У народного театра «Лица» есть своё лицо, и это лицо – Евгения Токарева. Совсем недавно ни это имя, ни названия театра в Рославле практически никому не были известны. Сейчас о них с уважением и с восхищением говорят не только зрители, но и старшие и более опытные коллеги по сцене
С Евгенией Владимировной Токаревой, основателем и режиссёром народного театра «Лица», мы беседуем в комнате городского Дома культуры, где буквально всё говорит о кипучей театральной жизни: ворохи платьев, костюмов, предметы реквизита, всевозможные шляпы и шляпки, фраки и смокинги, посох и трости…
С каждой из этих вещей связаны определённые роли, какие-то интересные моменты и во «взрослых» спектаклях, и в постановках для детей. Многое из этого театрального реквизита сшито, сделано и, главное, придумано самостоятельно: от роскошных платьев девятнадцатого века до известного «транспортного средства» – метлы.
О своём театре Евгения рассказывает с упоением и любовью, как о собственном ребёнке. В какой-то момент к нашей беседе присоединяется её мама Наталья Владимировна, тоже актриса народного театра, ученица легендарной Екатерины Григорьевны Линде, друг и помощник Евгении во всех её делах.
— Началось все в 2009 году, — рассказывает Евгения Владимировна. — Тогда в составе нашей труппы было всего два человека — я и моя мама. Как-то на крыльце городского Дома культуры я выхватила стайку симпатичных девчонок и пригласила их попробовать себя на сцене. Так я нашла Кристину Комарову, а она привела свою маму Анну Комарову.
Поделилась проблемой поиска самодеятельных актёров со своей коллегой Настей Прудниковой, и в нашем коллективе появились еще две очаровательные девушки – сама Настя и Аня Соина (сейчас её фамилия Порошина). Затем пришла моя подруга Яна Иванова, и коллектив почти сложился. Почему почти? Потому что замахнулась я на пьесу Роберта Тома «Восемь любящих женщин». А женщин мне катастрофически не хватало! Точнее, не хватало главной героини.
Однажды, как по волшебству, мне позвонила знакомая и попросила взять ее дочку «хоть пенечком постоять на сцене». Девочка очень переживала, так как ее не взяли в школьный театр «из-за отсутствия данных» (за что я премного благодарна этому школьному театру). Вот так я обрела настоящее сокровище — нашу Танюшку Соломникову, которая много лет играла во всех сказках, утренниках и пьесах.
Мне везет на хороших людей. К нам пришел Александр Филатов и привел с собою Ольгу Абраменкову. Пришли посмотреть, да так и остались с нами, чему я очень рада!
Ну а дальше наша театральная семья стала расти. Я не оговорилась – именно семья! В нашем театре играют отец и сын Владимир и Александр Петровские, Яна Иванова с сыном, я тоже привела своего сына…
— Ваш сын пошёл по стопам своих родителей?
— Нет, ещё в школе он твёрдо решил связать свою жизнь с Церковью, и сейчас учится в духовной семинарии, собирается стать священником. Хотя вырос он в абсолютно театральной семье. И я, и его отец, профессиональный актёр и режиссёр Сергей Сафонов, сначала были неприятно удивлены его решением, но, конечно, потом смирились. В конце концов, это очень достойный выбор…
Евгения Токарева работает не только со своими актёрами, но и с драматургами. Прежде чем ставить пьесу современного автора, она обязательно связывается с ним, полностью соблюдая, таким образом, закон об авторском праве.
— Как правило, нам с удовольствием идут навстречу и разрешают постановки. Никто из авторов никогда нам не отказывал и ничего с нас не требовал, даже такие именитые писатели, как Мария Арбатова и Екатерина Файн. Кроме одного случая: Эдуард Успенский за разрешение на постановку его спектакля запросил тридцать тысяч рублей. Конечно, мы отказались. Все остальные драматурги относятся к нашим просьбам с полным пониманием.
Не правда ли, в таком подходе к делу чувствуется проявление профессионализма. Она действительно профессионал, в прямом смысле этого слова. Кроме Смоленского института искусств в нынешнем году Евгения окончила в Москве Театральную школу Константина Райкина при Высшей школе сценических искусств, обучение в которой, по её словам, было незабываемым.
Евгения Токарева никогда не делает тайны из своих планов и с удовольствием рассказывает о том, что будет делать в ближайшие месяцы и даже в будущем году:
— К Новому году мы поставим для детей сказку «Золушка», а для взрослых – по многочисленным просьбам зрителей повторим «Примадонн». Затем в наших планах несколько детских сказок. Обязательно решимся в скором времени поставить классику – либо Мольера, либо Островского. Ну и, конечно, одну из пьес современных российских драматургов. Так что наших зрителей в ближайшее время ждёт много интересного.
И ещё она мечтает об отдельном здании для театра. Такое здание есть, например, в Вязьме. В Рославле ведь работают два замечательных народных театра – «Лица» и «Первый КласС». Они, по мнению Евгении, вполне могли бы работать рядом на радость всем рославльчанам, мирно конкурируя, дополняя друг друга и помогая друг другу. Но пока это, увы, только мечта.
Автор Сергей Дубовский
№46 от 22.11.2018