В юго-восточной части Смоленской области в 20-ти верстах (22 км) к югу от Ельни, на левом берегу реки Десна находится местечко, что в старину именовалось «пустошь Шатьково», по расположенной рядом деревне Шатьково. В 1750 г. она перешла во владение деда М. И. Глинки — отставного майора Николая Алексеевича Глинки. В 1654 г. образован православный приход в честь Преобажения Господня (Спаса) и село получило название Спасское. В 1786 году была построена новая каменная Спасо-Преображенская церковь, а также деревянный дом, в котором впоследствии родился великий русский композитор. По названию церкви «Спасо-Преображенская» была названа усадьба — Новоспасское. Первоначально усадьба состояла из нескольких строений, пруда и плодового сада.
Позднее XVIII — XIX в. в месте старинной дубравы был разбит роскошный пейзажный парк с каскадом из семи прудов, ныне, увы, сохранившийся лишь в южной своей части (в 1960 году поставлен на охрану, как объект культурного наследия). Уцелело, однако, девять дубов, посаженных самим композитором М.И. Глинкой, среди них и тот, под которым он сочинял партитуру своей знаменитой оперы «Руслан и Людмила».
Позднее, по одним данным в 1804-1810 годах, по другим — сразу после войны 1812 года, был выстроен новый главный дом в стиле классицизма, а восточнее него — два флигеля.
Во время Отечественной войны 1812 г. капитан Глинка, вместе с семьёй вынужден был покинуть имение и временно поселиться в Орле. Во время этого, крестьяне, оставшиеся в деревне, мужественно сопротивлялись французам. Они заперлись в церкви от отряда французов и в итоге отстояли её, но остальная часть имения была разграблена. В 1813 году после возвращения Иван Николаевич отремонтировал (а по сути, выстроил заново) усадебный дом.
Из передаточной описи, составленной членом ельнинской дворянской опеки 18 июня 1860 года, известно, что это был: «…деревянный двухэтажный дом, на каменном фундаменте, с коридором, крытый гонтом, но от времени ветхим, и обшит тесом с крыльцом и 4-мя балконами, внутри обит бумажными обоями, в нижнем этаже 17 комнат, в них окон с двойными рамами, медными ручками, задвижками и крючками 40 <…>, печей голландских из простых изразцов со всею принадлежностью — 16».
После смерти Ивана Николаевича Глинки, имение перешло к его младшей сестре Ольге Ивановне Измайловой. Через три года Ольга Ивановна скончалась, и имение досталось её мужу, который, не желая заниматься хозяйством, продал его купцу Рыбакову, который разобрал главный дом и перевез его в Коломну, где тот сгорел буквально через каких-то три года.
Остальная часть истории усадьбы относится уже к нашим дням. В 1976 году по решению Министерства культуры РСФСР и Союза композиторов началось восстановление двухэтажного деревянного дома и самой усадьбы. 27 мая 1982 года был открыт музей-усадьба М. И. Глинки.
Из-за царившего в советские времена гонения на церковь во время реставрации усадьбы, Спасо-Преображенская усадебная церковь восстановлена не была. Её ремонт начался только в 1990 году. В настоящий момент церковь является действующей, настоятелем церкви является протоиерей Николай Привалов.
Мы же сегодня видим дом, воссозданный на прежнем фундаменте в последней четверти прошлого века по воспоминаниям родственников композитора и сохранившемуся рисунку архитектуры.
Архитектура усадьбы очень живописна, но к сожалению архитектор усадьбы в настоящее время неизвестен. На первом этаже господского дома располагались хозяйственные помещения, бильярдная, столовая, зал, гостиная, диванная, на втором этаже — спальни и детская. Потолки комнат были расписаны лучшими московскими мастерами.
В пяти комнатах дома размещена экспозиция, рассказывающая о жизни и творческой деятельности композитора М. И. Глинки . Восстановлены зал, столовая, бильярдная, кабинеты отца и самого композитора, комната птиц.
Экспозиция начинается в комнате матери композитора — Евгении Андреевны (её портрет можно увидеть между окнами рядом с изображением мужа Николая Ивановича). Здесь же рассказывается о детстве родившегося 20 мая 1804 года сына — Михаила.
Жили в Новоспасском «по старинному обычаю», в полном довольстве: ткали ковры, плели кружева, делали разные вышивки… чему и посвящена следующая комната экспозиции — девичья.
