Валерия Евтишенкова знает историю своей семьи, о ратном подвиге ее прадедов и нелегкой жизни дедушек и бабушек в послевоенные годы. Девушка живет и учится в Москве, но старшее поколение Евтишенковых родом из Мытишино Угранского района. И познакомил нас ее дедушка Александр Андреевич. И я лишний раз убедилась, как много значит для детей и молодежи воспитание в семье. Ни одно школьное мероприятие, направленное на воспитание чувства патриотизма у подрастающего поколения, не идет ни в какое сравнение с рассказами близкого человека, за подвиги которого ты испытываешь двойную гордость. Ведь ты — частичка именно этого солдата.
— Сколько себя помню,- рассказывает Валерия, — с детства меня всегда на каникулы отправляли в деревню. С папой и мамой, дедушкой мы часто отправлялись в лес. Собирали грибы, ягоды. Недавно недалеко от деревни Суборь мы наткнулись на памятник погибшим воинам. Он находился в плачевном состоянии. Дедушка рассказал, что, по воспоминаниям старожилов, здесь проходил большак из Ельни на Волоста-Пятницу. В войну по нему доставляли к местам боев продовольствие, обмундирование, боеприпасы. Дорога постоянно простреливалась немцами. И однажды снаряд угодил в проезжавшую машину. Погибли пять человек. Местные женщины их похоронили, но имена погибших не известны.
Для меня тема Великой Отечественной войны – особая тема. Это то, что должно сохраняться в памяти людей, поэтому я отношусь ко всему, что связано с войной, трепетно и пытаюсь сохранить хоть что-то в меру своих возможностей. Для меня важно что-то сделать. Я беру и делаю. Никаких помыслов. Просто решила для себя, что так необходимо. Поэтому в прошлом году попросила родителей помочь мне привести в порядок заброшенную могилу. В первый раз мы приехали – покрасили все. Увидели, что каска треснула – решили подставку под нее сделать. Мне сварили специальную круглую подставку на ножках, я ее поставила. В этом году привезли кирпичи, обложили ими место захоронения. Еще у меня в планах – посадить там декоративный кустарник. Может быть, это будет сирень. Как сирень Победы. Там место, где она сможет вырасти. И еще какие-нибудь цветы. Место там хорошее.
В нашей семье о войне знают не понаслышке. Папа дедушки Саши, мой прадед, прошел две войны – финскую и Великую Отечественную. А прадед Кузьма – по маминой линии – дошел до Австрии. Он также, как и эти погибшие солдаты, водил машину. Подвозил на передовую боеприпасы. В 1943 году он был награжден медалью «За отвагу». Вывез более 50 раненых с поля боя под постоянным артобстрелом и бомбежками. В Австрии получил ранение – задело легкие. Умер он рано. Последствия войны дали о себе знать.
Семью прабабушки по маминой линии угнали, они были в плену. Один из членов семьи был в Освенциме. Хоть в лагере и не погиб, но вышел из него абсолютно больным человеком. Остальным повезло больше. Их догнали до Белоруссии и там они оставались до освобождения.
У нас всей семьи коснулась война. Я считаю, именно поэтому нельзя забывать о прошлом.
— Колодцы вдоль того большака были забросаны телами наших военнопленных, которые умерли от ран, побоев, – продолжил Александр Андреевич. — Их гнали колонной, кто выбивался из сил – пускали в расход. Могилку ту я хорошо помню. От Мытишино где-то пять километров, за деревней Выгорь. На мотоцикле мы туда еле проехали. Раньше там была такая плохенькая могилка, потом рабочие совхоза сварили металлический памятник. Ухаживали за захоронением, а как народ разъехался, а старики поумирали, так и забыли об этом месте. Внучка моя Валерия, студентка МГУ, с родителями – папой Александром Александровичем и мамой Натальей Олеговной второй год, приезжая летом на отдых в деревню из Москвы, занимаются обустройством этого захоронения. Обложили кирпичом могилку, покрасили памятник, звезду, каску. Культуролог – будущая профессия Валерии и ей хочется, чтобы память не исчезала с лица земли.
— У меня мыслей много, — подключается к разговору Валерия. — В поселении есть еще памятник у деревни Простеево. Там труднее обустроить могилу воинов. Она находится на поле. Там все заросло. Надо, наверное, траву тракторной косилкой косить. Уроженец деревни Борьба Петр Афанасьевич Бычков ухаживал и за этим и за другим памятником. Но трава все глушит, кустарник вырастает. В одиночку трудно бороться. Но мне бы хотелось, чтобы и это захоронение не забывали люди.
Кстати, о людях. Не понимаю, почему многие стали злыми. Особенно в Москве. Некоторые из молодых людей не знают, что Великая Отечественная война и Вторая мировая – это не одно и то же. Что они начались в разное время. Стыдно за незнание истории своей великой страны.
Беседовала Г. Свириденкова
№58 от 20.07.2016