Недавно председатель комитета по образованию и молодежной политике Наталья Соловьева была награждена Дипломом за победу в номинации «Социальное развитие» в ежегодном областном конкурсе «Лучший муниципальный служащий» и отмечена благодарственным письмом Губернатора. Алексей Островский за многолетний эффективный труд отметил Наталью Николаевну благодарственным письмом.
Сегодня мы беседуем с лучшим муниципальным служащим 2017 года о проблемах образования.
— Наталья Николаевна, несколько десятилетий назад российское образование считалась одним из самых качественных в мире. Сегодня же нашу систему образования ругают практически все. Говорят, что подавляющее большинство выпускников школ демонстрируют весьма невысокий уровень знаний. Как-то за державу обидно.
— Я считаю, что сегодняшняя система образования кардинальных порицаний не заслуживает. Вспомните слова Есенина «лицом к лицу лица не увидать, большое видится на расстоянии». Мы всегда почему-то сожалеем о том, что было раньше, и нам всегда кажется, что тогда было лучше, чем сейчас. Вполне возможно, что через несколько лет будем хвалить нынешнее время, как в целом, так и в отдельных моментах. Да, в системе образования произошли изменения, но сказать, что они кардинальные, я не могу.
Система, в которой я работаю, весьма консервативна, и это хорошо. Все наши реформы в общем образовании касаются, в основном, содержания и технологичности уроков. Везде во главу угла ставится ребенок и это правильно. Сегодня, конечно, дети другие, одно поколение, безусловно, отличается от другого. Обилие информации, которое получает ребенок с ясельного возраста, сейчас огромно.
Если в советской школе основным источником знаний были учитель и библиотека, то сегодня основной источник знаний – это однозначно не учитель. Ребенок находит всю нужную ему информацию в Интернете. Но ее много, и она не всегда корректная и правильная, поэтому важно научить детей отличать зёрна от плевел.
— Престиж учителя тоже оставляет желать лучшего…
— В нашем районе однозначно весьма высококвалифицированные учителя. Многие – с большим педагогическим стажем, но есть и молодые специалисты. В школе №1 зародилась интересная идея. Руководство ищет своих выпускников, которые имеют профильное образование, но работают в других местах, и приглашает к себе. Эта интересная тенденция характерна для всего нашего города. Педагоги, которые закончили пединститут и поработали с десяток лет в каких-то фирмах, сейчас возвращаются в профессию! Они приживаются в роли учителей, чувствуют призвание, ведь не просто так закончили педагогический.
Нашими педагогами в большинстве своем можно гордиться. В этой профессии случайных людей нет. Педагогика — это призвание.
Мы занимаем много призовых места в конкурсах: «Учитель года», «Воспитатель года». Наших педагогов знают в области, приглашают на мастер-классы. При ярцевских школах открываются стажировочные площадки для педагогов из других районов. В школе №1 отработала площадка для учителей начальных классов, в гимназии — для учителей математики. Мы всегда готовы поделиться своим опытом с коллегами из школ других районов.
Форма подачи знаний, конечно, тоже изменилась. Есть федеральные государственные образовательные стандарты, определенные требования, как вести уроки. Большинство наших педагогов уже в возрасте, они преподавали еще в советское время. Но если учитель хорошо знает свой предмет, ему не страшны никакие изменения. У нас очень грамотные педагоги с большим стажем работы, но мы понимаем, что с возрастом может возникнуть педагогическое выгорание. Тут с одной стороны опыт, а с другой — умение перестроиться на новые требования, что некоторым бывает сложно.
В советское время было соответствующее отношение к людям таких профессий, как учитель или врач. Перестройка разрушила эти понятия. Но в последние годы общественное мнение меняется. Есть национальные проекты, направленные на то, чтобы поднять престиж профессии учителя.
В советское время родители не позволяли себе на кухне обсуждение личности учителя, а сегодня это, к сожалению, сплошь и рядом. Если обсуждение допускается взрослыми, то о каком уважительном отношении школьника к педагогу может идти речь. Когда же мы поймем, что только вместе (семья, школа, детский сад, комитет) сможем воспитать гармонично развитого, воспитанного и образованного ребенка?
Безусловно, хотелось бы больше видеть в наших школах мужчин-педагогов, преподающих физкультуру, ОБЖ, другие предметы.
