Очередной районный этап Всероссийского конкурса чтецов «Живая классика» (напомним, он проводится с 2010 года), по общему мнению жюри, получился не столь ярким и фонтанирующим артистизмом юных дарований, как предыдущие. Но запоминающиеся выступления были, случились и открытия новых «звездочек»
Помимо смены площадки (нынче конкурс проходил в бывшем Центре дополнительного образования, где более просторный зал, нежели в районной детской библиотеке, и даже есть небольшая сцена), участников и зрителей ожидал и неожиданный творческий сюрприз от воспитанников и педагогов городского детского сада №6. Они разыграли музыкально-театрализованную композицию по басне И.А. Крылова «Стрекоза и муравей», посвятив спектакль 250-летию выдающегося баснописца (родился 13 февраля 1869 года). Зал тепло аплодировал юным артистам и их увлеченным наставникам.
В конкурсной программе муниципального этапа «Живой классики»-2019 приняли участие 26 чтецов, больше половины составили ученики пятых-шестых классов, десятиклассников было всего трое.
Некоторые из ребят участвовали в конкурсе уже не в первый раз. Как, например, ученик 8 класса Шаталовской средней школы Даниил Лопатин, неоднократно входивший в тройку победителей районного этапа. И в этот раз он выступил достойно, сохранив приверженность патриотической тематике и выбрав для декламации отрывок из повести Сергея Алексеева «Небывалое бывает» – о мужестве русских солдат во время войны со шведами в 1700 году. Продуманный выбор текста, хорошая дикция, сдержанная эмоциональность, правильно найденная интонация – эти критерии большинство членов жюри оценило в первую очередь, присудив Даниилу Лопатину первое место.
Шестиклассница из Стодолищенской средней школы Анна Кашкова запомнилась прошлогодним дебютом, когда очень эмоционально и артистично даже не прочитала, а сыграла рассказ Степана Писахова «Подруженьки» и стала призером. Нынче Анна вновь выбрала для конкурсного исполнения произведение того же автора (рассказ «Модница»), наполненное характерным этнографическим колоритом, свойственным жителям северных регионов России. Однако этот дубль не произвел ожидаемого впечатления на жюри, поскольку мы не увидели динамики и роста мастерства исполнительницы. Тем не менее большинство членов жюри решили включить Анну Кашкову в число призеров.
А вот ученица 6 класса Починковской средней школы №2 Александра Аверкина значительно прибавила в искусстве художественного чтения. Но, к сожалению, вместе с педагогом не совсем удачно выбрали произведение. По условиям конкурса, если участник представляет произведение, входящее в список часто исполняемых, он автоматически теряет до трех баллов. Рассказ Елены Пономаренко «Леночка» именно из этого списка. Чтобы победить в этом случае, нужно было читать абсолютно по-новому, по-своему, по-настоящему талантливо. До такого уровня Александре нужно ещё много работать, но потенциал, безусловно, есть: этом году она стала призером, желаем успехов в следующем сезоне «Живой классики».
Зато в аналогичной ситуации получилось блеснуть на конкурсе у десятиклассницы Мурыгинской средней школы Эвелины Савельевой. Она тоже выбрала произведение из разряда «зачитанных»: рассказ Н. Тэффи «Счастливая». Однако под руководством учителя русского языка и литературы Ольги Николаевны Барабановой сумела не просто глубоко понять содержание, проникнуться романтичной атмосферой старой России, но вжиться в образы юной и повзрослевшей героини и эмоционально передать её ностальгию не только по ушедшему счастливому времени, а и по навсегда утраченной родине. Нужно отметить, что и внешность, сценический образ Эвелины гармонично совпали с нашим типичным представлением о девушке серебряного века – хрупкой утонченной мечтательницы. Выступление Э. Савельевой, на мой взгляд, было лучшим на нынешнем муниципальном этапе «Живой классики», но, отминусовав штрафные 3 балла за выбор произведения, большинство членов жюри присудило ей третье место, которое также дает право на участие в областном туре конкурса.
Второе место в тройке победителей районного этапа занял ученик пятого класса Починковской средней школы №1 Дмитрий Туманов, вдохновенно прочитавший сказку Максима Горького «Воробьишко». Это небольшое по объёму произведение совсем не простое для декламации, как может показаться на первый взгляд, поскольку построено на диалогах разновозрастных персонажей, да ещё и наполнено глубоким философским подтекстом. И Дима уверенно справился со всеми сложностями: артистично изобразил маму-воробьиху, папу-воробья, а уж в образ любознательного озорника-воробьишки Пудика вложил, показалось, немало и от собственной личности и в итоге легко заставил аудиторию смеяться, сопереживать и думать.
Победа Дмитрия Туманова и призовые места ещё двух участников «Живой классики»-2019 из Починковской школы №1 – пятиклассницы Дарьи Мозалевой и ученика 6 класса Константина Буянова – это очередной успех и подтверждение высокого педагогического мастерства учителя русского языка и литературы Галины Ивановны Дмитриевой. Как подчеркнула председатель жюри районного конкурса педагог-библиотекарь Починковской средней школы №2 Т.В. Шептунова, даже в сценическом поведении питомцы Г.И. Дмитриевой выделяются на фоне остальных юных чтецов: поклоны, грамотная жестикуляция, «спасибо» зрителям – во всем чувствуется рука мастера.
«Нет детей одаренных и неодаренных, талантливых и обычных. Одарены, талантливы все без исключения дети. Распознать, выявить, раскрыть, взлелеять, выпестовать в каждом ученике его неповторимо-индивидуальный талант – значит, поднять личность на высокий уровень расцвета человеческого достоинства», – так сформулировал один из важнейших педагогических принципов Василий Сухомлинский. И когда учитель ставит его во главу угла, обязательно приходит успех. Что и подтверждает опыт Галины Ивановны Дмитриевой.
Из дебютантов нынешнего конкурса обратила на себя внимание ученица 5 класса Лосненской средней школы Валерия Плешакова, она также удостоена звания призера. Будем следить за её успехами.
В этот раз почему-то резко сбавили и по количеству и по качеству участников «Живой классики» Стодолищенская, Шаталовская, Дивинская средние школы, ранее ежегодно радовавшие хорошей подготовкой чтецов. Хочется надеяться, что это просто случайность. И уже следующий сезон нам подарит гораздо больше незабываемых впечатлений от встреч с юными талантливыми чтецами из этих и других школ района. Вдохновения и успехов всем ребятам и их наставникам!