Всероссийский конкурс научно-исследовательских краеведческих работ учащихся «Отечество» начал свой отсчет с 1992г (в советское время аналогичный назывался «Моя Родина СССР»). То есть нынче, в 2016г, у него, можно сказать, юбилей – 25 лет! Это один из самых значительных конкурсов для старшеклассников, поскольку входит в число мероприятий, победители которых выдвигаются на соискание премии Президента Российской Федерации.
Примечательно, что в этот раз время проведения выпало на преддверие Пасхи — страстную седмицу, к тому же впервые в истории мне, простому учителю сельской школы, было оказано высокое доверие возглавить делегацию Смоленской области в финале столь престижного конкурса, проходящем в Москве. И я рад, что ребята не подкачали – все трое прочно вошли в первую десятку, а моя воспитанница Морозова Анна стала Дипломантом IV степени,совсем немного не дотянув до денежного III места!
В программе этого масштабного мероприятия, собирающего лучших из лучших юных краеведов России, такие номинации, как: археология, военная история, культурное наследие, природное наследие, родословие, школьные музеи, история образования, земляки, летопись родного края, этнография, экология, литературное краеведение. Так что, как видите, довольно широкое поле деятельности и соответственно выбор направления исследования.
Ежегодно на школьном уровне в конкурсе принимают участие свыше миллионастаршеклассников. Затем следует отбор на районном и региональном уровнях, работы победителей направляются на экспертизу в Москву, и только после ее успешного прохождения авторы отобранных работ приглашаются в столицу нашей Родины для участия в финале конкурса, имеющего статус Всероссийской научно-практической конференции, ведь по форме и сути здесь в ходе защиты происходит бурное обсуждение, в котором участвуют даже не столько члены жюри, как собравшиеся в зале такие же ребята – ровесники, которым интересно все, буквально до мельчайших деталей, методики и хода исследования.
Но как раз это и есть самое сложное. Попробуй-ка тут сконцентрируйся, когда в первый раз в столице и когда перед тобой строгое жюри из маститых ученых, а вокруг тебя — полный интернационал: от Дальнего Востока до Калининграда и от Архангельска до Севастополя, внимательно и придирчиво следящий за твоим выступлением! В этом же, юбилейном конкурсе, приняли участие еще и ребята из братской Белоруссии. Так что, наверное, статус пора менять на международный.
Нынче на региональный этап смогли пробиться 10400 человек, из которых уже на финальный заочный этап (экспертизу) поступило 586 работ из 52-х регионов страны. Вот из последних экспертами и было отобрано лишь 276самых лучших.
И вот здесь возникает серьезная проблема. Если еще несколько лет назад регион находил средства для направления в Москву делегации с руководителем за бюджетный счет, то теперь на это денег почему-то, извините, нет! Так что приходится искать спонсоров, раскошеливаться родителям, а сумма для многих в провинции приличная (это вам не Москва) – одна путевка стоит 12тысяч… Спрашивается, а где же все эти хваленые госпрограммы по поддержке талантливой молодежи, национального проекта «Образование», неужели только на бумаге или для красного словца в период очередной предвыборной кампании?
Спасибо, новое руководство нашего Ершичского района в лице Серенкова К.Н. сумело изыскать необходимые средства для своего представителя, ясно осознавая значимость участия на столь высоком уровнев плане патриотического воспитания, да еще Отдел образования выделил машину для доставки до Смоленска и обратно. И это было весьма кстати, ведь отправление в Москву намечалось в 23:55, а возвратились в Смоленск мы только спустя пять дней в 21:30 (замечу, что весь долгий путь в автобусе как туда, так и обратно ребята выдержали достойно).
А на поезда (ни на один!), извините, билетов было просто не достать чуть ли не за месяц вперед. Уж и предположить не могу, отчегопри таком огромном пассажиропотоке РЖД не сделать дополнительные рейсы той же «Ласточки», ведь все бы окупилось сторицей, тем более, что поезд имеет такое важное преимущество перед автотранспортом, как отсутствие пресловутых московских «пробок» и соответственно меньшее время в пути. Да и до автобуса теперь в столице еще добираться надо едва ли не к черту на кулички …
Федеральный центр детско-юношеского туризма и краеведения расположен сравнительно недалеко от центра Москвы на берегу окованной в гранит реки Яузы. Рядом находится музей древнерусского искусства им. А. Рублева, дворцово-парковый ансамбль «Лефортово», знаменитый Спасо-Андроников монастырь с мощами святой Матроны, в шаговой доступности и торговый центр «Гранд-Сити», а на всей территории ФЦДЮТК предоставляется бесплатный wi-fi. Для проживающих в наличии номера на 150 мест, как в любой гостинице, разного уровня комфортности, имеется большой актовый зал с мягкими креслами и учебные аудитории на 30-40 мест с мультимедийным оборудованием, а также столовая с трехразовым питанием.