— Педагогам сегодня, наверное, сложно еще и из-за учеников. Современные дети в большинстве своем не уравновешены, они считают, что все знают, самоуверенны, часто агрессивны. Да и с родителями у школы возникают проблемы…
— Считается, что лечить и воспитывать могут все. Но до тех пор, пока ты не побывал внутри этой кухни. Сегодня у родителей зачастую завышенные требования к школе. Иногда мамы и папы не могут справиться с воспитанием собственного ребенка, а у преподавателя 25-30 учеников, и все абсолютно разные и поначалу незнакомые.
Дети всегда остаются детьми, сегодня они более раскрепощены, у них больше информации. Я проблему вижу не в этом, а в ухудшении здоровья детей, и прежде всего психического. Настораживает, что таких школьников с каждым годом все больше. К сожалению, в стране наблюдается тенденция к ухудшению детского здоровья. Это не педагогически запущенные дети, они просто нездоровы. Да и уровень интеллекта у них низкий.
Но радует то, что у нас немало детей, развитых во всех отношениях, они хорошо учатся, активны в общественной жизни.
— До сих пор ведутся разговоры об отмене ЕГЭ. Так ли он нужен в школах? За детьми следят, как за преступниками. Как Вы считаете, лучше отменить итоговую аттестацию или достаточно поменять его форму?
— Я противник каких-то больших перемен. ЕГЭ вводили постепенно с 2000 года, и эта форма прижилась. И если ее начнут ломать, ничего хорошего не выйдет. Сегодня мы сроднились с этой формой проведения итоговой аттестации. Стрессы, непомерные нагрузки – это мифы. Большинство детей поняли, как готовиться к ЕГЭ и сдавать его, хотя, согласна, для некоторых школьников это определенный стресс. Это поняли и педагоги, знают, как готовить детей. Я считаю, что в ЕГЭ сегодня больше плюсов, чем минусов. Самое волнительное здесь –ожидание оценки.
У нас итоговую аттестацию с каждым годом проходят все лучше и лучше. Средний балл увеличивается. И потом — это удобная возможность: сдав один раз экзамен, можно подать документы в разные вузы и ждать результата. Что касается видеокамер, то ученики должны понимать, что надеяться нужно только на себя, а не на шпаргалку.
— Наталья Николаевна, представьте, что министр образования Ольга Васильева спросила Вашего совета относительно ведомства, которым руководит. Что нужно изменить, добавить, улучшить?
— Мы работаем по федеральному государственному образовательному стандарту. Сейчас в него вносятся изменения, то есть будут новые стандарты. Я считаю, что нельзя так часто переписывать столь важные документы. По ним надо работать десятилетия, а не вносить изменения бесконечно. Педагоги довольно консервативны, а любые новшества влекут за собой перемены во всей педагогической и организационной работе. Стандарт начальной школы был принят, например, в 2009 году, сейчас привносят новый… Нужно время, чтобы понять, успеть научиться работать по определенным требованиям, а если менять их каждые два года, то это только вредит.
Второе, на что я бы обратила внимание министра. Как-то прозвучало предложение перевести школы в государственное подчинение. Сейчас они — в муниципальном. Из области только зарплата идет. Если школа станет госучреждением, это повлечет колоссальные изменения. Управление такой огромной территорией повлечет хаос, ведь управлять (координировать работу) будет сложно. В местном подчинении как-то легче.
Что нам реально нужно, так это федеральная программа по безопасности образовательных организаций. Муниципальные бюджеты не потянут такие расходы, ведь требования по антитеррористической защищенности с каждым годом ужесточаются.
— Наталья Николаевна, Вы отмечены высокой наградой в ежегодном областном конкурсе «Лучший муниципальный служащий». Что означает для Вас быть хорошим чиновником?
— Я не применяю к себе слово «чиновник». Многие придают ему негативный оттенок. Я была учителем и остаюсь им по сей день. Быть учителем – мое призвание, и не важно, какую должность я занимаю. Учу детей или директоров, не имеет значения. Мы учимся вместе.
В ярцевской системе образования — 37 подведомственных учреждений, а только в школах сегодня учится почти пять тысяч детей. Под моим непосредственным руководством работает 21 человек. Мы, комитет, – это координационный центр для детских садов, школ, учреждений дополнительного образования. Все они разные, но в работе должна быть согласованность, иначе (когда каждый сам по себе) оркестра уже не будет. Эту согласованность и обеспечивают работники комитета по образованию.
№26 от 28.06.2018