Хлебный рынок достаточно плотно насыщен, конкуренция велика, поэтому продвижение такого небольшого хлебозавода, как ПО «Стодолищехлебопёк», задача не из простых. Дружный коллектив предприятия обеспечивает его рентабельную работу.
В прошлом году предприятие изготовило 235 тонн хлебобулочных изделий и 18,3 тонны кондитерских. Нынче коллектив стремится сохранить этот уровень производства. Чтобы организовать успешное дело, необходимо детально проанализировать особенности бизнеса и сделать ставку на наиболее востребованное направление. Как показывает практика, наибольшую прибыль приносит производство кондитерских изделий, пользующихся повышенным спросом. У главного потребителя стодолищенского хлеба покупательская способность невысока, поэтому зарабатывает завод не на объёмах производства, а на ассортименте и качестве.
На хлеб цена социальная – фиксированная. Заработать можно на «мелкоштучной» продукции: булочки, кексы, круасаны, слойки… Новое оборудование приобретается для развития именно этого направления. Тестораскаточный аппарат помог ввести в ассортимент изделия из слоеного теста. С появлением печи-орешницы началось производство орешков, трубочек с начинкой. Две-три новые позиции в ассортименте кондитерских изделий появляются ежемесячно.
Аромат свежего хлеба скажет покупателям гораздо больше, чем содержание рекламных листовок. Не случайно торговля горячим хлебом – ещё одно перспективное направление в работе предприятия. В Стодолище завод им торгует 6 дней в неделю, в Починок возят пять дней. По три раза в неделю свежайшую продукцию хлебозавода покупают жители Лысовки, Кубарок, Ново-Головачвей.
Что касается потребительских предпочтений, то основным критерием при выборе хлеба, естественно, является свежесть продукта. Кроме того, покупатели обращают внимание на внешний вид, цену. Большинство потребителей стараются приобретать хлеб ежедневно и при этом не тратить много времени на саму покупку. Своим конкурентным преимуществом стодолищенские хлебопёки считают натуральность сырья и классические технологии. Опарное тесто с естественным циклом брожения без ускорителей и улучшителей. Если в кексы добавляется по рецепту творог, то это будет 9-процентный натуральный молочный продукт…
Испокон веков выпекание хлеба требовало от пекаря особого мастерства, терпеливости и старания. Невзирая на бурное развитие передовых приемов переработки, производство хлеба высокого качества и сейчас является достаточно трудоемким занятием. На стодолищенском хлебозаводе доля ручного труда велика, и поэтому одним из самых важных факторов поддержания качества является человеческий. Каждую смену четыре пекаря изготавливают хлебобулочную продукцию и кондитерские изделия. Это большая нагрузка: подготовительная обработка сырья, замешивание теста, брожение, порционный раздел теста, составление тестовых заготовок, выпекание, остужение – короче, физические и моральные нагрузки немалые.
Приёмосдатчик готовой продукции Елена Владимировна Пухлякова не просто оформляет документацию, а практически формирует пакет заказов для производства. Уже на этапе сбора заявок она полновесно представляет клиентам весь ассортимент по качественным и ценовым показателям таким образом, чтобы вся вывезенная за ворота предприятия продукция была реализована. «Мы своего потребителя переработанным хлебом не кормим», – говорят стодолищенские хлебопёки.
Мастера по обслуживанию газового оборудования и слесарным работам Александра Васильевича Михейченкова на предприятии уважают и ценят, прежде всего, за золотые руки и высокую ответственность. Его приход на предприятие стал гарантией надёжности работы всего оборудования.
Точность рецептуры начинается с кладовщика Ольги Ивановны Зенченковой: она формирует заявки на все ингредиенты будущей продукции и даже порционно развешивает для каждой смены. Пекарям нет нужды что-то взвешивать и отмеривать.
Главный бухгалтер Елена Александровна Кондрашенкова, помимо непосредственных обязанностей, взяла на себя большую долю документооборота предприятия.
Увеличение объема рынка хлебобулочных изделий маловероятно. Скорее, стоит говорить об изменении структуры рынка, расширении ассортимента. По убеждению заведующей производством Татьяны Алексеевны Ковальчук, главной опорой предприятия является поддержка потребительским обществом «Колос».
– Продукция «Стодолищехлебопёка» развозится по магазинам потребительского общества, к территории обслуживания которого присоединился недавно Хиславичский район, – рассказала Т.А. Ковальчук. – И продавцы заинтересованы в её скорейшей реализации. Развозим хлеб в детские сады и школы Починковского района. Знают нашу продукцию в Ельнинском районе. Доставку обеспечивает ПО «Колос», так как в арсенале предприятия лишь одна хлебная машина. Мы принимаем участие в областных выставках и ярмарках, после которых покупатели звонят на завод и спрашивают, где можно купить стодолищенский хлеб (контакты есть на этикетках). Однако расширить зону реализации своей продукции маленькое предприятие самостоятельно не может.