Недавно в коллективе Дуровской средней школы отметили 100-летний юбилей
Вехи истории
Известно, что открывшаяся на станции Дурово в 1919 году двухкомплектная школа была размещена в бывшем буфете помещика Мезенцева. В анналах истории сохранились имена первой заведующей, Елены Леонидовны Булычевой, а также учительницы Нины Михайловны Михеевой. В 1935 г. учреждение было переименовано в Дуровскую железнодорожную школу №22, выпускники которой получали аттестаты о семилетнем образовании. Занятия проходили в двухэтажном здании, принадлежавшем до октябрьской революции купцу Жильцову. В январе 1950 года в Дурове построили типовое здание школы. А в ноябре 1996 года под школу переоборудовали бывший детский сад, возведенный в 1992-м по типовому проекту.
С 1955 г. по 1959 г. школа была средней, затем – семилетней, а с 1960 г. – восьмилетней.
С 1992 года юные дуровцы имеют возможность получить среднее образование в своей деревне. В 2011 и в 2012 г.г. прошла реорганизация: к Дуровской средней школе присоединены филиалы Игнатковский и Беленинский.
Если в послевоенные годы в этом учреждении образования училось до 600 человек, в 60-е годы — около 400, то в 1992-м – 120. Последнее десятилетие количество учащихся колеблется от 33 до 38 (72 ученика – с учетом филиалов).
Патриотизм, гражданственность
История этого учебного заведения, где сейчас трудится 15 учителей, тесно связана с историей родного края. Изменение идеологии, демографические проблемы нашли отражение и в судьбе школы, коллектив которой вскоре после революции ликвидировал неграмотность, стоял у истоков создания пионерской, комсомольской организаций, в войну сражался с врагом. Первая пионерская организация была создана в 1935-1936 учебном году. Атрибуты пионерии: горн, алый галстук, пионерский значок – представлены в экспозиции школьного музея.
Учитель истории Нина Петровна Романова по крупицам собирала материалы для музея, воспитывала у учеников интерес к родному краю. Накопленный в экспедициях и походах материал представлен на стендах, в альбомах школы. На фото запечатлены моменты из прошлого, связанные с разведением кроликов на школьном дворе, с торжественным приемом в пионеры на площади Ленина в районном центре. Интересно видеть, как ученики постигали науку запрягать лошадей, управляли тракторами, завоевывали кубки победителей и призеров на спортивных соревнованиях.
— У нас добрые, хорошие ребята, — с этих слов началась наша беседа с заместителем директора по учебной работе Ириной Ивановной Кривонос.
Доказательств сказанному предостаточно. Это и деятельность школьной организации «Исток», которая многие годы оказывает помощь ветеранам, занимается очисткой родников, и работа 13 учащихся-юнармейцев. Они взяли на себя обязательства по военно-спортивной, патриотической работе, поддержанию порядка у памятного камня, где в 1941-1943 годах находился концлагерь для военнопленных.
Бережно хранят в Дуровской средней память о выпускниках школы Сергее Казакове и Геннадии Солдатенкове, геройски погибших в Афганистане. На здании школы открыты мемориальные доски в память о них, в музее оформлен стенд с их фотографиями, личными вещами, письмами.
Ученикам небезразлично прошлое их деревни. Выпускница школы 2017 года Дарья Бибикова обращалась к Губернатору Смоленской области А.В. Островскому с просьбой увековечить место бывшего концлагеря и была услышана. Алексей Владимирович приезжал в Дурово в день открытия памятного знака, обращался к молодым с просьбой изучать историю родного края. Даша Бибикова после окончания школы, в сентябре 2017 года, стала студенткой, участвовала во Всемирном фестивале молодежи и студентов в Сочи, подарила музею школы свою медаль и флажок волонтера.
День сегодняшний
Выпускницы нынешнего учебного года Лиза Торопова и Жанна Иванова стремятся не только получить знания, но и ведут активную работу как волонтеры. Елизавета стала победителем районных конкурсов «Мисс молодежная политика», а также фото- и видеоматериалов «Я – доброволец» (высокую оценку жюри получил ее волонтерский проект по родникам). Первая из девушек мечтает проступить на исторический факультет СмолГУ, вторая – стать экономистом.
О профессионализме педагогов сельской школы говорит тот факт, что после окончания девятого класса 33% обучающихся приходят в десятый, а 67% поступают в средние специальные учебные заведения. 82% выпускников средней школы продолжают учебу в вузах, причем на бюджетных местах, 18% — в колледжах, техникумах.
В минувшем учебном году средний балл ЕГЭ по русскому языку составил 93, по математике –86 баллов. В 2014-м в школе было два выпускника, один из которых был награжден золотой, другой – серебряной медалью. Успехами в изучении математики, русского и английского языков выпускники обязаны учителям О. М. Глазковой, М.П. Столяровой, В.А. Чечурской, И.И. Кривонос, И.В. Полещук, Т.А. Матвеевой.
На счету учеников молодого педагога Николая Михайловича Тимофеенко, работающего в школе шесть лет, есть победа в олимпиаде по географии. Опытному педагогу Ирине Ивановне Кривонос от Смоленской епархии вручены премия и грамота «За нравственный подвиг педагога».
Хозяева своей земли
Программа обучения в сельской школе отличается от городской: ученикам не только дают знания, но и приобщают к труду.
