть сделать важные домашние дела, уделить внимание родным, почитать (получается только поздно вечером или рано утром), подготовиться к будущим занятиям… Что поделать? Выбранная стезя заставляет снова и снова сдавать
«контрольную работу» на мастерство, профессионализм, душевное отношение к самому процессу обучения. А еще обязывает быть примером для своих учеников, ориентиром лучших человеческих качеств.