18 февраля Российская транспортная милиция, а с 2011 года – полиция отмечает 100-летие со дня своего образования. За свою более чем вековую историю сотрудникам государственных органов общественного порядка на транспортных магистралях (ОПТМ) не раз приходилось защищать железнодорожные рубежи нашей Родины. Имена многих из них стали гордостью органов ОПТМ Смоленской области.
Одно из них – имя начальника линейного отделения внутренних дел на станции Вязьма, подполковника милиции Виктора Григорьевича Новика. В июне 1996 года он был направлен в срочную командировку в Северо-Кавказский регион в качестве командира сводного отряда Московского ОМОНа. Как раз в это время чеченские боевики начали наступление на Грозный. Связь с отрядами прервалась. В.Г. Новику предложили остаться в Моздоке, но он сказал, что не может оставить ребят. И в составе шедшего в бой отряда отправился в Грозный. Точный выстрел снайпера настиг бесстрашного милиционера на главной городской площади. Оказать ему медицинскую помощь в тех условиях оказалось невозможно. От полученных ранений он скончался на броне танка. Вязьмичи, хорошо знавшие В.Г. Новика, были потрясены его героической гибелью. Он был награждён орденом Мужества посмертно, а год назад в здании линейного отдела Министерства внутренних дел России на станции Смоленск открыта мемориальная доска с его именем.
Таких имён, которыми по праву гордится не одно поколение сотрудников органов внутренних дел на транспорте, можно ещё вспомнить немало. Коллектив линейного отдела полиции на железнодорожной станции Вязьма бережно хранит традиции, рождённые в далёкие послевоенные годы. Здесь помнят и чтят бывших руководителей, добрым словом вспоминают ветеранов и сослуживцев, добросовестно исполнявших свой долг на протяжении многих лет и продолжают каждый день незримо оберегать вязьмичей и гостей города, обеспечивая порядок на важнейшем транспортном узле Смоленщины.
Вспоминает ветеран транспортной милиции, преподаватель Вяземского политехнического техникума В.Н. Петров:
– В рядах линейного отделения внутренних дел на станции Вязьма Московского управления внутренних дел на транспорте я прослужил в общей сложности 30 лет, образование высшее. Начинал службу постовым милиционером. Позже занял должность начальника линейного пункта и в течение девяти лет обслуживал участок от станции Вязьма до Калужской области, а последние 15 лет до марта 1999 года работал в должности заместителя начальника ЛОВД на станции Вязьма. В обязанности сотрудника транспортной милиции входили охрана общественного порядка и борьба с преступностью. Сейчас на всех вокзалах стоят металлодетекторы, и в помещении почти никого не бывает, а раньше, особенно в выходные дни, на вокзалах было не протолкнуться. Из-за этого часто случались кражи личного имущества. Особенно активная работа в те годы велась с бродяжничеством: большинство грабежей и разбоев совершалось именно лицами без определённого места жительства и рода занятий. Периодически я вёл дознание среди бродяг и, если требовалось, доставлял их в пункт временного размещения (спецприёмник) в Смоленске.
Работать приходилось днями и ночами, без всяких отгулов. Но со временем и трудностями мы тогда не считались – просто выполняли свой долг, будучи уверены в том, что нужны простым гражданам.
Особенно запомнился мне один случай. 13 сентября 1995 года среди бела дня пятеро преступников совершили разбойное нападение на пассажиров скорого поезда «Москва – Варшава». По «почерку» определили, что имеем дело с членами группировки из Орехово-Зуево. Грабители действовали по давно отработанной схеме: заходили в вагон и, угрожая людям оружием, забирали у них деньги и украшения.
В то время исполняющим обязанности начальника ЛОВД был В.И. Рагулин. Он сразу организовал несколько оперативно-поисковых групп, руководителем одной из которых был назначен я. Одного члена группировки нам удалось взять в Вязьме, его сообщники, по полученным нами оперативным сведениям, скрывались где-то в районе станции Мещерская. Чтобы ускорить поиски, я обратился к начальнику Вяземского гарнизона (он же – командир лётной войсковой части на Вязьма-Брянской) А.А. Денищеву с просьбой выделить нам вертолёт. С воздуха мы обследовали участок от Вязьмы до Туманова в поисках подозреваемых. Оказалось, что двое из них скрывались на остановочном пункте 218 станции Мещерская. Дождавшись темноты, они сели в электричку «Вязьма – Можайск», о чём участники нашей оперативно-поисковой группы были тут же проинформированы. На четырех машинах мы выехали в Гагарин и, связавшись с диспетчером станции, попросили заблокировать двери, чтобы злоумышленники не смогли покинуть поезд. Ещё двоих подозреваемых взяли в электричке, шедшей в Вязьму. Потребовался конвой из 15 милиционеров, чтобы сопроводить преступников в Москву. На проведение всей этой операции у нас ушло порядка восьми часов. Особенной выдержкой и профессионализмом отличились в ней оперуполномоченные уголовного розыска г. Вязьмы В.В. Новиков, В.И. Добрынин, И.В. Семенихин, А.А. Морозов и милиционеры А.М. Петров, С.А. Иванов и другие.