Основам экономики крестьянского хозяйства, животноводства, агрономии, полученным в Смоленском институте усовершенствования учителей, детей обучает почетный работник общего среднего образования Алексей Леонидович Плечко, в прошлом главный инженер совхоза «Владимировский». После того, как хозяйство прекратило деятельность, он стал учителем технологии.
Под его руководством с 1992-го в течение десяти лет здесь действовала областная экспериментальная площадка «Школа крестьянского хозяйства». Выпускники вместе с аттестатом зрелости получали квалификацию тракториста-машиниста категории «С». Юношей по окончании школы и службы в армии охотно принимали на работу в местный совхоз «Владимировский».
Руководство хозяйства передало школе новый трактор Т-40, несколько единиц сельхозмашин. На средства районного бюджета были приобретены грузовой и легковой автомобили.
В педагогическом коллективе шесть мужчин; пятеро из них, когда требовалось, выезжали в поле на тракторах, пахали, сеяли, убирали урожай. Под зерновые было занято 15 га, под картофель — 3 га; школьные земледельцы брались сеять и гречиху. В зависимости от урожайности получали от 100 до 150 тысяч рублей выручки. Имея в своем распоряжении средства, выплачивали стипендию ребятам, успевающим на «4» и «5», премии лучшим учителям, материальную помощь нуждающимся, что было весьма кстати в кризисные 90-е годы.
Около нового корпуса разбит учебно-опытный участок, дети изучают технологию выращивания овощных культур. Многие годы Дуровская средняя школа является лидером в областных конкурсах по результатам опытнической деятельности. Не только школьная столовая, но и четыре городских детских сада были обеспечены картофелем, капустой, морковью и свеклой собственного производства. Излишки овощей, размол зерна реализовывали на рынке.
В 2008 г. на VI международном конкурсе им. А.С.Макаренко коллектив Дуровской средней занял третье место и был отмечен дипломом за успехи в создании инфраструктуры и развития практики производственного воспитания школьников. И сейчас, хотя количество учащихся сократилось, а выращивание сельхозкультур стало нерентабельным из-за роста цен на дизтопливо, запчасти, удобрения, юные дуровцы продолжают выращивать картофель, возделывают грядки под овощи. Площадь посевов, конечно, сокращена.
Территория у Дуровской школы отличается от других: здесь имеется дендрарий с посаженными по периметру деревьями и кустарниками, произрастающими в Смоленской области. В свое время идею о дендрарии высказала учительница биологии и химии Н.Д. Гуренкова, встретив поддержку коллег.
После переезда школы в просторное двухэтажное здание оказались востребованы умения и таланты учителей-мужчин. В подвальном помещении те оборудовали мастерские со станками, лабораторию машиноведения. Выкачали насосами воду, зацементировали полы тренажерного зала, спортивное оборудование изготовили сами. А в этом году по программе «Развитие спорта в сельских школах» в рамках проекта партии «Единая Россия» школе выделено 500 тыс. руб. – на эту сумму были приобретены современные тренажеры.
Общими силами оборудована и обустроена спортивная площадка у школы. Пригодились навыки завхоза школы С.А. Бурдина, профессионального сварщика.
Немаловажно, что молодые специалисты-учителя в советские годы получали благоустроенное жилье, строившееся на центральных усадьбах совхозов и колхозов. Новый арболитовый дом был предоставлен семье педагогов Зябровых, оставшихся в Дурове на многие годы. Жена, Анна Михайловна, всю жизнь работала учителем географии. К сожалению, она умерла в расцвете лет и сил, а дети, Павел и Ирина, продолжают династию педагогов. Родоначальницей династии является мать Валерия Николаевича Полина Петровна. Нынешняя жена главы семьи Ольга Леонидовна – менеджер комитета по образованию.
На праздновании 100-летнего юбилея школы почести по заслугам воздавались не только педагогам, но и обслуживающему персоналу. Например, Глава МО «Сафоновский район» В.Е. Балалаев вручил Благодарственное письмо заведующей школьной столовой Е.М. Тимофеенко.
Работа на результат
Директор Дуровской средней школы В.Н. Зябров уверен в том, что ему повезло с наставниками. В 1976 году молодого учителя географии и физкультуры принимал в школу директор Иван Прокофьевич Давыдов, ветеран Великой Отечественной войны. Эраст Васильевич Трошин, также занимавший пост директора школы, входил в число сильнейших учителей физики в районе, его выпускники без труда поступали в профильные вузы.
Зябров работает в этом учебном заведении 42 года, из них 29 лет — руководителем. Судя по присвоенным званиям заслуженного учителя Российской Федерации, почетного работника общего среднего образования, а также успехам учебного заведения, коллектив из года в год приумножает достижения. Немало значит и поддержка главы района В.Е. Балалаева в решении оперативных вопросов. Например, когда котел отопления вышел из строя, было выделено 146 тысяч рублей на приобретение нового.
При сокращении количества сельских жителей школа стала малокомплектной, но не утратила профессионализма кадров, доступности качественного образования в глубинке. Сейчас выпускники в очередной раз готовятся к сдаче ОГЭ и ЕГЭ, а в дальнейшем будут учиться по выбранной специальности, принося пользу и реализуя свой потенциал на благо процветания родной страны.
№13 от 29.03.2019