25 ноября отмечается один из самых главных и значимых для каждого человека праздник — День Матери.
Так хочется на страницах «Нашей жизни» рассказать о совсем необычной семье. А лучше — многодетной! Считается, и это у нас в России официально принято, если в семье три ребенка, то она уже и есть многодетная. И, несомненно, в районе есть такие, у которых четверо или даже пятеро деток.
Мир тесен!
Попробовала узнать в соцобеспечении. И… вы не поверите! Сотрудницы с огромной любовью и уважением рассказали мне о молодой маме, у которой не пять, и даже не шесть, а семеро детей! И добавили с особым теплом и лаской, словно говоря о своих собственных родных детках: «А самая младшенькая — Стефания, так и вовсе недавно, только в сентябре родилась!»
— А старшему сколько? — поинтересовалась я.
— В четвёртом классе, значит, где-то лет одиннадцать.
— А маме, если не секрет?
— А это Вы у нее и спросите при встрече, — посоветовали мне сотрудницы соцзащиты.
И назвали адрес: деревня Стегримово, дом № такой-то (теперь же и в деревнях цивилизация, есть нумерация домов). Это ж не то что раньше! Я же родилась и выросла в Стегримове, и мы ориентировались тогда не по номерам домов, а по соседям. Спросит кто, как пройти, а мы и отвечаем: «Ну, там живут рядом Филиппенковы, Семеновы, Авдеевы…», а то ориентировались и вовсе по кличкам деревенским. Так и я по старинке уточнила:
— А кто соседи этой семьи?
— Да Ваша подружка — Лиля Привольнева, с ними через стенку живет!
Вот так новость! Шесть лет назад я познакомила своих московских друзей-волонтеров с Лилей из Стегримова. Ей тогда было лет 13. Она часто болела и по состоянию здоровья даже не посещала школу. Мы баловали ее вниманием и подарками, впрочем, как и по сей день.
Помнится, как-то на день рождения подарили ей новенький велосипед, а на него, как на новогоднюю елку, повесили достаточно увесистые и объемные коробки со сладостями. Да и в каждый приезд, поскольку в Стегримово мы заезжаем после всех адресов милосердия, кроме специально приготовленных подарков для Лили, все что остается, оставляем у нее. Не везти ж обратно!
Лиля скромная. И всегда говорит:
— А можно я и с соседями поделюсь?
— Ну, конечно же, даже очень можно и нужно.
Но ни Лиля, ни ее мама никогда не делали акцент, что за соседи у них… Мне стало как-то неловко, что все эти годы не знала этого и, стало быть, не помогала этой необычной семье. Вот теперь-то я и вспомнила слова Лили и ее мамы: «У нас тут есть с кем конфетками поделиться …»
— Ну, ничего, завтра познакомлюсь и обязательно буду исправляться, — решила я, набирая номер молодой мамы Наташи.
— Приезжайте, конечно же. Только желательно в первой половине дня, когда старшенькие в школе. А то очень много нас, и все шумные, разговорчивые. Опасаюсь, что не сможем и поговорить спокойно.
— Хорошо, завтра с утра буду!
Приятное разочарование!
Честно говоря, я никак не могла представить, как это возможно — рожать каждый год, а тем более, чем потом этих деток кормить, как учить. И еще много не отвеченных вопросов витало у меня в голове, пока ехала в Стегримово.
Забегая вперед, я с огромным удовольствием признаюсь, что была приятно удивлена и ещё более приятно разочарована… Мои пессимистические, не совсем позитивные предчувствия, к счастью, не оправдались… Семья — просто замечательная! Детишки ухоженные, красивые, хорошо воспитанные, тактичные, послушные и умненькие. Мама Наташа и ее младшая сестра Яна — симпатичные, современные, очень гостеприимные, жизнерадостные девушки.
Папы, правда, дома не было — уехал на комиссию, которую проходит для устройства на постоянную работу. Он у них добытчик! Совсем недавно работал в Вязьме на большом тракторе вахтовым методом. Приходилось подолгу отсутствовать дома. Теперь вот, кажется, повезло — нашёл постоянную работу поближе.
При мне позвонил! И его ласковое: «Наташенька, у меня все хорошо, скоро буду, целую, любимая!» — еще больше утвердило меня в мысли, что в семье этой мир и лад, в ней много детей и много счастья. Здесь каждый ребенок послан Богом и каждому ребенку безмерно рады!
Разрешите представиться
Встретили меня, как говорится, с распростертыми руками. Уже на улице, несмотря на первый снег и пронизывающий ветер, поджидала очень симпатичная, темненькая длинноволосая девушка лет 20. «Вроде для мамы молода», — подумала я, но ничего не сказала. И только увидев ещё одну приятную женщину, сидящую на диване, держа на руках младенца, окруженную со всех сторон детишками, я поняла, это и есть настоящая мама.
— Я — Наталья Мансурова. А Вас, тетя Валя, я хорошо знаю. Вы ж моя землячка, — сказала она.
— Ну и отлично, тогда продолжим наше знакомство.
