Самолет вздрогнул, перевернулся на крыло и, прочеркивая небо черной полосой дыма, почти вертикально устремился к земле…
В один из сентябрьских дней командир ярцевского поискового отряда «Безымянный» Андрей Серков и два бойца отряда вели поисковую работу в урочище Ивишенка, недалеко от деревни Михейково. В этом районе летом 1941 года занимала оборону и вела ожесточенные бои с врагом 166-я Томская стрелковая дивизия. Поиском пропавших без вести солдат и командиров этой дивизии отряд «Безымянный» занимается несколько лет.
Пробираясь сквозь мелколесье, Андрей Павлович обратил внимание на углубление с небольшими холмиками вокруг и, предположив, что это бывший окоп или стрелковая ячейка, стал ощупывать место металлоискателем.
Молчавший прибор вдруг ожил, сообщая что под землей находится что-то металлическое. Командир «Безымянного» взял в руки щуп, которым поисковики обычно прокалывают землю. После локальных ударов щуп уперся во что-то твердое. Поисковики начали раскопки и вскоре на поверхность вытащили кусок искореженного дюраля, который с одной стороны был голубого, а с другой – зеленого цвета. Поисковики сразу же предположили, что нашли место падения самолета.
— После такой находки даже силы прибавились, — вспоминает Андрей Серков. – Мы забили небольшой шурф и продолжили углубляться в землю. Сначала наткнулись на куски труб, из которых собирался каркас самолета. Затем нашли фрагменты крыла лонжеров, кислородный баллон, ключицу летчика, а чуть поглубже – сапог с оторванной ногой.
Самолет вошел в землю на большую глубину, операция по его подъему проходила в несколько этапов. На последнем этапе использовалась землеройная техника, которую по просьбе поисковиков выделила администрация «Горводоканала».
21 октября самолет, вернее, то, что от него осталось, подняли на поверхность.
— Машина при ударе о землю развалилась на части, а может быть, она сгорела в воздухе, — рассказывает командир отряда «Безымянный» Андрей Серков. – На глубине четырех метров поисковики обнаружили агрегаты силовой установки самолета. На поверхность были подняты фрагменты двигателя, поршни, стартер, приборы, куски кабины, искореженная табличка с заводским номером и останки летчика. Из личных вещей пилота мы нашли портсигар и куски портупеи.
— На табличке отчетливо была видна надпись «завод 166», — поясняет Андрей Павлович. – В ходе поисково-исследовательской работы удалось установить, что найденный самолет является истребителем ЯК-9Д. Он был собран на Омском заводе во втором квартале 1943 года.
Пока неизвестно, за каким авиаполком числился ЯК-9Д, сбитый под Ярцевом, а главное, кто управлял советским истребителем. Поисковый отряд «Безымянный» не теряет надежду, что исчезнет еще одно бело пятно в истории Великой Отечественной войны и станет известно имя героя, принявшего свой последний воздушный бой в небе над Ярцевом.
№50 от 13.12.2018