В преддверии Дня фотографии (19 августа) мы поговорили с Алексеем Картаховым, человеком, который несколько лет своей жизни посвятил созданию проекта «Я помню в Вязьме старый дом», заставляющего другими глазами посмотреть на родной город. По словам самого Алексея, его фотореконструкции «приглашают в путешествие во времени: современные фотографии сделаны точь-в-точь (или почти) с того самого места, что и страшные военные снимки нацистских оккупантов и советских солдат-освободителей».
-Когда вы задумались о проекте? Что навело на эту мысль?
-Два года назад я увлекся поиском своей родни, благо фамилия у меня редкая. Периодически заходил на сайты типа «Память народа», которые время от времени рассекречивают новые данные и обновляют архивы. Конкретной точкой отсчета можно считать начало мая, когда я искал новую информацию о дедушке: в Вязьме у меня никто не жил, но дед воевал в 33-й армии, а она тесно связана с историей города. Я начал искать интересные схемы Вязьмы, и всплыла какая-то фотография. Я заинтересовался, зашел на вяземский форум, где выложено большое количество современных снимков. Там нашел кадр, который был очень похож на архивный из 40-х годов. Фотоаппарат у меня всегда под рукой. Я поехал на место. Первая удача и привела к сотне работ, которые оформились в целый проект.
-Опишите в деталях сам рабочий механизм.
-Сначала необходимо найти фотографию. Для этого запрашиваем информацию в поисковой системе на разных языках – русском, английском, немецком. Потом пробуем менять домены – google.ru, google.com, google.de. Смена языка и домена действительно влияет на результат запроса. Еще есть хитрость – зайти с анонимной страницы.
Искать фотографии можно просто в разделе «Картинки» или в содержимом сайтов. Например, в Германии есть много интернет-страниц, которые специализируются на истории, причем на конкретных военных подразделениях. Там они часто сопровождают тексты фотографиями. Еще можно пользоваться международной торговой площадкой ebay.com и форумами. Например, ржевскими. Туда ребята выкладывают очень много материалов с пометкой «Фото на опознание». На интернет-аукционах люди продают реальные фотокарточки из личных фотоальбомов немцев. Чтобы представить свой товар, они делают скан-копии фотографий и выкладывают в сеть с описанием. Именно их я всегда и использовал.
После того, как фотография попадает ко мне в руки, существуют два варианта: либо мне понятно, откуда был сделан снимок, либо нет. В первом случае я иду на место и смотрю уже там. Во втором – иду в несколько мест и проверяю. Если раньше в конкретной точке находилась площадь, а теперь дома, или, наоборот, были дома, а теперь — площадь, то я ищу хотя бы одну привязку, которая бы подсказывала точность определения местности (дерево, памятник и т.д.). Абсолютно бездоказательных работ у меня нет. В некоторых случаях таких привязок набирается пять-шесть.
-Какая часть работы была самой трудной?
-Сложно сделать так, чтобы перспектива идеально совпала, чтобы каждая линия, каждый угол на двух фотографиях при наложении сливались. Возьмем, например, подоконники на снимках нынешней школы №1. Пытался их выровнять, а никак не получалось! Оказывается, окна в здании раньше были метровые, а сейчас полутораметровые. И не понимаешь, их вверх увеличивали или вниз.
-Искали ли вы людей, которые в своих городах занимались бы чем-то подобным?
-Похожий проект есть у жителя Санкт-Петербурга. Разница в том, что мы делаем, – масштаб. Проект Сергея Ларенкова огромен, он начинал с Ленинграда, потом отснял Киев, Одессу, Москву, Калугу, Смоленск, Тулу, Курск. Он отметился в Праге, в Берлине, в Калининграде. Сергей организовывает выставки, выпускает альбомы. Он этим зарабатывает. Одним словом, я – любитель, а он – профессионал. Поэтому он не может себе позволить такую роскошь, как восстановить зимнюю фотографию зимой или дожидаться слякоти или метели, чтобы к снимку при реконструкции невозможно было придраться. Сергей приезжает один раз в конкретный город и снимает все вместе.
-У вас есть серии фотографий 2017 и 2018 годов. Какие у проекта перспективы?
-Объективно проект закончен. По Вязьме я отснял все. Новых фотографий не появляется уже полгода. А кроме Вязьмы меня особо ничего не интересует. Если задуматься о Смоленске, то там сохранились не десятки, а тысячи фотографий. Ходить и их проверять можно до бесконечности, поэтому я все же воздержусь.
№34 от 30.08.2018