Полотна смоленского художника – словно оттиск его биографии, которую сам мастер называет скрипичной.
В выставочном зале Историко-художественного музея открылась персональная выставка художника Николая Кореневского «Печаль моя светла».
«Мир, изображенный на полотнах художника, кажется наполненным ангельскими песнопениями – настолько он чист и светел. Необычен и цвет: кажется, будто окружающее пространство он видит через волшебные стёкла. Его живопись не пестрит многоцветием, хотя палитра очень разнообразна. Складывается впечатление, будто шумному многоголосью Николай Кореневский предпочитает тихую мелодию скрипки и флейты», – такой новая выставка увиделась научным сотрудникам художественного отдела Музея Ю.А. Гагарина.
На полотнах (а их на выставке представлено почти полсотни) – пейзажи родной Смоленщины: леса и старинные парки с раскидистыми дубами и березами в осеннем убранстве, озера и речушки, бескрайние поля, заснеженные луга и тропинки, протоптанные среди сугробов. На других картинах изображены народные обряды и праздники, деревенские домики, храмы и памятники – благословенная, тихая красота. Особняком в творчестве художника стоят портреты.
На встречу с Николаем Кореневским пришли жители города, юные воспитанники Гагаринской детской художественной школы и его коллеги – гагаринские и вяземские художники. Один из них, Владимир Баранов, рассказал о том, как его друг создает свои работы: на месте художник делает лишь наброски – этюды, и лишь много позже, после того как придет замысел работы, она воплотится в полотне.
«Печаль для меня – это то, что ушло. Почти ничего из того, что изображено на моих работах, нет. Бывает, увидишь что-то хорошее, возвращаешься на это место, – а то, что в памяти, уже ушло. Как горько, как печально! Оно остается в произведениях, в картинах, поэтому и выставка называется «Печаль моя светла», – поясняет художник.
«Мы с Николаем Петровичем давно знакомы, – рассказал и.о. директора Музея Ю.А. Гагарина Николай Миронов. – Когда-то мы, студенты, набирались опыта у маститых художников. И, естественно, нас тянуло к ним в мастерские. Вот там мы и познакомились. А мастерская его находилась в небольшом полуподвальном помещении, все окна там были закрыты, и мы задавались вопросом, как же это художник, живописец может создавать свои произведения, полотна без дневного света? Потом приходило понимание: свои образы, свой колорит можно создавать в любых условиях – все зависит от художника. Николай Петрович – монументалист, и живопись его имеет свой оттенок монументальности. Его работы очень тонко выверены в цвете. На первый взгляд может показаться, что живопись декоративно выдержана. Но очень тонко переданы сюжеты его работ. Они многоплановы: здесь и натюрморты, и пейзажи, и психологический портрет – все есть в его творчестве».
Несколько фактов из биографии художника. Николай Кореневский – смолянин. В июле 1941 года двухмесячного младенца отец вывез из горящего Смоленска в Вязьму. Армейскую службу художник проходил в далёком Красноярске, где причудами судьбы смог посещать занятия в изостудии. Дальше был художественно-графический факультет Смоленского педагогического института, после окончания которого Кореневский несколько лет провёл на худфондовских заработках. Через десять лет суматошного московского бытия художник вернулся в Смоленск.
Кстати, есть в его биографии и страницы, связанные с родиной первого космонавта. Николай Кореневский работал в составе творческих групп по художественному оформлению города, был здесь частым гостем. Теперь же в гости к гагаринцам пришло его творчество: увидеть картины кисти Николая Кореневского можно будет до конца февраля.