Интервью История Ярцевский район

Год назад председатель комитета местного отделения Общероссийской общественной организации ветеранов Вооруженных Сил капитан второго ранга запаса Николай Новоселов начал работу над систематизацией данных о бойцах, погибших на территории Ярцевского района в период оборонительных сражений в 1941 году и наступательной операции 1943 года.

О результатах кропотливого труда и о том, как обстоят дела в районе по увековечиванию памяти погибших при защите Отечества, он рассказал в интервью «Вестям Привопья».

— Николай Леонидович, с чего Вы начали исследовательскую деятельность и какие источники информации использовали?

— В ноябре 2017 года при проведении «круглого стола», посвященного обороне города Ярцево в начальный период Великой Отечественной войны, я предложил восстановить и систематизировать имена всех воинов, павших в боях на ярцевской земле, в том числе и не учтенных на воинских захоронениях. Таких в районе девять. К сожалению, многие отнеслись к этому важному делу как к чему-то невозможному. Я решил доказать обратное. Вначале был составлен алгоритм поиска, в основе которого заложен принцип привязки каждого бойца к воинскому соединению, дивизии, где он воевал и погиб. Список дивизий оказался обширным. С июля по начало октября 1941 года оборону ярцевских рубежей осуществляли в общей сложности более 20 дивизий Красной Армии. Также необходимо было восстановить хронологию событий, которые развивались под Ярцевом в освободительном 1943 году. На рубеж Ярцевского района передовые части советских войск вышли 21 марта, и фронт остановился. Почти все лето, по сообщениям Совинформбюро, шли бои местного значения. Наступление возобновилось в августе. Считается, что Ярцево освободили от фашистов 16 сентября. Но, по уточненным данным, это произошло двумя днями позже, когда выбили врага из поселка Пологи. В столице нашей Родины салютовали в честь освобождения города Ярцево 19 сентября 1943 года.

За весь период освободительной операции на ярцевском направлении было задействовано более 10 дивизий. Потери советских войск, как в 1941 году, так и в 1943-м, были большими. К примеру, 152-я стрелковая дивизия за три сентябрьских дня 41-го потеряла убитыми, ранеными и пропавшими без вести 50 процентов личного состава, такие же потери были в 1943-м у 82-й стрелковой  дивизии, правда, произошли они за весь период освободительной операции.

Используя информационный сервис «Память народа», созданный согласно поручению Президента РФ в 2015 году, рассекреченные материалы Центрального архива Министерства обороны и официальный сайт МО «Объединенный банк данных «Мемориал», я стал изучать и анализировать потери всех дивизий, сражавшихся под Ярцевом, и составлять поименные списки погибших солдат и офицеров. Я ставил целью определить, всех ли мы учли или кого-то забыли.

— Сколько насчитали?

— Пока установлены имена свыше двадцати одной тысячи защитников Родины, погибших на территории Ярцевского района.

— Совпадают ли собранные Вами данные с официально признанными?

— Это сложный вопрос, работа продолжается, и точного ответа пока на него нет. Пока можно сказать, что по спискам районного и областного военкоматов учтены свыше двадцати  тысяч погибших. Из них чуть более десяти тысяч воинов, у которых известны фамилия, имя, отчество, воинское звание, часть, где служил, дата гибели, первичное место захоронения. Но и здесь обнаружено много ошибок в фамилиях и именах. Встречались случаи, когда боец захоронен у нас, а погиб он совсем на другом фронте. А где остальные одиннадцать тысяч? Они числятся безымянными и были похоронены как неизвестные.

— Почему, на Ваш взгляд, были допущены ошибки?

— Главная причина в том, что такую работу целенаправленно не вели, кроме того, раньше не было оцифрованных архивов, поэтому крайне сложно было находить и проверять информацию.

— Как Вы работали над систематизацией данных?