Прибыв в столицу ранним апрельским утром, мы, к счастью, не почувствовали на себе всю «прелесть» давки в метро в часы «пик», с чем столкнулись позднее. Всё время до обеда ушло на оформление документов (очередь продвигалась очень медленно), обустройство, отдых после долгой дороги (хотя и в комфортабельном автобусе, но попробуй-ка усни с непривычки!) … А затем было торжественное открытие с приветственными словами и напутствиями,естественно после исполнения Государственного гимна. Председатель Союза краеведов России В.Ф.Козлов отметил, что в каждом регионе есть свои особенности, которые нужно суметь разглядеть, понять и представить.
— Сохраните любовь к своему краю, улице, дому, и позже ваши архивы станут бесценными. Вы – главные историографы вашего края и должны этим гордиться! — такими словами закончил свою речь главный краевед страны.
П.А. Кобликов, главный редактор журнала «Детское чтение для сердца и разума», член Российского союза профессиональных литераторов, отметил, что конкурс имеет богатые многолетние традиции и проводится по тщательно отработанной системе; здесь продуманная система оценки как письменных работ, так и устных выступлений, и без всякого преувеличения можно сказать, что именно этот конкурс дал многим путевку в мир уже «взрослого» краеведения, в мир серьезной науки.
А.Г. Озеров (зав отделом краеведения ФЦДЮТК, кандидат педнаук), поздравив ребят, отметил, что сами по себе они – уже победители, поскольку сумели пробиться в финал, и сообщил, что учебно-исследовательская деятельность в области школьного краеведения в России продолжает расширяться, из года в год повышается качество работ, расширяется тематика, увеличивается практическое и общественное значение. Многие ребята участвуют в практической работе по выявлению и сохранению природного, исторического и культурного наследия Отечества: археологических, военно-исторических, этнографических и экологических экспедициях, «вахтах памяти», охране и восстановлении памятников культурного и исторического значения, обустройстве родников, восстановлении численности животных, растительного покрова и других практических краеведческих действиях. Отметил Александр Григорьевич и возросший уровень исследований, все более соответствующих высоким требованиям, оформления, справочного аппарата и приложений, что особенно заметно по работам ребят, приезжающим повторно. К тому же при защите значительно выросло качество компьютерных презентаций, раскрывающих содержание и методику исследования, разнообразие источников и их использование.
Были здесь и выступления самих ребят, со стихами и песнями, естественно о России, после чего все отправились на мастер-классы, соответственно своим номинациям, где члены жюри объясняли, как надо и не надо проводить защиту. А вечером уже прошел Вечер Дружбы, где ребята знакомились, выступали с номерами художественной самодеятельности. Особенно колоритно это смотрелось при наличии национальных костюмов (их не было разве что у россиян!).
Ну а со второго дня началась тяжелая работа — собственно защита. И проходила она в течение двух дней, поскольку в каждой секции насчитывалось до 30 конкурсантов и на каждого уходило, как правило, 25 минут (10мин – выступление + вопросы и обсужде- ние).При защите учитывались: содержание выступления (авторская точка зрения, логичность, полнота раскрытия темы); представление (качество выступления, умение пользоваться наглядным материалом); методы и методики исследования; наличие собственного опыта, авторская позиция; использование наглядности (таблицы, рисунки, фото, видеоматериалы); работа на секции (вопросы, участие в обсуждении). Максимальная оценка здесь равна 30 баллам, плюс до 30 за саму работу – итого 60. Но сразу скажу, что максимальный балл не набрал никто.
В моей группе было трое подростков (четвертый не смог поехать ввиду болезни), и все выступали в разных секциях: 9-классники Морозова Анна из с. Ворга Ершичского р-на с работой об истории родной школы соответственно- «Школьные музеи», Степченков Артем (гимназия №1 г. Смоленск), раскрывший по архивным материалам неизвестные страницы обороны Колодни — «Военная история», а10-классница Анашкина Наталья из Пересны Починковского р-на — «Культурное наследие». И если двое первых прибыли сюда впервые, то Наташа – во второй раз, отчего имела некоторое превосходство как знаток окрестностей и достопримечательностей. Делегации других регионов, кстати, насчитывали от одного до восьми участников.И еще один интересный момент. В образовательную программу помимо прочего входит посещение различных музеев. Но, помимо знакомства с экспозициями, некоторые секции проводят там же… защиту работ, погружая ребят в конкретно-историческую среду. Так, секция «Культурное наследие» проводила нынче защиту в музее Серебряного века, а «Родословие» — в музее им. Андрея Рублева. И это содружество имеет резонанс: о работе юных краеведов сообщается в печати (журнал «Юный краевед», периодические издания), программах ТВ (канал «Культура»).