Сегодня сотрудники транспортной полиции МВД Российской Федерации продолжают нести службу во всех регионах страны. Полицейские первыми встречают на вокзалах и станциях российских городов и сёл пассажиров железнодорожного транспорта, дежурят в аэропортах, обеспечивают порядок на речных вокзалах, реках и водоёмах. Как и в прежние годы, работа постового полицейского связана с каждодневным риском во имя безопасности десятков тысяч людей, регулярно пользующихся железнодорожным транспортом.
Начальник линейного отдела полиции на железнодорожной станции Вязьма, майор полиции П.Э. Перепечкин:
– Сегодня наш отдел обеспечивает порядок на территории Вяземского, Сафоновского, Гагаринского, Новодугинского, Сычевского, Тёмкинского, Холм-Жирковского, Дорогобужского и Угранского районов. В пределах участка обслуживания – 16 действующих железнодорожных вокзалов, 56 остановочных пунктов и платформ, локомотивное и вагонное депо, а также другие железнодорожные организации. Ежемесячно поездами дальнего следования перевозится свыше 50 тысяч пассажиров, пригородными поездами – 150 тысяч. Ежесуточно по дороге курсирует 24 пары поездов дальнего следования, 13 пар электропоездов пригородного сообщения, а также большое количество грузовых поездов.
В обязанности сотрудников отдела входят обеспечение правопорядка, борьба с преступностью и хищением собственности на железнодорожном транспорте. Сейчас в нашем штате числится около 40 полицейских: четверо дежурных, четыре помощника дежурных, 14 сотрудников патрульно-постовой службы, два следователя, один дознаватель, один сотрудник по делам несовершеннолетних и оперативные сотрудники.
В 2018 году на станции Вязьма было совершено 57 преступлений, из которых раскрыто 49. К нераскрытым преступлениям в основном относятся акты вандализма на железнодорожных путях: разукрашенные вагоны, разбитые стёкла и так далее. При общей тенденции к снижению пассажиропотока на железной дороге уровень преступности на наших участках остаётся довольно высоким.
Сам я служу в линейной полиции уже больше 20 лет. Эта работа заняла большую часть моей жизни, стала её стержнем, на котором держится всё остальное. Свой столетний юбилей мы встречаем с праздничным, позитивным настроением. В честь юбилея решили пригласить всех ныне живущих ветеранов, а также семьи сотрудников, погибших при исполнении служебного долга, чтобы ещё раз вспомнить их имена и почтить память.
Из истории российской транспортной милиции
Впервые специальные полицейские органы на транспорте начали появляться в России в начале XIX века, ещё до возникновения в стране железнодорожного сообщения. Датой «рождения» этих подразделений считается 20 ноября 1809 года: именно тогда император Александр I утвердил «Учреждение об управлении водяными и сухопутными сообщениями». При императоре Николае I в 1836 году была построена первая железная дорога из Москвы в Царское Село, а вместе с этим была учреждена и отдельная структура – железнодорожная жандармерия, призванная обеспечивать порядок на маршрутах следования поездов.
В годы правления советской власти строительство железнодорожных путей приобрело доселе невиданные в нашей стране масштабы. А чем больше строилось железных дорог и поездов, тем острее была необходимость их охранять. Всероссийский Центральный Исполнительный Комитет (ВЦИК) 18 февраля 1919 года принял декрет «Об организации железнодорожной милиции и железнодорожной охраны», а Президиум ВЦИК утвердил «Положение о рабоче-крестьянской железнодорожной милиции». С этой даты, считающейся официальным днём транспортной милиции, и начался новый период её истории.
С началом Великой Отечественной войны многие сотрудники транспортной милиции были мобилизованы на фронт. Милиционеры в числе других советских граждан вставали на защиту городов и сёл страны от гитлеровских оккупантов. Подвиги сотрудников транспортной милиции в эти годы известны практически во всех регионах страны, столкнувшихся с гитлеровской агрессией.
16 сентября 1937 года в составе Управления госбезопасности УНКВД по Смоленской области образовалось дорожное отделение милиции на станции Смоленск. Первым начальником его стал А.Я. Воробьёв. Позже приказом МВД РСФСР от 1 июля 1961 года отделение было реорганизовано в линейный отдел внутренних дел на станции Смоленск. В настоящее время подразделение носит название линейного отдела Министерства внутренних дел Российской Федерации на станции Смоленск. В его структуру входят линейный отдел полиции на железнодорожной станции Вязьма, а также три линейных пункта полиции на железнодорожных станциях Гагарин, Ярцево и Рославль.
Линейный отдел милиции на станции Вязьма был основан после освобождения города в 1943 году. Он входил в состав линейного отдела внутренних дел на станции Смоленск. С 2011 года переименован в линейный отдел полиции на железнодорожной станции Вязьма.
№6 от 14.02.2019