На территории детского реабилитационного центра «Вишенки» посетителей встречает, словно живая, скульптура «Мать и дитя» работы известного смоленского скульптора Людмилы Александровны Ельчаниновой, сумевшей создать такой символ любви и милосердия специально для этого особого места. А идея композиции проста и понятна – пусть будут счастливыми материнство и детство ради нашего будущего. На это и направлена деятельность уникального учреждения (его полное название: СОГБУ «Реабилитационный центр для детей и подростков с ограниченными возможностями «Вишенки»), где трудятся любящие свое дело наши земляки – педагоги и медики с большим опытом.
Руководит коллективом депутат городского Совета Светлана Алексеевна Новикова, которая вложила много труда в развитие учреждения, умело координирует функции всех многочисленных его отделений, добиваясь отличных результатов. Не случайно же «Вишенки» входят в число лучших в России. А сама Светлана Алексеевна дважды избиралась в Общественную палату Смоленской области, в горсовете руководит постоянной комиссией по социальной сфере. Ее знают и искренне уважают многие смоляне и жители нашего района.
Заместитель директора по реабилитационной работе Зоя Дмитриевна Ермакова, педагог по профессии, провела со мной экскурсию по всей территории, познакомила с персоналом, обратила внимание на важные моменты. Она рассказала, что центр был создан в 2002 году согласно Федеральной целевой программе «Дети России». Открывался он как учреждение социального обслуживания несовершеннолетних. И если вначале на территории находилось лишь один двухэтажный корпус, то в последующие годы появился целый комплекс зданий различного назначения. В первую очередь появились коттеджные домики, где сейчас находится отделение «Мать и дитя».
Потом построили просторные здания столовой, медицинской реабилитации и жилой корпус, где находятся несовершеннолетние и дети в сопровождении родителей. Учреждение рассчитано на 120 мест, а в среднем за год предоставляются услуги порядка девятистам детям-инвалидам со всего региона. Плюс семьи и сопровождающие родители. И в итоге за годовой период через центр проходят более 1200 человек.
В 2011 году было принято решение о создании нового отделения социализации инвалидов молодого возраста. Теперь оно успешно работает и здесь проходят реабилитацию ребята от 18 до 30 лет. Для них созданы все условия, и пристальное внимание педагоги уделяют их профориентации, трудоустройству, получению жилья и другим социальным вопросам.
Сейчас в центре девять отделений, и во многих из них удалось побывать и ознакомиться с их работой. Разделяются они по виду оказываемых услуг: социально-медицинские, социально-трудовые, психолого-педагогические, образовательной деятельности, консультативной помощи, диагностики и разработки программ официальной реабилитации.
При поступлении, пояснила Зоя Дмитриевна, ребенок и его семья обращаются в отделение диагностики. Там принимаются все документы, проводится психолого-педагогическая диагностика, рассматриваются его рекомендации. На этом основании составляется своя программа социальной реабилитации, которую специалисты часто называют реабилитационным маршрутом. Тут учитывается все, что показано данному ребенку. Если он раннего возраста, то приоритетной является медицинская реабилитация.
Довелось воочию убедиться, какими широкими возможностями обладает этот вид реабилитации. Здесь и хорошо оборудованная большая водолечебница, бассейн для грудничкового плавания, камера сухого жара, галокамера на шесть мест, два тренажерных зала, два физиокабинета. Зал лечебной физкультуры… О много говорят и такие факты: 14 видов медицинских специальностей лицензированы, представлены практически все специальности врачей, необходимые для реабилитации ребенка: педиатр, невролог, ортопед, невролог, психиатр, психотерапевт, психолог, офтальмолог, терапевт и другие. К их услугам весь набор реабилитационного оборудования. Словом, медицинская база достаточно солидная.
В раннем детском возрасте от полутора лет особенно необходима психолого-педагогическая помощь. Здесь ребенка обследуют, в основном, психологи и учителя — логопеды. Они и составляют программу дальнейшей реабилитации. Есть система ранней помощи. Если ребенок постарше, то важное место занимает не только психолого-педагогическая реабилитация, но и социально-трудовая. Потому что здесь уже необходимо заниматься его профориентацией, самоопределением ребенка, чтобы он уже проявил свои жизненные способности, независимо от того, какую профессию выберет в дальнейшем.
Интересно было наблюдать, как дети с помощью педагогов проявляли свои способности в творческих мастерских. Они увлеченно занимались рисованием, проходили курсы швейного дела, осваивали компьютеры и многое другое. И все это в рамках профориентационной программы «Навигатор».
Во время экскурсии по центру приятным сюрпризом стал этнографический музей «Наше наследие» на его территории. Многие его экспонаты созданы руками детей на основе подлинников. Как настоящие шедевры воспринимаются старинные рубашки и сарафаны с характерными чисто смоленскими орнаментами. В музее ведется всестороннее изучение народного костюма, текстиля, предметов народного быта. С применением экспонатов-подлинников составляются экскурсионные программы с участием детей. Одна из особенностей таких программ – широкое использование восстановленных экспонатов (полная реконструкция и реплики). По мнению З.Д. Ермаковой, это способствует повышению мотивации детей для изучения старинных ремесел, вышивок, способов рукоделия, сохранению старых добрых традиций.
Лишь небольшую часть увиденного и услышанного в детском центре «Вишенки» удалось вместить в газетную публикацию. Многое осталось «за кадром». Но даже избранные факты отражают масштабность и значимость работы уникального учреждения, ставшего маяком надежды для всех детей и подростков, нуждающихся в помощи специалистов.
№79 от 10.10.2018