Тематика работ, как отмечалось выше, весьма разнообразна. Обо всем не расскажешь. Отмечу, что в секции «Школьные музеи» ребята рассказывали об истории школ, гимназий и лицеев, в т. ч. исчезнувших, династиях учителей, истории тимуровского движения, пионерских организаций, детских домах, системе поощрений и наказаний в школах, школьных музеях, земских и гарнизонных школах… Изучение культурного наследия и творчества жителей родного края, фиксация событий культурной жизни свойственны, естественно, номинации «Культурное наследие». Здесь были работы в том числе о театрах и актерах, мемориальных местах, кинематографе, действующих и разрушенных храмах, истории хуторов и даже о съемках фрагментов фильма «Андрей Рублев» в одном из сел …
Мои ребята, помимо прочего, за пять дней побывали в музеях: Серебряного века, Внутренних войск МВД, Н.Е. Жуковского, А.М. Васнецова, Дом Остроухова в Трубниках, погранвойск ФСБ. Неизгладимое впечатление произвела и четырехчасовая обзорная экскурсия по столице в сопровождении замечательного экскурсовода, вид на Москву с Воробьевых гор и, разумеется, Красная площадь, где мы провели около часа.
Могли бы и более, но, как назло, именно в этот день проходила первая репетиция военного парада к Дню Победы и нас вежливо попросили убраться.В вечернее же время для ребят были организованы мастер-классы, конкурсы самодеятельности, экскурсоводов, видеофильмов, рисунков, фотографий … Да и просто погулять по вечерней столице, разумеется, под присмотром, было интересно.
Впрочем, вот впечатления самих ребят. Степченков Артем (г. Смоленск):
— Эти дни были хотя и пасмурными, но одними из самых лучших. В Москве я познакомился с ребятами из других областей и республик нашей страны, и меня поразило то, как люди, живущие за тысячи километров друг от друга, могут быть близки по духу! Я благодарен нашему областному центру туризма, краеведения и спорта и моему руководителю, благодаря которым получил возможность попасть в финал конкурса.
Морозова Анна (Ершичский район):
— В прошлом году осенью я победила в областной научно-практической конференции, после чего мою работу направили в Москву. Сама я об этом не знала и очень удивилась, когда пришел вызов для участия в финале конкурса «Отечество». Мне очень не хотелось покидать родную Воргу и оставлять бабушку одну, ведь уже начались огородные работы и без меня ей одной тяжело. Но меня уговорили, мой научный руководитель Юрий Александрович с помощью Главы района К.Н. Серенкова нашел деньги на поездку, и я, в общем, не жалею, что поехала. Поразил сам масштаб конкурса, ведь здесь собрались ребята из 52-х регионов, прошедшие отборочные туры в своих городах. Все, кстати, были дружелюбные и общительные. А сколько интересного и необычного …Но покидать Воргу после школы я все равно не собираюсь.
Строгое жюри высоко оценило качество выступления и уровень подготовки смоленских ребят. Хотя они и не дотянули до победы, зато все стали Дипломантами и призерамиВсероссийского конкурса, что само по себе очень высокая награда. Ведь, если проанализировать итоговые протоколы, 1-е место в номинации «Школьные музеи» заняла Короткая Елизавета из Архангельска, набрав 55,5 балла, второе – Степанова Арина из Подмосковья (55), третье – Шишкина Наташа из Мытищ (54,5). Получается, что Воргинская школьница Морозова Анна (53,5) до денежного третьего места не дотянула всего… один балл.
Конечно, немного обидно. Зато среди смоленской делегации она оказалась на первом месте, и это дорогого стоит. А Анашкина Наташа стала еще и Лауреатом конкурса рисунков. Так что никто и не думал унывать: на то он и первый раз, чтоб учиться – и на своих ошибках, и на чужих, да и ума-разума, опыта поднабраться. Ведь даже у Петра I тоже не все с первого раза получалось. Глядишь, и в следующий раз победа будет уже в наших руках!
Текст: Ю.А. Познышев, член Союза Краеведов России
№21 от 27.05.2016