— Каждая дивизия раз в десять дней составляла донесения о безвозвратных потерях по так называемой форме 2/БП. В нем для каждого погибшего указывались фамилия, имя, отчество, звание, год рождения, партийность, откуда родом, каким военкоматом призывался, причина и дата выбытия, где похоронен, адрес родственников. Смотрим сначала графу «где похоронен», выбираем все первичные захоронения. Это самая тяжелая и кропотливая работа – сопоставить то, что написано в этой графе, с реальной точкой на карте. В течение декады дивизия могла хоронить бойцов в большом количестве мест, в окрестностях многих деревень, населенных пунктов. Кстати, большинства из них уже давно не существует. В этом-то и трудность. Получается, что постепенно, шаг за шагом, я «вытягивал» бойца или офицера из небытия.

— Сколько имен из 21 тысячи не увековечено?

— На сегодняшний день речь идёт о десяти тысячах воинов. На  основе имеющихся документов, алгоритмов и логики каждое первичное захоронение я сопоставлял с существующими мемориалами и паспортами братских захоронений. В результате этой работы было обнаружено, что паспорта, оформленные в 1991 и 2014 годах, имеют расхождения: часть бойцов, числившихся в них в 91-м, стала отсутствовать в 2014-м. Было установлено, что по документам один и тот же воин покоится в нескольких захоронениях, расположенных на территории Ярцевского района, а в единичных случаях они числятся на других воинских захоронениях, расположенных в соседних районах. Я обнаружил даже такой факт, когда красноармеец воевал далеко от Ярцева, на 1-м Украинском фронте, а увековечен почему-то здесь.

Вообще с воинскими захоронениями многое непонятно и труднообъяснимо. За послевоенный период на территории Ярцевского района проводилось несколько кампаний по укрупнению братских могил. К сожалению, во время таких мероприятий останки некоторых бойцов не были перенесены с первичного захоронения на новый мемориал.

Другой пример. В ходе изучения актов перезахоронений 1952-1960 годов выяснилось, что из 1700 воинов, перезахороненных по этим актам, известными были только 27 человек. В настоящее время я установил имена остальных. Были случаи, когда первичные захоронения вообще не перезахоранивались – просто имена переносили.

— На каких мемориалах больше всего ошибок?

— Процесс увековечивания памяти погибших воинов в 50-90-е годы во многих случаях носил формальный характер и не учитывал количество захороненных. Считалось, что все равно все они лежат в ярцевской земле. Такой подход привел к искажению действительности и исторической правды. К примеру, в братской могиле №5 в деревне Капыревщина захоронен 1431 воин, а на памятной плите указано 1809 захороненных, и этот список продолжает расти. В братской могиле №3 в деревне Петрово согласно актам захоронено 4 079 воинов, а увековечено 5654.

— Николай Леонидович, Вы провели большую работу. Как использовать полученные данные?

— В настоящее время собрана подробная база на каждого защитника, погибшего на территории Ярцевского района в период Великой Отечественной войны. В списках более 21 тысячи фамилий. Установлены все данные воинов, вплоть до фамилий родственников на тот период. Все выверено по документам. Каждый воин, павший в боях за Родину, достоин того, чтобы о нем помнили, чтобы на плите значились его правильное воинское звание, правильные фамилия, имя, отчество. Поэтому, с моей точки зрения, во-первых, надо выпустить новое издание «Книги Памяти» – «Ярцевский район», во-вторых, создать на официальном сайте Администрации страничку с аналогичным названием, в-третьих, заменить все плиты на всех захоронениях. Точечно это сделать не удастся: списки перемешаны, затронешь один – потянется другой.

Свои предложения я сообщил председателю Смоленской областной Думы Игорю Васильевичу Ляхову во время его недавнего визита в Ярцево.

Проделанная работа – это, скорее всего, основной, но только первый шаг. Сейчас можно организовать работу по приведению паспортов захоронений в порядок и искать родственников, земляков воинов, похороненных в нашем районе. Поиск можно осуществлять через соцсети, дополнять информацию. Считаю, что если на то будет желание и воля властных структур, если организовать и проводить эту работу системно и планово, то к 75-летию Победы Ярцевский район может стать первым в регионе, а, может быть, и в России, в котором вопрос увековечения памяти павших на Ярцевских рубежах будет в целом решен.


 №49 от 06.12.2018


Вам также может понравиться