
Прогуливаясь по одной из ярмарок, которые часто украшают наш город в праздничные дни, я заметила за одним из прилавков рыжеволосую женщину, радушно улыбающуюся покупателям. На плечи у неё был накинут большой цветастый платок, а в руках она держала маленьких куколок, то ли сшитых, то ли сплетённых из тонких, пёстрых лоскутков ткани.
Наведя справки среди торговцев, я выяснила, что обаятельную незнакомку зовут Марина Гибовская и что именно она организовала эту ярмарку. Коренная вязьмичка и юрист по профессии, она около шести лет проработала в районной Администрации, а три года назад занялась творчеством.
Вторая наша встреча с Мариной состоялась у неё дома, куда она гостеприимно пригласила меня, чтобы познакомить со своим «кукольным миром». Квартира её и вправду чем-то похожа на кукольный домик, каждая комната которого населена тряпичными Домовыми и Бабками-Ёжками, встречающими гостей вышитыми на личиках улыбками.
«Рукоделие было со мной всегда, сколько себя помню, – знакомя меня с игрушечными обитателями своего дома, рассказывает Марина. – В памяти до сих пор живёт яркая картинка из детства: бабушка шьёт, а я, ещё совсем кроха, сижу у неё в футляре, засыпанная разноцветными лоскутками. Мама говорила, что, если мне в манеж насыпать гору таких лоскутков, можно было несколько часов спокойно заниматься домашними делами».
В семье Марины шить и вязать умели все, даже мужчины. Вещи, изготовленные своими руками, хранили в доме помногу лет: сначала просто как вещь, а потом – как память. Марина до сих пор помнит первую куклу, которую сшила для неё бабушка и которой она дорожила, как настоящим другом. А в шесть лет научилась вязать и сама. Сначала пробовала делать одёжку для своих кукол, а потом начала вязать для себя и быстро превзошла в этом умении многих сверстниц.
В 2014 году М. Гибовская получила первое приглашение на ярмарку мастеров, которая проходила в посёлке Вязьма-Брянская. С того самого дня ярмарки и фестивали стали для вяземской рукодельницы неотъемлемой частью жизни. Её необычные изделия красовались на всех городских праздниках и даже получили известность за пределами района. В Вяземском краеведческом музее у Марины появился свой стенд, и теперь любой житель или гость может забрать с собой её куклу в качестве сувенира, как напоминание о городе.
В 2016 году Марина Владимировна окончательно предпочла любимое дело стабильной зарплате. И ещё глубже окунулась в мир выставок, выездных фестивалей и мастер-классов. «На одну куклу у меня уходит от нескольких часов до нескольких дней, – рассказала мастерица. – Причём идеи для творчества обычно подсказывают сами заказчики, спрашивая: «А ты можешь сшить вот это?» Как мастер я должна принять брошенный мне вызов. Так появилась кукла «Ждун» и коллекция «Мимимишек».
Самое большое место в «игрушечном мире» М. Гибовской занимают обережные куклы, создаваемые ею по мотивам русских народных сказок и поверий. В отличие от обычных кукол, они не шьются, а мотаются, за что и получили название «мотанки».
«Русскими народными куклами я заинтересовалась давно, – призналась она, – и была поражена тем, насколько глубокий смысл в них заложен. Куклы исстари служили носителями веры и традиций наших предков, и мне хочется сохранить это для будущих поколений».
В «сундуке сказок», который тоже достался ей от одной из бабушек, живут «мотанки» на здоровье, на удачное замужество. Есть куколки-капусты, приносящие в дом богатство, благополучницы, «манилки» для парней, куклы-ведучки, оберегающие связь поколений, и успешницы, прокладывающие своей обладательнице путь по карьерной лестнице. У каждого изделия есть своя история и предназначение, но нет лица: считается, что как только у куклы появляется лицо, в неё могут вселиться злые духи. С точки зрения психологии это тоже правильно, потому что ребёнок, играя с куклой, может сам додумать за неё эмоции. У наших далёких предков куклы воспринимались не только как игрушки для детей, но и жили в доме наравне с остальными членами семьи. И каждая кукла имела своё место в избе. Бабу Ягу, например, традиционно селили в прихожей («с приходу»), чтобы она выгоняла метлой всех, кто пришёл с недобрыми мыслями. Кухня всегда считалась «вотчиной» Домового, а Параскева-Пятница селилась там, где хозяйка обычно рукодельничала.
Каждый вечер, когда все домашние уже спят, Марина садится за свой рабочий стол и допоздна трудится над созданием новых обитателей «сундука сказок». И пока хозяйка дома сидит за работой, её очаг охраняют Баба Яга и Домовой, а на столе под лампой мирно дремлет Параскева-Пятница. Никем не замеченные, маленькие хранители домашнего уюта живут рядом с людьми на протяжении многих лет, как и в старину, оберегая членов семьи от болезней, зла и сохраняя ниточку-связь между поколениями.
№10 от 14.03.2019