— Это Яна — моя младшая сестра, — показала Наташа на девушку, которая меня встречала. — Она живет со мной. Когда не стало наших родителей (сначала папы — в 2010 году в июле, а потом, ровно через год, и мамы), Яне было 13 лет. И я, как старшая сестра, оформила над ней опеку.
— Так и Яну на совершенно законных основаниях можно считать твоим самым старшим — восьмым ребенком?
— Может, и можно было, пока она маленькой была, а сейчас она для меня — моя единственная сестра (у нас еще два брата есть, они в Смоленске живут) и моя лучшая подруга и помощница. Мне без неё непросто было бы. Очень тяжело, когда детишки начинают плакать, особенно вдвоем. Для меня это самое страшное. Тогда Яна — одного на руки, я — другого, песенки им споем, укачаем, пожалеем и — порядок!
— А можно меня с вашими очаровательными детками познакомить?
— Начну со старших, они в школу ходят: Илья — в четвёртый класс, Слава — во второй, Никитка — в первый, а Есения — в подготовительную группу к Яшновской Галине Семёновне. А вот со мной рядышком мои, можно сказать, погодки: Мишутка, Таисия и Стефания, совсем-совсем маленькая — еще в пеленках.
— И как Вы с ними справляетесь?
— Главное, соблюдать режим дня: вовремя кушать, спать, играть, делать уроки, отдыхать, и тогда всё само собой становится на свои места. И еще, у каждого из нас, включая малышей, свои обязанности. Они небольшие: убрать постель, игрушки, полить цветы, на огороде с папой все любят копаться…
— По поводу «кушать». Много варить приходится?
— Ну да! Мне вот соседка — Хадия, недавно кастрюльку подарила, как раз на нашу всю семью! — и Наташа показала огромную кастрюлищу!
— Тут все и без слов понятно! — сказала я, глядя на подарок соседки весьма внушительных размеров.
— А не страшно тебе? — как-то незаметно для себя я перешла на «ты».
— Нет! А чего бояться, если Бог даст, и еще рожу. Здоровье у меня хорошее, роды проходят легко, детишки все крепенькие! Дети — это ж Благодать Божья! Да и муж мой Коля нас всех очень любит. Я за ним, как за каменной стеной. Он у меня такой основательный, надежный. Я это сразу поняла, как только увидела. Тогда мы с подружкой в Смоленске на чулочной фабрике работали и жили в общежитии. И Коля тоже там жил. Встречались частенько на общей кухне. Он меня постарше, но меня это не смущало, уж больно хороший человек. Ну, помогала ему иногда щи сварить — я ж на повара училась. Хотя по-честному, только когда замуж вышла, по-настоящему научилась и пироги печь, и готовить.
И папа у нас — отличный повар. А в общежитии , помню, проснусь, приду на кухню чаю попить, а на моем столе лежат печенюшки со сливочным маслом. Это Коля заботливо их делал каждое утро для меня. Так и сошлись! Стали по утрам вместе чай пить.
Но муж уж очень хотел свадьбу для меня пышную устроить. И сделал! Здесь — у нас в деревне. И это было незабываемо!
Ах, эта свадьба, свадьба пела и плясала!
Вспоминает соседка Хадия, которая живет в доме напротив и всегда готова прийти на помощь, как, впрочем, и все соседи на этой дружной улице.
В 2008 году 21 июня Коля приехал и говорит: «Хочу для любимой шикарную свадьбу устроить, помогайте, дорогие соседи».
А мы и помогли всей улицей, а гуляла и вовсе вся деревня! Коля-то сам из Кировской области, а мы ж — узбеки. Нас тут, моих родственников, на нашей улице много. Так мы и сделали узбекско-русскую свадебку просто на славу! Костёр на улице развели, в казане плова наварили, кур натушили… И тамада был из наших местных. А мама Наташи — Люба, еще жива была, так она нарядилась, магнитофон на улицу вынесла и всё певицу Мириам слушала…
И платье у невесты очень красивое было. Жених ее на руках все носил! Да он и сейчас ее «носит». Хорошие они люди, не пьющие, старательные. Живность вот завели: кур, гусей, поросят, и в холодильнике всегда есть что поесть! И дружненькие всегда. Папа с работы как приедет, так их всех в охапку сгребёт и к себе прижмет. А потом все вместе на огород работать, кто поливает, кто сажает…
У нас тут много летом детей — и своих, и приезжих. Так мой сын Рамиль за всеми присматривает, словно воспитатель, да и девчонки мои — Сабина и Севда, когда учились здесь, тоже с детками нянчиться любили. Летом мы все собираемся по вечерам у нашей бабушки Маи. И тетя Зоя, если что, помогает, и Лиля, и мама ее. А меня так Наташа и вовсе мамой считает. И я горжусь, что у меня такая девочка и такие внуки. Счастья им и здоровья! Кстати, у нашего-то Ильи в субботу день рождения, первый юбилей — 10 лет ему. Мы его всей улицей от души поздравляем, а маму Наташу — с Днём Матери. Она этого заслуживает как никто другой — настоящая Мать! И праздник двойной точно устроим! И для именинника, и для всех нас — мам!
№47 от 23.11.2018