Если у потребителя прерывается энергоснабжение, первыми, кто узнает о технологических нарушениях в работе электросетей и принимает меры по их устранению, являются диспетчеры — оперативный персонал электросетевой компании.
Диспетчер – одна из самых ответственных профессий в электроэнергетике. Часто их называют «элитой среди энергетиков», ведь от их решения зависит скорость восстановления электроснабжения потребителей, нарушенного стихией; от их грамотного планирования — выполнение в максимально сжатые сроки плановых работ, связанных с отключением электроэнергии.
Диспетчер управляет всеми техническими процессами на подстанциях, режимами работы сети, обеспечивает безаварийную работу оборудования, бесперебойное электроснабжение потребителей, организует выезд оперативных бригад на подстанции для вывода оборудования в ремонт и ввода его в работу. Каждый день диспетчер знакомится с работами, которые ведутся на электрооборудовании, изучает плановые и аварийные заявки.
Конечно, действия диспетчера в большинстве ситуаций строго определены регламентами, но очень часто возникают не описанные в инструкциях ситуации. И вот тогда диспетчер должен мобилизовать все свои знания и опыт, чтобы принять единственно правильное решение.
Сегодня мы побеседуем с Михаилом КРАСОТИНЫМ – старшим диспетчером оперативно-технологической группы Сафоновского района электрических сетей (РЭС) филиала ПАО «МРСК Центра» — «Смоленскэнерго», чтобы побольше узнать об этой профессии.
— Михаил, почему Вы решили стать энергетиком?
— У энергетиков интересная и ответственная работа. Кроме того, здесь есть возможность для саморазвития, получения новых знаний и навыков. Энергетика — одна из самых важных отраслей в промышленности, от её надежной и качественной работы зависит работа остальных отраслей и благосостояние страны. Я хочу вносить свою лепту в работу и развитие данной отрасли.
— Каким был Ваш путь в энергетике?
— В «Смоленскэнерго» я пришел в декабре 2014 года на должность электромонтера оперативно-выездной бригады Сафоновского РЭСа, потом работал мастером бригады по эксплуатации воздушных линий. С 2017 года являюсь старшим диспетчером оперативно-технологической группы Сафоновского РЭСа.
— Старший – значит главный?
— Я осуществляю общее руководство работой диспетчеров в смене. Ежедневно в Сафоновском РЭСе в дневную смену выходят два диспетчера и три оперативно-выездных бригады (ОВБ), а ночью работают два диспетчера и одна ОВБ. Кроме работы с оперативным персоналом, я взаимодействую с потребителями по вопросам согласования включения или отключения электрооборудования; работаю с персоналом, провожу тренировки, учебные занятия с целью расширения их знаний и квалификации.
— Что больше всего радует в профессии?
— Радует динамичность работы: ежедневно возникают ситуации и задачи, требующие различных подходов и способов решения. Радует и общий настрой коллектива на выполнение работ почти в любых условиях, готовность к трудностям, что дает стимул самому стараться и развиваться, причем работа всегда идет на позитивной волне, без тени уныния на лицах.
— А что самое сложное в работе?
— Координация работы всех бригад РЭСа при аварийно-восстановительных работах. При массовых отключениях электроэнергии из-за непогоды правильное распределение сил — это огромное психологическое и интеллектуальное напряжение. В каждом конкретном случае время восстановления электроснабжения зависит от масштаба аварии и объема необходимых работ. Но сила энергетиков в сплоченности, готовности прийти на помощь друг другу, в характере, несгибаемом перед трудностями, с которыми приходится сталкиваться в процессе выполнения работы. Любые трудности мы можем преодолеть сообща. Нередко бригады соседних РЭС филиала приезжают к нам на помощь, когда стихия бушует на территории района. Мы также готовы помочь коллегам в трудную минуту. Часто выезжаем на аварийно-восстановительные работы и в другие регионы России.
— Чем занимаются энергетики, когда система работает в штатном режиме?
— Плановыми ремонтными работами, техническим обслуживанием электроустановок, строят и вводят в работу новое оборудование по технологическим присоединениям потребителей.
— Какие качества необходимы человеку, чтобы быть «оперативником»?
— Работа диспетчера – самая стрессовая в энергетике, поэтому одно из важных качеств – это стрессоустойчивость. Кроме этого, диспетчер должен быть внимательным, коммуникабельным и оперативным в решении вопросов.
№28 от 12.07.2018