Следующие две комнаты лишены убранства и иллюстрируют в портретах, картинах и письмах различные периоды жизни композитора от учебы в Благородном пансионе Санкт-Петербурга… до написания в 1836 году оперы «Жизнь за царя», известной также под названием «Иван Сусанин».
Далее можно попасть в просторный угловой зал с изразцовой печкой, посвященный дальнейшей жизни Михаила Ивановича от Руслана и Людмилы до отъезда за границу и смерти в Берлине 15 февраля 1857 года.
Из зала открывается анфилада комнат, оформленных и мебелированных в духе XIX века (часть мебели оригинальная — переданная музею родственниками М.И. Глинки).
Как вспоминала сестра композитора — Л.И. Шестакова: «Мебель была в каждой комнате из особого дерева. Великолепные зеркала, паркеты, люстры, лампы… Все было сделано с таким вкусом и изяществом, что ежели бы перевезти наш дом в Петербург, то он не был бы одним из последних».
Несмотря на то, что Глинка более 12-ти лет провел за границей, посетив чуть-ли не всю Европу, всегда скучал по родине и писал домой нежные письма маменьке и сестрам, а при случае, посещал родовое гнездо — всего более 20-ти раз (когда на несколько дней, а иногда и на полгода).
«Ежедневно утром садился я за стол в большой и веселой зале в доме нашем в Новоспасском. Это была наша любимая комната; сестры, матушка, жена, одним словом вся семья там же копошилась, и чем живее болтали и смеялись, тем быстрее шла моя работа. Время было прекрасное, и часто я работал, отворивши дверь в сад, и впивал в себя чистый бальзамический воздух», – писал композитор в «Записках».
Приезда Глинки всегда ждали с нетерпением. Слуга композитора вспоминал: «В Новоспасском он почти всегда был в отличном расположении духа, да и вся семья, вся усадьба праздновала его приезды и оживлялась. Все знали, что Михаилу Ивановичу ни в чем не будет отказа от матери и что он любит деревенские пляски, песни, хороводы, игры… Угощения не щадились, пития и яства разносились в изобилии, и подгулявшая слегка дворовая молодежь, а с нею и старшие, почтенные слуги веселились от души, пели, плясали, водили хороводы и другие игры, и Михаил Иванович был вполне доволен их весельем и всегда сам принимал в нем участие».
Завершается анфилада в небольшой комнате с современным бильярдным столом… из которой можно попасть в завершающую экспозицию первого этажа комнату отца композитора — И.Н. Глинки.
Второй этаж, где вживую представлен ещё один источник вдохновения композитора. Михаил Иванович любил певчих птиц, держал их с детства и до последних лет жизни, причем, «птичьи заведения» были у него не только в Новоспасском, но и в Петербурге, Париже, Севилье, Варшаве. Он подолгу с удовольствием слушал их пение, потом садился за рояль и играл. Иногда, взяв в руки скрипку, «раззадоривал» птиц (канарейки располагаются в отдельной комнате за сеткой, из фотографий через которую ничего хорошего, увы, не вышло).
Последней комнатой в экспозиции является спальня композитора. Первая половина дня отводилась музыкальным занятиям, – Глинка сочинял музыку или играл на рояле. «Хандрил иногда немного, – отмечала сестра Л.И.Шестакова, – но музыка его воскрешала». После этого он чувствовал себя обновленным, был весел, затевал шумные игры с домашними.
Основную комнату второго этажа занимает скромно обставленный современной мебелью зал, напоминающий актовый, который примечателен лишь вторым в доме камином.
«Новоспасское – рай земной» – любил повторять композитор.
Самые лучшие дни в Новоспасском – весной, когда ярко-зеленый покров обновляет старинный парк, резные листья могучих великанов-дубов выделяются на синеве неба и зацветает сирень…
Ежегодно в конце мая — начале июня проводится музыкальный фестиваль имени М. И. Глинки, завершение которого традиционно проходит в Новоспасском. В эти дни в усадьбе особенно многолюдно. Напомним, что в 2004 г. вся Россия отмечала 200-летие со дня рождения Михаила Ивановича Глинки. Приглашаем и вас посетить этот замечательный уголок нашей Родины.
До усадьбы можно добраться по дороге из Смоленска мимо художественного музея и поворота на Флёново, дальше по дороге на Рославль поворот на Починок, затем идет пустынная, но хорошая дорога на Ельню, откуда поворот на Новоспасское ровно до которого эта хорошая дорога доходит.
Также доехать до Ельни можно на электричке или автобусе, затем на локальном автобусе в направлении Новоспасского (25 км).
Автор Д.Огурцова
№10 от 12.02.2019